Раздел 4. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

Основной дидактический материал содержится в те­тради № 2 «Тайны твердых и мягких согласных». Рас­сматриваются случаи обозначения мягкости с помощью мягкого знака и с помощью гласных букв.

Различение согласных по твердости — мягкости тре­бует особенного внимания, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в бук­венном составе русского алфавита. Твердые и мягкие со­гласные попарно имеют одну общую букву. Твердость или мягкость согласного выражается не в букве согласного, но в букве следующего гласного и в наличии или отсут­ствии мягкого знака. Поэтому, различая на слух твердые и мягкие согласные звуки, на письме нужно научить детей различать гласные буквы а—я, о—ё, у—ю, ы—и, э—е, буква ь — пробел.

При выполнении устных упражнений следует приме­нять цветные звуковые схемы, выкладывая которые дети получают возможность зрительно представить себе зву­ковой состав слова с точки зрения твердости-мягкости. Кроме того, моделирование слов с помощью схем разви­вает пространственное мышление детей.

Начинается раздел с более легкой темы — «Обозна­чение мягкости с помощью мягкого знака.».Рассматри­ваются две позиции мягкого знака в слове: в конце слова и в середине слова. Большое значение придается смыслоразличительной роли мягкого знака на примере слов-паронимов. Имеется много материалов по обогащению словаря учащихся, по формированию представления о рифмующихся словах.

В теме «Обозначение мягкости согласных при по­мощи гласных» используются задания по каждой паре гласных букв. Упражнения подобраны по единой струк­туре и обязательно содержат задания, показывающие смыслоразличительную роль твердых и мягких согласных звуков. Также обращается внимание на развитие словар­ного запаса. Для этих целей широко применяются зада­ния на заполнение таблиц «Узнай слово по толкованию». Все слова должны содержать в своем составе изучаемые и сравниваемые звуки и буквы в одинаковом количестве. Например, при различении твердых и мягких согласных, обозначаемых с помощью гласных А—Я, предлагаются таблицы, содержащие слова-отгадки, заканчивающиеся па НА—НЯ, ЛА—ЛЯ (лиственное дерево — осина, пло­довое дерево — вишня, птица — цапля, рыба — акула, и др.).

Важность данного вида работы в том, что дети полу­чают образец толкования слова в виде определения че­рез род (дерево) и видовое отличие (лиственное) и име­ют возможность научиться правильно определять слова, используя слова-обобщения. Не секрет, что дети вместо четкого ответа на вопрос о значении того или иного слова описывают его функции, например: «Стул — это на нем сидят».

Отдельно дана тема на различение твердых и мягких звуков перед Е. Согласные парные перед Е в исконно рус­ских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко. В части заимствованных слов перед Е произносятся или могут произноситься твердые согласные. Однако лишь в немногих случаях твердость согласного обозначается буквой Э: сэр, мэр, пэр и.т. д. В остальных случаях твердость согласного остается необозначенной: после твердого согласного, как и после мягкого, пишется буква Е. Учеников знакомят с нормами орфоэпии, касающимися произнесения наиболее употребительных слов иностранного происхождения (шоссе, ателье, кашне ит. д.). С помощью учителя-логопеда учащиеся различа­ют твердые и мягкие согласные звуки перед Ев трудных словах, запоминают правильное произношение слов типа музей, пионер, крем и другие.

Кроме парных по твердости-мягкости согласных зву­ков, в русском языке есть непарные мягкие Й, Ч, Щ, а также непарные твердые Ж, Ш, Ц согласные буквы. В данной теме важно показать самостоятельность этих букв, не нуждающихся в помощи гласных для обозна­чения твердости — мягкости соответствующих звуков. Уместно напомнить ученикам правила правописания сло­гов ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. В конце раздела есть задания для повторения и обобщения, а также кон­трольные тесты.

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

В третьей четверти начинается работа но дифферен­циации смешиваемых согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Используется тетрадь №3 «Различаем глухие и звонкие согласные» и тетрадь № 4 «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие».

Применяемая в практической логопедии система упражнений по воспитанию акустико-артикуляционных дифференцировок включает постепенно усложняющиеся задания: от сопоставления изолированных звуков с ука­занием сходства и различия в артикуляции и звучании к дифференциации фонем в слогах, словах, текстах (в про­изношении, по слуху и на письме). При уточнении артику­ляции смешиваемых по звонкости — глухости согласных звуков логопед обращает внимание детей на одинаковость артикуляционного уклада и разницу в работе голосовых связок. Поэтому при работе над дифференциацией глухих и звонких согласных звуков логопед опирается, во-пер­вых, на кинестетические ощущения работы голосовых связок, во-вторых, на слуховое восприятие.

