Для слушателей заочного обучения
обучающихся по специальностям:
40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки уголовно-правовой узкая специализация: (деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска; деятельность участкового уполномоченного полиции);
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения;
40.05.02 Правоохранительная деятельность, (специализация оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска; специализация административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация деятельность участкового уполномоченного полиции);
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности.
Москва 2017
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»
Кафедра деятельности органов внутренних дел в особых условиях
учебно-научного комплекса специальной подготовки
«Утверждаю»
Начальник кафедры Д ОВД в ОУ подполковник полиции
_____________ А.Х-А.Пихов
“___” __________ 2017 г.
Солдатова О.В.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»
для слушателей заочного обучения обучающихся по специальностям:
40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки уголовно-правовой узкая специализация: (деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска; деятельность участкового уполномоченного полиции);
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения;
40.05.02 Правоохранительная деятельность, (специализация оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска; специализация административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация деятельность участкового уполномоченного полиции);
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности.
Обсуждено на заседании кафедры
«26» сентября 2017 года
Протокол № 2
Москва 2017
Аннотация
Планы семинарских занятий по темам курса «тактико-специальная подготовка» составлены для слушателей заочного обучения в соответствии с ФГОС и рабочими учебными программами, по которым ведется обучение. Данные методические указания нацеливают слушателей на изучение ключевых проблем курса тактико-специальной подготовки, содержат учебные задания, списки рекомендованной литературы.
Темы семинарских занятий, ровно как и вопросы к ним, одинаковы для групп любых специальностей и факультетов.
Семинарские занятия – форма занятий, при которой преподаватель работает отдельно с каждой учебной группой, а не со всем потоком, как на лекции. Как правило, на семинарских занятиях происходит устное обсуждение заранее заданных слушателям вопросов по курсу дисциплины. Также на семинарах возможно проведение контрольных опросов и контрольных письменных работ.
В планах семинарских занятий для каждого занятия приведены:
· общая тема занятия;
· три – пять основных вопроса (которые, как правило, соответствуют вопросам на зачете и экзамене);
· несколько (от семи до двадцати) более конкретных вопросов для обсуждения (контрольных вопросов); эти вопросы требуют более детального погружения в материал занятия; они могут быть также предложены для контрольного письменного или устного опроса;
· список основных понятий, то есть терминов, знание которых необходимы курсанту для усвоения данной темы; эти основные понятия могут быть также предложены для контрольного письменного или устного опроса;
· темы рефератов или докладов по изучаемой теме;
· нормативные правовые акты, список основной и дополнительной литературы, рекомендуемые для изучения темы семинара.
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: получение слушателями знаний, формирование умений и навыков, позволяющих им решать задачи органов внутренних дел в особых условиях (кризисных ситуаций).
Задачи дисциплины:
подготовить специалиста-выпускника для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с квалификационной характеристикой;
обучить слушателей умелым действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных задач в кризисных ситуациях;
вырабатывать постоянную готовность к решительным и умелым действиям по пресечению противоправных проявлений, с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
обучить тактике действий при чрезвычайных обстоятельствах сотрудников органов внутренних дел в составе функциональных групп и оперативной группировке;
сформировать высокую психологическую устойчивость обучаемых, развивать у них бдительность, наблюдательность, память и другие профессионально-психологические качества необходимые для решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
обучить слушателей приемам и способам обеспечения личной безопасности в различных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Профессиональный цикл.
Модуль. Специальная подготовка. С.3.1.22.01
Учебная дисциплина основывается на требованиях нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, современных достижений науки и практики в деятельности ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности.
Тактико-специальная подготовка тесно связана с другими учебными дисциплинами, направленными на подготовку сотрудников для деятельности в повседневных и в особых условиях, и реализует выполнение требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России.
Это достигается предварительным изучением обеспечивающих дисциплин на знаниях и умениях, которых базируется «Тактико-специальная подготовка», а именно позволяющих им давать юридическую оценку административных проступков, уголовных преступлений, обращаться с оружием, устранять задержки при стрельбе, пресекать противоправные действия с помощью табельного оружия, вести непосредственное силовое единоборство с активно сопротивляющимся правонарушителем, используя специальные средства, приемы самозащиты и задержания в служебно-оперативной и служебно-боевой деятельности.
