Значение Типикона в нашей Православной Церкви
Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он является плодом богослужебного творчества Отцов, Учителей и подвижников веры и благочестия, которые, по словам митрополита Филарета, "более нас молились, подвизались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание".
Церковный Устав показывает нам образец, тип богослужения, которому должно следовать в практике исполнения церковных служб. Опираясь на существующий литургический материал, Типикон упорядочивает его и дает руководство к правильному им пользованию, согласно с условиями церковного года. Только благодаря точному исполнению Церковного Устава богослужение будет "благообразно и по чину", как заповедал это св. ап. Павел (1 Кор. 14, 40).
Благодаря Церковному Уставу, показывающему образец богослужения, церковные службы сохранили в чистоте и неизменности тот порядок, состав и дух, в которых они были переданы свв. Апостолами. Это - живое предание Церкви от времен свв. Апостолов до наших дней. Следовательно, Церковный Устав является охранителем чистоты Православия, стражем Православия.
Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом великих пустынножителей Египта и Палестины, и в то же время высоким богословствованием свв. Отцов в период Вселенских Соборов. Молитвы и песнопения св. Иоанна Дамаскина, преп. Космы Маюмского и др. св. Отцов, их священнодействия, обряды, чины, принятые и сохраненные Церковью в Церковном Уставе, составляют неисчерпаемую сокровищницу религиозного воспитания верующих.
При условии точного исполнения Церковного Устава Православное Богослужение является неизменной школой благочестия и религиозного воспитания членов Церкви Христовой.
Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет огромное значение и для пастырей, и для паствы. Оно способствует сохранению церковного единства. Поэтому Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона внешнего богопочитания. И Святая Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех православных христиан.
Не случайно поэтому все священнослужители при посвящении в священные степени дают присягу о соблюдении Церковного Устава.
Содержание Типикона
По своему содержанию Типикон разделяется на два неравных по объему отдела.
Первый отдел делится на три части:
1-я часть - "Общая" (1-47 гл.)
2-я часть - "Частная" (48-51 гл.)
3-я часть - "Дополнительная" (52-60 гл.)
Второй, гораздо более краткий отдел Типикона - "Храмовые главы" (1-58). В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.
59 гл. - припевы на 9-й песни.
60 гл. - Пасхалия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Последование вседневной вечерни
Священно- и церковно-служители | Последование вечерни | Книги |
СВЯЩ. по окончании 9-го часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из Алтаря северной дверью, становится перед Царскими вратами и возглашает: | ||
СВЯЩ. | “Благословен Бог наш...” | Служебник |
ЧТЕЦ | “Аминь”, “приидите, поклонимся” (3 раза), “Благослови душе моя Господа” (пс. 103). | Часослов (или След. Псалтирь) |
СВЯЩ. | Читает тайно 7 светильничных молитв, которые находятся в Служебнике, в самом начале чина вечерни. | Служебник |
ЧТЕЦ | Чтец, окончив 103 пс., произносит: “Слава, и ныне” “Аллилуия” (3 раза). В это время СВЯЩ. уходит в Алтарь, а диакон выходит северными дверями на амвон и произносит великую ектению: | Часослов (или След. Псалтирь). |
ДИАКОН | “Миром Господу помолимся” | Служебник |
ХОР | Поет: “Господи, помилуй” | |
СВЯЩ. | Возглас после ектении: “Яко подобает Тебе всякая слава...” | Служебник |
ХОР | “Аминь” | |
ХОР | “Господи, воззвах”. “Да исправится молитва...” | Часослов (или След. Псалтирь) |
ХОР | Стихиры на 6 (после стиха “Аще беззакония назриши...”) “Слава и ныне” и поется Богородичен, а по вторникам и четвергам вечером Крестобогородичен. Если есть “Славник” в Минее, то на “И ныне” поется Богородичен из 2-го приложения. | Октоих и Минея; если 2 святых - только Минея. Крестобогородичен находится на ряду в Минее. |
ХОР | После стихир поет: “Свете тихий” | Часослов (Псалт.) |
ДИАКОН | “Вонмем” | Служебник |
СВЯЩ. | “Мир всем” | Служебник |
ХОР | “И духови твоему” | Служебник |
ДИАКОН | “Премудрость вонмем, прокимен глас” (1,2,3...8), произносит прокимен дня. | Служебник |
ХОР | Поет прокимен 2,5 р. | Часослов (Сл. Пс.) |
ЧТЕЦ | “Сподоби Господи...” | Часослов (Сл. Пс.) |
ДИАКОН | Просительная ектения “Исполним вечернюю молитву нашу Господеви” | Служебник |
ХОР | “Господи помилуй” и “Подай Господи” | |
СВЯЩ. | “Яко благ и Человеколюбец Бог еси...” | Служебник |
ХОР | “Аминь” | |
СВЯЩ. | “Мир всем” | Служебник |
ХОР | “И духови твоему” | |
ДИАКОН | “Главы наша Господеви приклоним” | Служебник |
ХОР | “Тебе Господи” | |
СВЯЩ. | “Буди держава царствия Твоего” | Служебник |
ХОР | “Аминь” | |
ХОР | Поет стихиры на стиховне | Октоих, стихи из Часослова |
ЧТЕЦ | “Ныне отпущаеши...”, Трисвятое по “Отче наш...” | Часослов (Сл. Пс.) |
СВЯЩ. | “Яко Твое есть царство...” | |
ХОР | “Аминь” Тропарь. “Слава и ныне”: Богородичен из 4-го приложения Минеи. | Минея или Часослов |
ДИАКОН | Сугубая ектения: “Помилуй нас Боже...” | Служебник |
ХОР | “Господи, помилуй” (3 раза) | |
СВЯЩ. | “Яко милостив...” | Служебник |
ХОР | “Аминь” | |
ДИАКОН | “Премудрость” | Служебник |
ХОР | “Аминь”. “Утверди Боже...” |