Теперь: Литургическое почитание святых (мощей) реликвий
· святых мощей
· Честнаго Креста Господня
· Ризы Господней и других.
Во-первых, мощи присутствуют в чине освящения храма: В освящаемый храм, когда престол уже будет помазан Святым Миром (уже освящен престол), на него влагают мощи святых мучеников (в чине освящения храма) — по Русскому Чину.
Тем самым выражается идея, что Церковь зиждется на мощах мучеников.
По греческому чину освящения храма наоборот: сначала влагают мощи, а потом освящают престол. Русский чин в этом плане древнее, оказывается.
И в чине освящения антиминса, который является сокращением чина освящения храма, тоже влагаются в антиминс частицы мощей. Это первое.
А второе — это то, что является яркой особенностью Византийского обряда — наличие 2-х чинов освящения воды: Великого и Малого. В других обрядах, как правило, присутствует только одно освящение воды.
В Византийском обряде есть Великая вода, Великого освящения — Великая Агиасма, и вода малого освящения — просто святая вода.
Великая Агиасма освящается:
· на праздник Богоявления и
· на всякий раз, когда совершается Таинство крещения (вода Таинства крещения также считается Великий Агиасмой).
К Великой Агиасме у нас очень благоговейное отношение: ее можно выливать только в непопираемое место (ее нельзя вылить просто на землю); вкушают Великую Агиасму только натощак.
С другой стороны, у нас есть вода Малого освящения, с молебна (как говорят). Ее уже можно вкушать в любое время, и не натощак; ее можно в пищу добавлять, так и делают благочестивые христиане.
Она считается меньшей святыней, чем Великая Агиасма.
[Если успеем, мы будем отдельно говорить о чинах освящения воды].
Здесь только отметим, что в то время, как чин Великого освящения воды является чином освящения воды по преимуществу, чин Малого освящения воды связан исторически с благочестивым обычаем освящать воду через погружение в нее святыни.
В чине Великого освящения воды в Таинстве Крещения ничего не погружается в воду, кроме руки священника. А в чине Малого освящения воды существенную роль играет погружение святыни — Креста Господня — частицы Истинного Древа Креста Господня.
1 августа есть праздник “Происхождение Честных Древ”. Это праздник, когда частицы Древа Креста Господня износили их храма Святой Софии и ходили по Константинополю и округе и погружали в воду в разных источниках эту частицу Креста Господня, тем самым оживотворяя воду.
Этот праздник в древности праздновался несколько дней: в конце июля и начале августа. Как раз в это время вода бывает вредной: из-за жары она портится. Чтобы она не портилась, так делали. Так возник чин Малого освящения воды: когда в воду погружают крест.
Уже давно написаны особые молитвы в этот чин, и уже не обязательно в воду погружать частицу Креста Господня, а просто напрестольный крест. Тем не менее исторически чин связан именно с этим.
А также был еще 2-й параллельный чин, сейчас он уже вышел из русской практики, — чин омовения мощей:
когда в воду погружали не Крест Господень, а частицу мощей того или иного святого. Он, этот чин, сохраняется еще у греков в некотором измененном виде. Например, в Лавре святого Афанасия Афонского греки на праздник св. Афанасия (я там был в это время) освящали воду Крестом — Истинным Древом — и головой Афанасия Афонского. (Во всех Афонских монастырях есть частицы истинного Древа Господня).
Таким образом, кроме чинов освящения храма и антиминса, можно выделить еще чины освящения воды: чин Малого освящения воды — Малый водосвятный молебен — и Чин омовения мощей, сейчас неупотребляемый, где мощи тоже имеют существенную роль: они погружаются в воду для ее освящения.
Всякое другое почитание икон и святых мощей — это уже дело личного благочестия: люди приходят, кланяются, прикладываются к мощам, иконам, но это уже в Уставе никак не указывается. Также, при желании, могут совершаться молебны перед иконами и мощами, но это уже сверх того, что приписано Уставом.
Тема: Службы суточного круга. Часослов.
Это очень важная тема.
