Роль обучающего тестирования в условиях очно-заочного, заочного обучения и экстерната.

Как было показано выше, в соответствии с Государственным образовательным стандартом доля времени отведенного учебным планом для самостоятельной работы студентов при очно-заочной форме обучения может достигать 80%, а при заочной форме – 90% общего ресурса учебного времени. В этом случае контроль качества самостоятельной работы становится исключительно важным.

При ограниченном объеме аудиторных занятий возможности преподавателей по оказанию помощи студентам в изучении дисциплин не велики, и данное обстоятельство наряду с первым делает применение обучающего тестирования весьма актуальным.

Студенту, совмещающему учебу с работой, необходимо оказать более существенную методическую помощь в освоении учебного материала, чем студенту очной формы обучения. И в этом случае требования к методическому обеспечению каждой дисциплины должны быть, естественно, более высокими.

Как правило, таким студентам до начала изучения дисциплины необходимо предоставить:

- программу дисциплины в полном комплекте (включая перечни тем для самостоятельных работ, перечни учебных, научных и нормативных источников);

- курс лекций (либо базовый учебник);

- практикум (если предусмотрены практические занятия);

- методические указания (по написанию курсовой работы, реферата, эссе и т.п.);

- перечень вопросов для контроля знаний.

Если к данным материалам добавить еще пакет дополнительных источников (текстов нормативных документов, научных статей, комментариев и т.п. или выдержек из них, лучших образцов студенческих работ), тогда методическое обеспечение самостоятельной работы студентов можно считать полным.

Указанные материалы могут предоставляться библиотекой, если имеются изданные экземпляры, либо могут предоставляться кафедрой в электронном виде на диске.

То ограниченное время, которое отводится аудиторной работе, целесообразно использовать, в первую очередь, для текущего и рубежного контроля усвоения студентом учебного материала и делать это лучше всего с применением обучающего тестирования.

На принципах обучающего тестирования может быть создан специальный электронный учебник (АСО). В этом случае студент, владеющий персональным компьютером, может дома сам себя контролировать путем самотестирования, закрепляя таким образом полученные знания.

Исключительное значение приобретает технология обучающего тестирования для формы экстерната и для заочного дистанционного обучения.

Методика обучающего тестирования позволяет осуществлять контроль знаний студента, проживающего в другом городе.

Студент может получить по почте (обычной или электронной) все необходимые методические материалы для изучения одной дисциплины, группы дисциплин или всего цикла дисциплин, предусмотренных учебным планом вуза.

Контролирующему агенту, находящемуся в том же городе (представитель вуза, нотариус, либо лицо, имеющее право совершать нотариальные действия), с которым у вуза заключен соответствующий договор, направляются в электронном виде комплекты тестовых заданий и индивидуальных протоколов тестирования, а также комплекты экзаменационных билетов.

По мере изучения разделов учебных дисциплин студент является к контролирующему агенту, получает у него тестовые задания и отвечает на вопросы теста, заполняя протокол. Агент удостоверяет на листе протокола личность тестируемого, заверяя подпись соответствующей печатью. Заверенный протокол направляется по почте (или по факсу) на соответствующую кафедру вуза. Преподаватель, ведущий данную дисциплину, (как правило, - автор методического обеспечения дисциплины) проверяет с помощью трафарета результат и ставит соответствующую оценку.

Итоговая аттестация студента по дисциплине может проводиться либо только по результатам всех рубежных тестовых проверок, либо может дополнительно через того же контролирующего агента проводиться экзаменационный контроль с письменными ответами на экзаменационные вопросы, которые удостоверяются и направляются в вуз тем же путем. Преподаватель вуза оценивает качество ответов на вопросы экзаменационного билета и с учетом представленной им письменной работы и результатов тестирования аттестует студента по данной дисциплине.

При явке иногороднего студента в вуз для сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы предварительно проводится его комплексное тестирование по группам всех основных дисциплин специальности. По результатам комплексного тестового контроля принимается решение о допуске студента к государственным экзаменам и защите дипломной работы.

Создание дополнительных структур открытого образования, позволяющих студенту начать обучение в любой момент, планировать его по времени с учетом индивидуальных особенностей, сдавать экзамены любому преподавателю, читающему лекции по соответствующей учебной дисциплине, изменять образовательную траекторию по своему выбору с учетом личных потребностей является действительным поворотом образования к удовлетворению потребностей личности. При этом свобода выбора сочетается с личной ответственностью студента и способствует осознанию им своих возможностей, становлению подлинной самостоятельности личности.

Среди особенностей открытых образовательных процессов отмечают прежде всего "свободный доступ, т.е. право каждого без вступительных испытаний начинать учиться и получить среднее или высшее образование".

9.8. Оперативный, рубежный, групповой и комплексный контроль освоения студентами учебного материала методами обучающего тестирования.

