Тема: Твердые и мягкие согласные звуки 2-й класс

Цель: закрепить умение проводить дифференциацию твердых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и буквы Ь; развивать слуховое вни­мание, кратковременную память, мышление; воспиты­вать умение играть по правилам.

Ход занятия

♦ Оргмомент

Объяснение правил игры «Умники и умницы». Пред­ставление участников: ведущего, жюри, теоретиков, агонистов.

Игра «Умники и умницы» состоит из трех частей — трех агонов. Перед первым и вторым агонами проис­ходит отбор участников (агонистов) в количестве трех человек. Ими становятся те, кто быстрей всех правиль­но ответят на вопросы ведущего. Агонисты становятся на дорожки красного, желтого и зеленого цвета по вы­бору (первый агонист выбирает дорожку первым, затем возможность выбора получает второй агонист, третье­му достается последняя свободная дорожка). На зеле­ной дорожке можно сделать до двух ошибок на четыре предложенных вопроса (дорожка, из 4 квадратиков), на желтой — имеется право на одну ошибку из трех вопро­сов (дорожка из 3 квадратиков), на красной дорожке нет права на ошибку (дорожка из 2 квадратиков, предъяв­ляется два вопроса). Остальные участники находятся на своих местах — они теоретики. Они могут отвечать на те вопросы, на которые затрудняются ответить агонисты. В случае правильного ответа теоретик получает орден. В третьем, финальном агоне, принимает участие теоретик, набравший наибольшее количество орденов. Также в финале участвуют победители двух предварительных агонов.

♦ Отбор участников первого агона

Ведущий.Отгадайте загадки. В отгадке должен быть мяг­кий звук на конце слова.

1). Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь )

2). Сколько бы ни ел,

Никогда сыт не бывает.

(Огонь)

3). Спит или купается,

Все не раздевается.

Целый день на ножках

Красные сапожки.

(Гусь)

♦ Первый агон Задание 1

Зеленая дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Юлия»? (3)

Желтая дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Евгения»? (4)

Красная дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Эмилия»? (3)

Задание 2

Зеленая дорожка. Измените слово так, чтобы время года стало игрой. (Слово «лето» — на наборном по­лотне. Участник должен заменить букву, чтобы по­лучилось слово «лото».)

Желтая дорожка. Что нужно сделать, чтобы имя де­вочки стало небесным телом? (Лена — луна.)

Красная дорожка. Что нужно сделать, чтобы длин­ная палка стала цифрой? (Шест — шесть).

Задание 3

Зеленая дорожка. Назовите слово, оканчивающееся на -ль из 4 букв, означающее «летний месяц». (Июль)

Желтая дорожка. Назовите слово, оканчивающее­ся на ль из 4 букв, означающее необходимая приправа к пище». (Соль)

Красная дорожка. Назовите слово, оканчивающе­еся на -ль из 4 букв, означающее «часть автомобиля». (Руль)

♦ Объявление победителя первого агона(победителя может и не быть, если агонисты сошли со своих до­рожек, сделав больше ошибок, чем допущено).

♦ Отбор участников второго агона

1) Назовите слово, в котором все согласные звуки твердые.

2) Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

3) Назовите слово, в котором первый согласный звук твердый, а второй мягкий.

♦ Второй агон Задание 1

Зеленая дорожка. Какими звуками различаются сло­ва «лук — люк»?

Желтая дорожка. Какими звуками различаются сло­ва «мышка — мишка»?

Красная дорожка. Какими звуками различаются сло­ва «нос — нес»?

Задание 2

Зеленая дорожка. Заполните таблицу: «помещение для приготовления еды» (Кухня)

      н я

Желтая дорожка. Заполните таблицу: «музыкаль­ное произведение» (Песня)

      н я

Красная дорожка. Заполните таблицу: «след, нака­танный лыжами» (Лыжня)

      н я

Задание 3

Зеленая дорожка. Отгадайте слово по описанию и скажите, какое несоответствие есть между написанием и произношением: «Сквозной проезд под землей в горах». (Туннель)

Желтая дорожка. Отгадайте слово по описанию и скажите, какое несоответствие есть между написанием и произношением. «Приспособление для улавливания радиоволн» (Антенна).

Красная дорожка. Найдите ошибку в произноше­нии:

В воскресный день

С сестрой моей

Мы вышли со двора.

— Я поведу тебя в музЭй. —

Сказала мне сестра.

♦ Объявление победителя второго агона(победителя может и не быть, если агониеты сошли со своих до­рожек, сделав больше ошибок, чем допущено).

♦ Отбор участников финального агона

Финалистами становятся победители предваритель­ных агонов и теоретик, получивший наибольшее количе­ство орденов. Первым выбирает дорожку первый фина­лист, вторым — второй, а теоретику достается последняя свободная дорожка. Если в предварительных агонах победителей выявлено не было, в финал выходят только те­оретики (по количеству орденов). Выбор дорожек проис­ходит в соответствии с количеством орденов.

♦ Финальный агон Задание 1

Зеленая дорожка. Какое слово лишнее»?

Лебеда, собака, лисица, рябина.

Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»?

Линия, деньги, белье, антенна.