Каждое занятие содержит упражнения для развития фонематических представлений на материале различа­емой пары звуков. Наряду с упражнениями на различе­ние звуков проводится работа по развитию навыков звукобуквенного анализа слов различной звукобуквенной структуры, начатая еще в первой четверти. В частности, работа с цифровым рядом направлена на закрепление на­выка позиционного звукобуквенного анализа. Цифровой ряд представляет собой внешнюю опорную схему слова. Логопед произносит слово, ученик ищет место заданного звука, продвигаясь по ряду, и зачеркивает нужную циф­ру. Словарный материал подбирается логопедом (по 10 слов на каждый звук). Слова должны содержать в своем составе не более 10 звуков и иметь по несколько задан­ных звуков, в том числе и оппозиционных. Например, при определении места звука П даются слова: попробуй, по­добрать, подкупить. Можно использовать слова, нахо­дящиеся в тетради. Там они располагаются выше цифро­вого ряда. Перед началом работы слова следует закрыть листом бумаги, чтобы исключить зрительный контроль.

Письменные задания на различение букв включают упражнения на сравнение слов-паронимов, на вставку пропущенных букв. Тема оглушения звонких согласных дается в виде задач на поиск такой позиции в слове, без пропуска букв.

В конце раздела ученики выполняют контрольные те­стовые задания.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

В четвертой четверти продолжается работа над диф­ференциацией согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Рассматриваются аффрикаты и сонорные звуки. Используется тетрадь № 4.

При дифференциации названных звуков логопед опи­рается на разницу в артикуляционном укладе при произ­несении каждого из смешиваемых звуков и на слуховое восприятие этих звуков.

Последовательность работы такая же, как и при раз­личении глухих и звонких согласных:

- выделение заданных звуков из позиции начала сло­ва;

- нахождение места звука с опорой на внешнюю схе­му;

- нахождение места звука по представлению;

- дифференциация слов-паронимов (сопоставление по смыслу и звучанию);

- различение на письме смешиваемых букв в словах и предложениях;

- словарная работа.

Для активизации словарного запаса применяются за­дания на заполнение таблиц по определенным лексиче­ским темам. Все используемые слова должны содержать в своем составе различаемые звуки. Так, при различении Ч—Ц таблица содержит разделы «Птицы», «Посуда», «Животные», «Насекомые», а в теме «Звуки и буквы Р—Л» детям дается задание вспомнить названия по те­мам: транспорт, игрушки, спорт, фрукты — с этими зву­ками. Кроме этого, в каждой теме приведены таблицы «Узнай слово по толкованию».

Речевой материал представлен, в основном, знако­мыми детям стихотворными текстами. Это облегчает восприятие, так как ребенок вспоминает стихотворение, пытается прочесть его наизусть. Актуализируется его долговременная память, развивается такой волевой про­цесс, как припоминание. Кроме того, стихи создают при­поднятый эмоциональный фон на занятиях, воспитывают читательский вкус.

В конце разделов даны контрольные задания.

Коррекция нарушений чтения

Для преодоления нарушения чтения применяют­ся упражнения и звуковые разминки из книги: Козыре­ва Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. Читай четко, громко, выразительно. М.: Издат-школа, 2000.

Назначение данного пособия — работа над улучше­нием дикции у учащихся, имеющих нечеткую, смазанную артикуляцию, тихий, немодулнрованный голос, короткое поверхностное дыхание, поэтому в состав каждой раз­минки входят задания на развитие голоса, дыхания, арти­куляции: чтение на одном выдохе цепочек гласных звуков и слогов с различной силой голоса и с различным акцен­тированием. От интонации перечисления дети переходят к чтению цепочек с ударением на первом слоге, затем чи­тают гласные и слоги со сменой ударения.

В книге имеется 50 звуковых разминок, каждая из которых посвящена автоматизации одного из звуков или дифференциации одной пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Для закрепления звука или различения пары смешиваемых звуков детям предлага­ется чтение столбиков слов, насыщенных данными зву­ками. Одновременно происходит тренировка чтения. Для закрепления осознанного чтения дети читают слова, сход­ные по написанию; однокоренные слова с разными при­ставками; слова с одинаковой приставкой; слова, обра­зованные способом наращивания и т.д. Кроме столбиков слов в состав звуковых разминок входят чистоговорки, скороговорки и стихотворные отрывки.

Чтение звуковой разминки осуществляется в начале соответствующего по теме занятия.

Наши рекомендации