Оперативный контроль осуществляется при очной форме обучения в двух вариантах организации учебного процесса:

- при традиционной методике обучения с регулярным чтением лекций, составляющих полный теоретический курс изучаемой дисциплины, тестирование проводится после завершения каждой лекции. Разбор результатов проводится либо сразу после тестирования, либо перед началом очередной лекционной пары, либо на очередном семинарском занятии;

- в случае применения информационной технологии обучения тестирование проводится в ином порядке. Студентам до начала изучения дисциплины предоставляется полный комплект методического обеспечения дисциплины (включая курс лекций в электронном виде, либо в печатном варианте из библиотечного фонда). Студенты получают задание самостоятельно изучить первую тему курса и на первой же паре лекционных занятий проводится тестовый контроль. Если такая технология применяется с данной группой студентов впервые, то результат тестового контроля покажет, что почти никто к занятию не подготовился. В итоге первое занятие придется посвятить ознакомлению студентов с новыми правилами обучения, объяснить принципы организации учебного процесса, включающего регулярный тестовый контроль, и повторно поручить подготовить данную тему к следующему занятию. В оставшееся время можно прочитать специально подготовленную лекцию, посвященную введению в данную дисциплину. Получив удовлетворительные результаты тестирования, преподаватель может провести разбор данной учебной темы по тем вопросам, которые вызвали у части студентов затруднения. Таким же образом изучаются студентами, контролируются и закрепляются их знания по остальным темам учебного курса.

По результатам тестирования преподаватель может разрешить перевод наиболее успешных студентов на режим, сочетающий элементы очной и заочной форм обучения. Студенты, принявшие такое предложение, получают право самостоятельной подготовки по группе тем основного модуля дисциплины и прохождения сразу рубежного тестового контроля, минуя оперативный. Изучив и защитив весь учебный материал и выполнив иные задания, предусмотренные учебной программой, студент получает право досрочной аттестации по дисциплине.

Студентам, аттестованным досрочно, может быть предоставлено право изучения в таком же режиме дисциплин следующего учебного семестра (следующего года обучения) если эти дисциплины также оснащены информационной технологией (переход на безсессионный режим обучения по индивидуальному плану).

Рубежный контроль организуется для проверки знаний группы тематических разделов дисциплины (1/3 или 1/4 учебного материала, изучаемого в течение семестра). Он может применяться во всех формах обучения. Этот вид является базовым для всей системы контроля. Его методическое обеспечение формируется в первую очередь. Из него, как его фрагменты, создается обеспечение для оперативного контроля, из него же через систему последовательных выборок формируются методические комплекты для группового и комплексного контроля.

Рубежный контроль целесообразно применять при всех формах обучения и его результаты учитывать и фиксировать в системных графиках контроля качества обучения, организуемых кафедрой, группой кафедр, факультетом.

При очной форме обучения рубежное тестирование применяется однократно для окончательной оценки и закрепления результатов освоения учебного материала, изученного с применением оперативного обучающего тестирования.

При очно-заочной и заочной формах обучения (а также при смешанной форме) рубежный контроль осуществляется как первичная проверка самостоятельного изучения студентами соответствующей части учебного курса. А также после дополнительной проработки со студентами результатов может быть проведено повторное рубежное тестирование либо в полном объеме, либо только по тем вопросам, в которых были допущены ошибки.

Групповой контроль с применением методов обучающего тестирования может быть организован с целью итоговой проверки в конце семестра (в конце учебного года) качества усвоения группой студентов учебных курсов по всем дисциплинам или по части дисциплин, изученных в данном семестре. Целями группового обучающего тестирования могут быть:

- дополнительное закрепление основных положений изученных дисциплин;

- сравнительная оценка качества усвоения студентами разных дисциплин, а также качества организации учебного процесса разными преподавателями;

- суммарная рейтинговая оценка работы каждого студента в течение проверяемого периода обучения;

- оценка результатов и подведение итогов учебно-методического эксперимента по использованию в учебном процессе новых методов его организации.

Комплексный тестовый контроль целесообразно проводить с иногородними студентами, проходившими обучение по дистанционной технологии, в качестве условия их допуска к государственным экзаменам и защите дипломной работы. Он может проводиться либо однократно с применением комплекта тестовых заданий выборки III уровня, либо путем последовательной проверки знаний по группам дисциплин по методике группового тестирования. Выбор метода зависит от качества контроля, применяемого в процессе изучения дисциплин специальности данным студентом.

Сама по себе методика обучающего тестирования, как показано выше, может применяться в любых формах организации учебного процесса и во всех формах может обеспечить существенное повышение качества образования. Но кроме этого, она обладает такими возможностями, которые позволяют преобразовать всю систему обучения на современные принципы информационных технологий:

1) Осуществить переход на новую систему нормирования труда профессорско-преподавательского состава, новые принципы расчета нагрузки преподавателей не по количеству отработанных аудиторных часов, а по количеству обученных студентов конкретным учебным дисциплинам; перейти на новые принципы оплаты труда преподавателей с повременной системы на сдельную.

2) Перейти на новую систему формирования учебных планов и расписаний занятий, включающую безсессионный порядок непрерывного обучения, индивидуальный режим обучения для каждого студента.

Наши рекомендации