К ним относятся следующие дисциплины: «Конституционное право», «Административное право», «Уголовное право», «Криминалистика», «Правоохранительные органы», «Основы управления в органах внутренних дел», «Специальная техника в органах внутренних дел», «Огневая подготовка», «Физическая подготовка» и «Основы личной безопасности».
Дисциплина изучается по целям, задачам и относится к завершающей процесс формирования специалиста в профессиональной компетенции.
Для изучения дисциплины, обучаемые должны:
Знать:
-нормативно-правовые основы деятельности полиции;
-обязанности сотрудников органов внутренних дел;
-права и обязанности нарядов полиции по предупреждению и пресечению преступлений;
-основные элементы организации патрульно-постовой службы;
-порядок применения физической силы и специальных средств;
-правовые основы и порядок применения огнестрельного оружия;
-меры безопасности при обращении с оружием и специальными средствами;
-порядок подготовки документов управления и связи.
Уметь:
-пользоваться штатными средства связи;
-проводить наружный досмотр подозреваемого;
Владеть:
-приемами тактической стрельбы из штатного оружия;
-приемами задержания преступников;
-тактическими приемами личной безопасности при выполнении оперативно-служебных задач;
-приемами управления силами органов внутренних дел с применением современных информационных технологий и средств связи в кризисных ситуациях.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);
- способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (ОК-7);
- способностью выполнять служебные обязанности по обеспечению законности и правопорядка (ПК-9);
- способностью участвовать в пресечении и раскрытии правонарушений и преступлений в качестве специалиста (ПК-10);
- способностью применять при выполнении профессиональных задач криминалистическую и специальную технику, используемую в деятельности правоохранительных органов (ПК-14);
- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в служебной документации (ПК-15);
- способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-17);
- способностью планировать и организовывать служебную деятельность подчиненных, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-18);
- способностью принимать оптимальные управленческие решения
(ПК-19);
- способностью осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности (ПК-21);
- способностью анализировать структуру и содержание информационных массивов и информационных процессов на предмет выявления угроз безопасности (ПК-28);
В результате изучения дисциплины слушатель заочного обучения должен:
Знать:
- структуру, состав и задачи органов внутренних дел и тактические основы их применения (ПК-17, ОК-4);
- основы правового и организационного регулирования деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах, при чрезвычайном и военном положениях (ПК-17);
- задачи, возлагаемые на органы внутренних дел в военное время (оборонная работа, территориальная оборона, гражданская оборона) (ПК-17);
- тактико-технические характеристики, способы применения вооружения, специальных средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, используемых подразделениями органов внутренних дел
(ПК-14);
- тактику действий сотрудников органов внутренних дел в составе служебных нарядов и функциональных групп при проведении специальных операций (ПК-17, ОК-7);
- основы планирования и управления в специальных операциях
(ПК-18);
- особенности тактики действий банд, незаконных вооруженных формирований (ПК-17);
- основы топографической подготовки сотрудников органов внутренних дел, порядок разработки, оформления и ведения служебных документов (ПК-15);
- классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций техногенного и природного, причины возникновения и возможные последствия (ПК-17);
- методику расчета сил и средств ОВД при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в различных условиях оперативной обстановки (ПК-17);
- задачи ОВД в системе гражданской обороны и в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные способы их выполнения (ПК-17, ОК-7);
- боевые свойства и поражающие факторы оружия массового поражения, других современных средств поражения, а так же способы защиты личного состава от их воздействия (ПК-17);
- основные принципы организации и ведения радиационного и химического наблюдения в органах внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера и в военное время (ПК-17);
- методику оценки обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения) (ПК-28);
- порядок действий сотрудниками органов внутренних дел при обнаружении взрывных устройств (ПК-19).
Уметь:
- решать служебные задачи индивидуально и в составе подразделений, функциональных групп и нарядов (ПК-9, ОК-7);
- уяснять полученную задачу, оценивать оперативную обстановку, проводить расчеты сил и средств, принимать решения, ставить задачи подчиненным, организовывать взаимодействие и управление в специальных операциях (ПК-19, ОК-7);
- производить измерения, ориентироваться на местности с картой и без неё, использовать современные средства навигации, составлять служебные графические документы и пользоваться ими (ПК-21);
- применять и использовать огнестрельное оружие и специальные средства при проведении специальных операций и мероприятий (ПК-9);
- применять и использовать средства индивидуальной защиты, органов дыхания и кожи (ПК-9);
- обеспечивать личную безопасность при проведении специальных операций и при несении службы (ПК-18).
