Почитание мощей святых угодников Божиих

Основанием для христианского почитания мощей является – Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил на веки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. Бога можно прославлять не только духом, но и в телах. Само тело может стать храмом Святого Духа (1Кор.6:19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников.

Это уважение выражается: 1) в благоговейном собирании и хранении мощей; 2) в торжественном открытии и перенесении их; 3) в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения; 4) в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей); 5) в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

Греческий и латинский аналоги славянского слова мощи (греч. τὰ λείψανα; лат. reliquiae) имеют более широкое значение и могут также обозначать то, что осталось после святых (одежду, личные вещи), – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

Основание для почитания мощей святых. Ветхий Завет: оживление мертвеца после прикосновения к костям пророка Елисея. Новый Завет: использование платков и опоясаний с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов.

Нетление мощей само по себе не есть основание для канонизации, равно как и отсутствие нетленности никогда не рассматривалось как препятствие к этому. Основанием для канонизации является святость жизни или мученическая кончина святого, а также народное почитание подвижника и чудеса, совершенные по его молитвам. Нетление всегда рассматривалось как одно из знамений Божиих о святости того или иного угодника.

Почитание святых икон

Священные изображения в христианской Церкви существовали уже во времена апостольские.

Все, что имеет к Богу положительное отношение, что напоминает нам о Боге и нас к Нему приближает, например храм, закон и т.п., требует благоговейного к себе отношения, может быть предметом поклонения и почитания. Такое отношение к святыням и священным предметам было естественным уже в Ветхом Завете.

Иконопочитание никак нельзя приравнять к идолопоклонству.

1) иконопочитание не есть почитание кого-то или чего-то вместо Творца – почитание угодников Божиих и их изображений в Церкви всегда совершается в Боге.

2) православное богословие и практика иконопочитания строго различает между поклонением как всецелым служением (λατρεία), которое подобает только одному Богу, и поклонением как воздаянием чести (τιμητικὴ προσκύνησις), что буквально можно перевести как «почитательное поклонение». Последнее допустимо по отношению ко всему, что достойно уважения и почитания, – не только по отношению к иконам, но и к мощам, реликвиям, святым угодникам, ангелам и т.д.

Иконопочитание – это не только вопрос церковной практики. Оно имеет догматический (христологический) аспект. До начала иконоборчества Церковь допускала различное отношение к иконам, и иконопочитание в Церкви не было повсеместным и строго обязательным. Но после VII Вселенского собора оно стало обязательным, т.к. именно в эпоху иконоборчества учение об иконопочитании оказалось теснейшим образом связанным с вопросом о Боговоплощении.

Преп. Феодор Студит (759–826 гг.): Любое изображение, например человека, есть изображение не общей природы, а конкретного лица (ипостаси), т.е. Петра, Павла, Иоанна и т.д.. Так же и на иконах Христа изображается не Божественная или человеческая природа воплотившегося Сына Божия, а Его Лицо, Которое «описуемо», но не по Божественной природе, которую никто никогда не видел, а по природе человеческой, ставшей видимой в Лице [Сына]...».

На иконах изображается Второе Лицо Пресвятой Троицы – Сын Божий – в том виде, в каком Он открылся нам в Воплощении. Икона Христа – есть надежное свидетельство того, что Предвечное Слово действительно стало человеком.

Если бы Христос был неизобразим, то отсюда следовало бы заключить, что Он во время Своей земной жизни был невидим, тогда и Евангелие было бы невозможно, т.к. оно тоже есть образ воплощенного Бога, Его словесная икона. Но апостолы учили о том, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни... (1Ин.1:1). Таким образом, иконоборчество ставит под сомнение основной догмат христианства – учение о Боговоплощении, т.е. фактически представляет собой разновидность докетизма.

Следует добавить, что общение посредством икон осуществляется и в «обратном направлении»: не только мы обращаемся к Богу посредством икон, но и Он нам посредством икон отвечает. Через иконы Христа верующим подаются благодатные дары, в том числе и явным образом – через мироточения, чудесные обновления икон, чудесные исцеления. Это справедливо и по отношению к иконам Божией Матери и святых.

Наши рекомендации