Каждый должен знать 9 служб суточного круга Православной Церкви:
· Вечерня (как творение мира началось с вечера)
· повечерие
· полунощница
· утреня
· 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы
· чин Изобразительных
Откуда взялась эта система суточного круга? Памятники христианской письменности первых 3-х и даже 4-х веков сообщают нам, что к III в. у христиан сформировался обычай молитвы в течение дня.
Я изображаю день: вот вечер, вот утро.
Рисунок.
Вечером и утром совершались службы собрания — вечерние и утренние службы. Кроме того, христиане обязаны были молиться, по крайней мере, еще 4 раза в день — лично:
3-й, 6-й, 9-й часы дня и среди полуночи.
Молитвы 3-го, 6-го, 9-го часов дня описаны уже в “Дидахи”: там говорится, что христианин должен в день читать Отче наш.
Символически эти часы связываются обычно с временами противными.
Утро, вечер, начало и конец дня тоже посвящались Господу, а молитве среди ночи приписывалось особое мистическое значение. В Евангелии говорится: “бдите, ибо не знаете, когда Господь ваш приидет”. И эта молитва — молитва ожидания Господа: христиане не спят, встают среди ночи для того, чтобы как бы всегда быть готовыми к встрече с Господом. Ясно, что требуется сон. Но христиане встают среди ночи, чтобы символически показать свою готовность к пришествию Господа.
Необходимость молиться среди полуночи подчеркивает, например, Тертуллиан (III-й век) и другие церковные авторы III века. Свидетельство Тертуллиана — одно из наиболее древних о ночной молитве.
Можно отметить, что вставать среди ночи христианам I-х веков было удобно: в больших городах, где стояли военные гарнизоны, среди ночи как раз менялась воинская стража. Смена воинской стражи в Римской империи сопровождалась биением в барабаны и др. громкими звуками, поэтому было достаточно естественно, что полгорода обычно просыпалось.
В IV веке в Египте появляется монашество. Египетское монашество жило в пустыне, и ему не требовалась зависимость от рутины будничной жизни, как в городе.
Египетские монахи, по сообщению церковных монашеских писателей IV-V веков, имели такое правило молитвы: вечером они начинали службу и пели, сколько хватало сил — пели псалмы подряд — ничего особенного их служба не представляла, затем ложились спасть, а рано-рано утром опять вставали и пели службу до рассвета.
От рассвета до вечера они занимались рукоделием.
2 службы — это египетская система IV века (монашество). А это городская система первых 4-х веков.
В V веке очень сильно расцветает практика городского монашества. И городское монашество объединило обе практики, тем самым, породив нашу систему служб суточного круга. Получается наша система служб суточного круга.
Во-первых, поскольку монахи все ходят на службу, все службы индивидуальные стали обязательными — общими: 3-й, 6-й, 9-й часы, полунощница.
Теперь сам набор служб:
· Вечерня соответствует Вечерне
· эта служба в начале ночи соответствует Повечерию
· после Вечерни бывает ужин, по распорядку монастырской жизни
· Затем эта длинная служба до рассвета и служба городская на рассвете объединяются в одну продолжительную Утреню
· полуночная служба превратилась в полунощницу
· далее 3-й, 6-й, 9-й часы.
Здесь не хватает 2-х служб 1-го часа и изобразительных.
Эта система является объединение 2-х систем: монашеской и старой кафедральной городской.
Вечерня. Повечерие
Полунощница
Утреня объединяет: и бдение монашеское, и кафедральную Утреню — как бы из 2-х частей.
Куда девалась служба 1-го часа? — Это загадка до сих пор для ученых.
Одно из самых ранних упоминаний о 1-м часе принадлежит Иерониму Стридонскому, который пишет о причине введения 1-го часа: монахи, по Иерониму Стридонскому, пели свою Утреню, оканчивали ее и шли по своим кельям спать. А в это время в городе только собирались все в храме на Утреню. И чтобы не было такого безобразия, что монахи спят, когда миряне молятся, якобы, по Иерониму, была введена служба — 1-й час. Это спорно, но вот такая версия. На самом деле, действительно, 1-й час никогда не бывает отдельно от Утрени за исключением Царских часов.