Владеть навыками:
-чтения топографических карт (ПК-21);
-определения координат объектов по топографической карте (ПК-21);
-принятия решения по выполнению поставленных задач в различных условиях оперативной обстановки (ПК-19, ОК-7);
-руководства нарядами и функциональными группами при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач (ПК-10).
Методические рекомендации
по подготовки к семинарским занятиям
В руководящих документах МВД России большое внимание уделяется вопросам совершенствования организации и управления кадрами, проблемам достижения высоких результатов за счет качественной подготовки сотрудников полиции, повышения уровня знаний по тактико-специальной подготовке.
Сотрудникам подразделений территориальных органов МВД России приходится принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в пресечении террористических актов, в организации и проведении специальных операциях по пресечению массовых беспорядков, по пресечению блокирования транспортных коммуникаций, по пресечению угона транспортных средств, пресечении захвата важных объектов и собственных объектов, в проведении широкомасштабных операциях по розыску и задержанию вооруженных преступных групп и отдельных преступников. Для успешного решения задач в борьбе с преступностью, требуется высокая профессиональная подготовка личного состава по всем направлениям служебной деятельности и в первую очередь по вопросам тактической подготовки и организации проведения специальной операции.
Особая роль в усвоении тактико-специальных знаний принадлежит семинарским занятиям. Они проводятся не только для углубления и закрепления изученного материала по наиболее важным темам, но и с целью формирования у курсантов целеустремленности, сознательности и творческой активности. Необходимо помнить, что только активная работа на лекциях, кропотливое изучение учебного материала при подготовке к семинару сделают этот вид занятий школой интеллектуального и идейного роста.
На семинарах слушатели учатся свободно излагать изучаемый материал, подкрепляя его примерами из практики, отстаивать свое мнение, развивать самостоятельность мышления. Еще в ХIХ веке генерал М.Д.Скобелев акцентировал внимание военных педагогов: «…Прошу в особенности хлопотать, чтобы люди в ответах не были деревянными, и чтобы задолбанных ответов не было. Пусть лучше скажет бессвязанно, да свое, да что бы видно было понимание, чем будет хорошие слова болтать, как попугай…»[1].
На семинарские занятия выносятся наиболее сложные и важные вопросы темы. Семинар проводится методами развернутой беседы, обсуждения докладов, а также вопросно-ответным методом.
В ходе семинара слушатели должны активно участвовать в обсуждении основных вопросов, внимательно выслушивать выступления своих товарищей, их ответы на вопросы и заключение преподавателя, при необходимости делать краткие добавления и уточнения.
При подготовке к каждому семинару необходимо изучить конспект лекций и рекомендованную литературу по теме семинара, уяснить содержание темы и основных вопросов, данных в плане семинара. После этого следует составить в тетради для конспектов развернутый план выступления по всем вопросам семинара.
При подготовке доклада по теме, указанной в плане семинара, необходимо сначала изучить рекомендованную литературу, затем составить план доклада. Слушателям необходимо помнить, что главное в докладе не его объем, а содержание: отражение наиболее важных проблем, умение делать обобщения и выводы.
В начале каждого семинара в течение семи – десяти минут проводится «летучка» - контрольная работа. Каждому слушателю необходимо быть готовым письменно ответить на два – три вопроса, перечень которых дается в заданиях к семинару по каждой теме.
Планы семинарских занятий будут актуальны так же и для тех слушателей, которым надо будет отработать темы лекций на которых они не присутствовали или получили неудовлетворительную оценку.
Учебная дисциплина основывается на требованиях нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, современных достижений науки и практики в деятельности ОВД России по обеспечению общественного порядка и безопасности.
Тактико-специальная подготовка тесно связана с другими учебными дисциплинами, направленными на подготовку сотрудников для деятельности в повседневных условиях и в кризисных ситуациях, и реализует выполнение требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России.