Красная дорожка. Какое слово «лишнее»?

Бабочка, ромашка, катушка, корова.

Задание 2

Зеленая дорожка. Послушайте стихотворение и ска­жите, какой непарный твердый согласный звук встреча­ется в стихотворении два раза:

Два березовых коня

Через лес несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их лыжи. (Ж)

Желтая дорожка. Послушайте стихотворение и ска­жите, какой непарный твердый согласный звук встреча­ется в стихотворении три раза:

Белка с ветки

В свой домишко

Перетаскивала

Шишки. (Ш)

Красная дорожка. Послушайте стихотворение и скажите, какой непарный твердый согласный звук встреча­ется в стихотворении два раза:

Бегают две курицы

Прямо на улице. (Ц)

Задание 3

Зеленая дорожка. Узнайте слово по описанию и заполните таблицу.

Водоплавающая птица. (Чайка)

Ч        

Желтая дорожка. Узнайте слово по описанию и заполните таблицу.

Летняя трикотажная рубашка без рукавов. (Майка)

    й    

Красная дорожка. Подберите слово из четырех звуков, в котором первый согласный звук был бы мягкий, а второй твердый. (Мята, липа, зима.)

- Подведение итогов игры. Награждение победи­телей.

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Тема игры: Словоизменение имен существительных 4-й класс

Цель:закрепить умение пользоваться падежными во­просами, узнавать формы падежей в текстах, использовать нужные предлоги с различными падежами.

Ход игры

♦ Выбор участников первого агона и выбор дорожки для игры

Первый, ответивший на вопрос, становится участни­ком и выбирает дорожку.

1) Какое слово в именительном падеже стоит в пред­ложении: «Стоит избушка на курьих ножках»? (Демонстрируется иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».)

2) Какое слово в творительном падеже стоит в пред­ложении: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»? (Демон­стрируется иллюстрация к сказке «Сивка-бурка».)

3) Какие слова в дательном падеже стоят в предло­жении: «И пошла печь по улице прямо к царю»?

(Демонстрируется иллюстрация к сказке «По щучьему велению».)

♦ Первый агон Задание 1

Зеленая дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Чем рубят дрова?

Желтая дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Чего много в лесу?

Красная дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Кого вырезал папа Карло из березового полена?

Задание 1

Зеленая дорожка. Существительные в каком падеже встречаются 8 раз в стихотворном отрывке?

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

(В винительном падеже.)

Желтая дорожка. Слова в каком падеже встречаются 5 раз в стихотворном отрывке?

Под столицей, близ ворот

С шумом встретил их народ.

Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей.

(В творительном падеже.)

Красная дорооюка. Слова в каком падеже встречают­ся 5 раз в стихотворном отрывке?

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

(В предложном падеже.)

Задание 3

Зеленая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Вода камень точит».

Желтая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Летний день год кормит».

Зеленая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Копейка рубль бережет».

♦ Выбор участников 2 агона

Закончите стихотворение и назовите падеж последне­го слова данного отрывка:

1) — Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я .... (Пир. Винительный падеж.)

2) — Кабы я была царица —

говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я .... (Полотна. Родительный падеж.)

3) — Не посмел я взять с нее выкуп.

Так пустил ее в синее .... (Море. Винительный падеж.)

♦ Второй агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Собак- укусила ос-. (-а, -у)

Желтая дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Телег- перегнала машин-, (-у, -а)

Красная дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Конфет- нужна девочк- . (-а, -е)

Задание 2

Зеленая дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) синиц, воробьев, кур, сорок.

Картинки: синица, воробей, курица, сорока.

Желтая дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) собак, коров, коней, коз.

Красная дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) окуней, карасей, лещей, щук.

Задание 3

Зеленая дорожка. Вставьте окончания в словосочетание:

Порезать хлеб-,

Отрезать хлеб-, (-а)

Желтая дорожка. Вставьте окончания в словосочетание:

Перелить молок- из кувшина в кастрюлю, (-о)

Налить молок- в чашку, (-а)

Красная дорожка. Вставьте окончания в словосоче­тание:

Съесть весь виноград-.

Съесть кисть виноград-, (-а)

♦ Финальный агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Делать — мухи слона.

Выйти сухим — воды.

Узнать — первых рук. (Из)

Желтая дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Дорога ложка — обеду.

Своя рубашка ближе — телу.

Милости прошу — нашему шалашу. (К)

Красная дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Глаза — лоб полезли.

Зуб — зуб не попадает.

Как снег — голову. (На)

Задание 2

Зеленая дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Закидаем (шапками, кепками, шляпами).

Желтая дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Садиться не в свои (кресла, машины, сани).

Красная дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Стрелять из (ружей, винтовок, пушек) по воробьям.

Задание 3

Зеленая дорожка. Ответьте на вопрос: чего в лесу больше — деревьев или осин?

Желтая дорожка. Ответьте на вопрос: кого в лесу больше — муравьев или насекомых?

Красная дорожка. Ответьте на вопрос: чего в мага­зине больше — фруктов или апельсинов?

♦ Подведение итогов. Награждение победителей.

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Наши рекомендации