Палестинский Часослов (службы суточного круга у нас по происхождению Палестинские) был рассчитан на монахов, которые живут каждый в своей келье, отдельно, — молятся отдельно друг от друга. Такие монахи причащались также отдельно по своим кельям Преждеосвященными Дарами. Имелась особая служба на Причащение.
В постные дни такая служба читалась попозже, после 9-го часа. В непостные дни — пораньше, после 6-го часа, поскольку после этой службы была трапеза. Эта служба и есть Изобразительных. Итак, Изобразительные могут находиться как после 6-го, так и после 9-го часа.
В непостные дни Изобразительные бывают после 6-го часа.
У нас в непостные дни, как правило, если совершается служба, то совершается литургия.
А Изобразительные выливаются тогда в литургию. Поэтому в 3-й, 6-й час бывает литургия.
И, наоборот, в дни, когда положен пост особый, — это будние дни Великого Поста. Литургии или вовсе не бывает, или бывает после Вечерни Преждеосвященная Литургия, тогда изобразительные читают после 9-го часа.
Так, изобразительные меняют свое положение в зависимости от того, день постный или нет. Но если в непостный день у нас все-таки нет литургии (например, священник говорит), то мы читаем тогда изобразительные после 6-го часа.
Вот наш круг суточных служб. Он восходит к Палестинскому часослову, и наш часослов является, по сути, не очень сильной переработкой этого древнего Палестинского часослова.
В часослове содержатся следующие богослужения суточного круга:
· последование Полунощницы
(т.е. хотя Суточный круг начинается с вечерни, а в часослове 1-я служба — полунощница). Полунощница в часослове 3-х видов:
· будничная
· субботняя
· воскресная.
Потом идут последования:
· утрени
· 1-го часа
· 3-го часа
· 6-го часа
· изобразительных.
Далее
· чинопанагии — это монастырский чин обеденной трапезы.
Чинопанагии
Затем
· 9-й час
· вечерни
Затем
· молитвы в трапезе — это не что иное, как чин ужина.
Домашнее задание: на ужине обратите внимание, молитвы совсем не такие, какие включены в чин обеда. Посмотреть в часослове чин ужина.
В чине обеда: перед едой “Отче наш”, после еды “Благодарим Тя, Христе Боже Наш”.
А в чине ужина совсем другие молитвы — посмотрите, какие.
И, наконец, часослов содержит — чин повечерия — в двух вариантах
· Великое повечерие и
· Малое повечерие.
Далее идут разные ценные Приложения:
· 17-я кафизма
· Отпустительны разные
· Последование общего молебна
· Тропари по Непорочнах
· Тропари на молебнах и
· Анонимное наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием (написано недавно неизвестным автором; в старом часослове его не было, в дореволюционном; какой-то неизвестный литургист его составил).
Итак, мы выяснили: в часослове содержатся последования всех служб суточного круга, + чинопанагии (т.е. чин обеда), молитвы в трапезе (т.е. чин ужина).
При этом Повечерие и полунощница в часослове в нескольких видах:
Полунощница — будничная, субботняя, воскресная;
Повечерие — великое и малое.
Мы выяснили виды Повечерия и Полунощницы:
· Полунощница 3-х видов, на самом деле — 4-х: бывает еще Пасхальная Полунощница;
· Повечерие 2-х видов; на самом деле бывает еще одного вида — Пасхальное Повечерие. какие бывают виды других служб Суточного круга? -
· это надо выучить!
Вечерня бывает 3-х видов:
· Великая
· Малая
· Вседневная (или Будничная)
(Великопостная Вечерня имеет тип Вседневной).
Утреня бывает тоже 3-х видов:
· Праздничная (соответствует Великой Вечерне)
· Вседневная (соответствует Вседневной Вечерне)
· Славословная или Утреня с праздничным окончанием (не имеет соответствия).
Часы:
· обычные (или 3-хпсалмные)
· Царские
· Великопостные
· Пасхальные.
Изменения в структуре суточного круга.
Совершение Всенощного бдения.