На семинарских занятиях слушатели отвечают, демонстрируя свои знания по рассматриваемой теме. Выступления могут быть разными по форме: чтение реферата, доклад по основным вопросам, дополнение, поправка, обобщение. Тема семинара является общей для всей группы. Каждый слушатель готовится по всем, рассматриваемым на семинаре, вопросам. Выступления и доклады обсуждаются. Во время семинара выявляются непонятные и недостаточно усвоенные вопросы, которые обсуждаются. Преподаватель управляет семинаром, при необходимости дополняет и поправляет ответы слушателей.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям используются конспект лекции и учебники. Основой для подготовки обучаемых к семинарским и практическим занятиям является разработанный кафедрой план занятий. В нем отмечаются названия занятий с указанием количества выделенных на их изучение часов, перечисляются изучаемые вопросы и дополнительные источники литературы.
Подготовка слушателей к семинарскому занятию
Готовясь к семинару, слушатели должны:
1. Познакомиться с рекомендованной литературой;
2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
3. Выделить проблемные области;
4. Сформулировать собственную точку зрения;
5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
2. Методика подготовки слушателей к семинарскому занятию.
При подготовке, слушатель должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Но прежде чем отправляться в библиотеку, сначала необходимо оценить имеющиеся у себя учебную литературу, книги и статьи из журналов, конспекты по теме семинара. Затем следует изучить фонды библиотеки, университета, а после этого уже обращаться к другим источникам к примеру в интернет.
Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы.
Для работы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы.
Каталоги - это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.
К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.
В предметном каталоге названия книг размешены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.
В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.
Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.
Более современный способ провести библиографический поиск - это изучить электронную базу данных по проблеме кафедры и библиотеки университета, использование поиска в интернете. Пользуются автоматизированными рабочими местами, позволяющими использовать электронные библиотеки, учебники, обучающие, контролирующие программы, правовые информационные системы, юридические и образовательные базы данных, образовательное Интернет-пространство.
3. Методика написания доклада или реферата для своего выступления.
Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько слушателей, между которыми распределяются вопросы выступления.
В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой слушателя.
Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение слушателями. Поэтому доклады, сделанные слушателями на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой - дают преподавателю возможность оценить умения слушателей самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Подготовка доклада требует от слушателей большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшею польза, если будет включать с себя следующие этапы:
· изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положении;
· обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Основная часть также должна иметь четкое логическое построение.
Реферат - это краткое изложение содержания первичного документа (книги, статьи, неопубликованных материалов) или результатов научно-исследовательских работ. Работа над рефератами - весьма распространенная форма учебной деятельности, но, не всегда правильно понятая и выполненная, снижает ее познавательную и образовательную эффективность. Реферат - один из видов научно-исследовательской работы слушателей. В нем должно найти отражение следующее: уровень изученности темы, видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы, навыки работы с литературными источниками. Реферат свидетельствует об информационной культуре, интеллектуальном уровне, креативности (способности к творчеству) слушателя, характеризует его самостоятельные навыки и умения.
Общие требования к реферату.
Точность и объективность в передаче информации из литературного источника, основной мысли автора (не относить к авторским собственные мысли);
- полнота отражения тех элементов содержания, которые раскрывают тему реферата;
- доступность и ясность изложения;
- реферат должен дать возможность составить представление:
а) о мнении автора первичного документа по рассматриваемой теме;
б) о мнении автора реферата по этому же вопросу.
То есть, реферат должен содержать и концепцию авторов литературных источников, и концепцию автора реферата.
Содержание реферата.
1. План.
2. Введение. Обоснование темы (актуальность, теоретическая и практическая значимость). Цель и задачи работы.
3. Обзор литературных источников с анализом и критической оценкой автора реферата (положительные стороны и спорные положения авторов рассматриваемых произведений).
4. Формулирование собственного взгляда на рассматриваемую проблему.
5. Выводы и предложения.
6. Литература.
7. Оглавление.
На усмотрение автора в реферате могут быть разработаны отдельные тематические главы, параграфы, в которых анализируется соответствующая литература. Каждая глава содержит область выводов и переходный (логический) мостик к следующей главе. А общие выводы в конце реферата являются суммой выводов отдельных глав.
Список литературы в реферате имеет важное значение: он отражает степень разработанности темы в литературе.
Список литературы составляют:
1) по алфавиту авторов или названий статей;
2) в хронологическом или обратно - хронологическом порядке;
3) по тематическому принципу.
Требования к выступлениям слушателей
Важнейшие требования к выступлениям слушателей - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Выступление слушателя должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.