Еще раз я выпишу суточный круг:
Рисунок.
· Вечерня совершается до заката, по Уставу
· на закате Ужин
· Повечерие: — после Вечери, т.е. после ужина
· Полунощница
· Утреня — оканчивается (не начинается, как люди думают) на рассвете; начинается она глубоко ночью; на Афоне утреню начинают: в будние дни — в 3-4 ч утра (по нашему счету времени), в праздники — в 2-3 ч утра.
Вечерня на Афоне начинается в 3-4 ч дня (по нашему времени), оканчивается — в полседьмого, часов в 7 или 8 уже ложатся спать.
Встать можно спокойно в 2-3 ч утра.
· 1-й час.
Еще можно отметить: хотя службы изначально совершаются в разное время дня (каждая служба — в свое время дня), более поздние Уставы в целях сокращения службы, предписывают их объединять в такие последования: несколько служб петь подряд.
Объединяют:
· 9-й час и вечерню [повечерие отдельно идет]
· полунощницу, утреню, 1-й час
· 3-й с 6-м часом.
Суточный круг начинается с вечерни.
9-й час относится еще к прошлому дню: на нем тропарь и кондак еще прошлого дня. Смыкается старый круг и новый круг.
А в постные дни, когда изобразительные после 9-го часа, тогда по- другому они объединяются: тогда 9-й час присоединяется к 6-му часу, а потом изобразительные читаются.
Так объединяются службы. Получается: 3 богослужебных собрания:
· вечернее
· утреннее
· дневное.
Но в московской церковной практике получается 2 богослужебных собрания. В большинстве храмов служат:
· вечерню;
повечерие с полунощницей пропускают; и сразу
· утреню.
А утром:
· 3-й, 6-й час и
· литургию.
Изменение в структуре служб суточного круга при совершении Всенощной.
Мы выяснили: Вечерня бывает до заката.
Вся идея Всенощной заключается в том, чтобы не спать всю ночь, поэтому называется Бдение (нет сна). Бдение по Уставу начинается после заката, после ужина.
Включает в себя Бдение:
· вечерню
· утреню
· 1-й час.
Из суточного круга при этом опускаются службы:
· полунощница
· повечерие. Оказываются не у дел.
Вечерня переносится на время после ужина, причем она растягивается (удлиняется) и утреня тоже удлиняется для Всенощной.
Поскольку ночь в разное время года имеет разную длину, то между Вечерней и Утреней вставляется своеобразный буфер — промежуток, который может быть короче или длиннее: в это время читаются куски из Апостольских посланий, Писаний, Деяний, даже могут читаться части Апокалипсиса (Если вас спросят, когда по Уставу за богослужением читается Апокалипсис, — он может читаться как раз в этом месте — между Вечерней и Утреней).
Это на воскресном бдении.
На бдении к памяти каких-то праздников или святых, здесь уже не Апостольские послания, писания читаются, а соответственно, жития или какие-то поучения, но уже не из Апостола.
Этот промежуток после вечерни называется Великим Чтением на Уставе. Перед шестопсалмием между Вечерней и утреней положено Великое Чтение.
В современной московской практике такое Великое Чтение сохранилось 1 раз в году — на Пасху, когда мы читаем.
На Пасху: по Уставу совершается вечером вечерняя литургия (она бывает на самом деле утром, а по Уставу — вечером). После нее начинается чтение Деяний апостолов. А после чтения начинается Пасхальная Полунощница. На Пасху читают Деяния перед службой — это как раз Великое чтение.
И по Уставу, когда Всенощная, бывает такое чтение, чтобы урегулировать длину бдения: когда короче ночь, короче чтение, когда нет, длиннее чтение.
Итак, состав бдения:
· вечерня
· Великое чтение
· утреня
· 1-й час.
Дальше уже, как обычно:
· 3-й
· 6-й
· литургия.
Какая часть дня остается без службы в этом случае? Вечер.
Когда нет бдения, вечерня — до заката. А бдение начинается после заката, по Уставу (Мы говорим сейчас об Уставном бдении).
Получается, что вечером у нас нет никакой службы — перед закатом.
Поэтому, при бдении вводится еще одна (служба) вечерня — малая вечерня.
Таким образом, малая вечерня — вопреки многим, кто думает, что Малая вечерня — будничная служба, — бывает только в самые большие праздники, когда есть бдение. Она дополняет суточный круг до его полной схемы. После малой вечерни бывает ужин. То есть малая вечерня бывает как бы в комплекте с Великой: никогда не бывает отдельно сама по себе, если есть малая вечерня, то обязательно будет потом великая.
Но в Москве, когда мы служим бдение не ночью, а вечером, тогда малая вечерня оказывается не нужна: у нас и так вечером служба — бдение.
Малая вечерня никогда в Москве не служится, только в престольные праздники, и то не во всех храмах.
На Афоне Уставное бдение служат. Там в разные праздники — разное Уставное бдение. Самый большой праздник был праздник 1000 лет Афанасия Афонского. В лавре св. Афанасия Афонского. Она начали Малую вечерню (примерно в 5 ч вечера), в 6 ч окончили. Потом был ужин. Примерно в 7 ч вечера они начала всенощное бдение, которое закончилось в 7 ч утра, водосвятный молебен потом служился до 8 утра и с 8 до 10 до 1030 совершался уже архиерейский турнир (?)
Вся служба без перерыва длилась примерно 16 часов (с 7 ч вечера до 11 ч утра), включая литургию.
Структура суточных служб при бдении.
Итак, мы видим, что две службы (повечерие и полунощница) ушли, зато добавилась еще одна (малая вечерня).
При бдении на одну службу суточного круга меньше: две убавилось, одна добавилась.
Это очень важная тема.
Лекция № 5.
Тема: Седмичный богослужебный круг.
· один из 3-х кругов праздников.
Дни седмичного круга делятся на 3 категории:
1) Воскресение (“неделя” — по церк.-слав.)
2) Суббота
3) будние дни (или седмичные дни).
Каждый из дней седмичного круга имеет определенную тему — нельзя сказать, что каждый день является праздником. Скорее, есть некая тема: какие-то песнопения посвящены какому-то святому или какому-то событию; не вся служба, а именно какая-то ее часть. Поэтому мы говорим: литургические темы дней седмицы.
Вопросу формирования системы литургических тем дней седмицы посвящено не так много книг. На русском языке я могу посоветовать посмотреть статью Ольга Крашеннинниковой в одном из последний “Богословских трудов”, она так и называется “К истории формирования седмичных памятей Октоиха”.
В современной системе, которая существует уже тысячу лет, каждый день седмицы имеет не одну, а две литургические темы.
Литургические темы дней седмицы:
· литургическими темами понедельника являются:
· покаянная тема и песнопения в честь Бесплотных сил (ангелов, архангелов)
· вторника — покаянная тема и прославление Иоанна Предтечи
· Среды — прославление Креста Господня и Божией матери
· четверга — прославление апостолов и святителя Николая
· Пятницы — как и в среду, прославление Креста и Божией Матери
· субботы — всех святых и заупокойная тема.
· в воскресенье даже 3 тема присутствуют в текстах Октоиха — само Воскресение, прославление Креста и прославление Божией Матери.
Как сформировалась система литургических тем? Серьезную информацию смотрите в статье Крашенинниковой. А вкратце можно сказать, что с VI в. на Востоке начинает появляться коллекция песнопений в честь разных дней седмицы. 1-я такая коллекция принадлежит Севиру Антиохийскому, монофизитскому патриарху Антиохии, т.е. 1-й Октоих (он, правда, не назывался Октоихом) — коллекцию песнопений седмичного цикла — составил Севир Антиохийский.
Для нас важнее имя Иоанна Дамаскина. Греческую коллекцию песнопений седмичного цикла под именем Октоих впервые составил Иоанн Дамаскин. Ему принадлежит честь создания именно книги Октоих. Однако, преп. Иоанн, судя по всему, написал не полный Октоих, а только воскресные службы в Октоихе.
В VIII-IX вв. существовали разные виды рукописных Октоихов; они отличались набором “памятей”.