Тема 3.Преступления в сфере инвестиций и на рынке ценных бумаг.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст.178 УК); Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК); Неправомерное использование инсайдерской информации (ст.185.6 УК); Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК); Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185.1 УК); Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 185.2 УК); Манипулирование рынком (ст. 185.3 УК). Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст.185.4 УК); Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК); Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК); Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193). Налоговые преступления (ст.198 – 199.2)

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

5.2.1 Тематический план

очная форма обучения (классическая)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Уголовная политика в сфере экономической деятельности.             Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  Преступления в сфере предпринимательства         4*     Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  Преступления в инвестиционной сфере и на рынке ценных бумаг         4*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах              

*Занятия, проводимые в интерактивной форме

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 60 %.

5.2.2 Тематический план

заочная форма обучения (классическая)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Уголовная политика в сфере экономической деятельности.             Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  Преступления в сфере предпринимательства         4*     Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  Преступления в инвестиционной сфере и на рынке ценных бумаг         4*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах              


*Занятия, проводимые в интерактивной форме

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 60 %.

Практические и семинарские занятия

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
    Семинар 1: Уголовная политика в сфере экономической деятельности.   Опрос. Обсуждение выступлений. Решение задач (казусов)
    Семинар 2: Преступления в сфере предпринимательства Опрос. Обсуждение выступлений, дискуссия по наиболее спорным вопросам.
    Семинар 3: Преступления в инвестиционной сфере и на рынке ценных бумаг Опрос. Обсуждение выступлений, дискуссия по наиболее спорным вопросам. Решение задач (казусов).
Итого:

Самостоятельная работа

5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

1. Аннотация рабочей программы дисциплины «Экономическое уголовное право».

2. Фонд оценочных средств дисциплины «Экономическое уголовное право».

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1-2 Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-поисковых систем.  
3-5 Подготовка к семинару. Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-поисковых систем. Анализ судебной практики.  
Итого:  
№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Роль Конституционного Суда РФ в формировании уголовной политики и критериев криминализации отношений в сфере экономической деятельности. Совершенствование уголовного законодательства в сфере экономической деятельности.  
Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК); Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК);Незаконное получение кредита (ст. 176 УК); Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК).  
Манипулирование рынком (ст. 185.3 УК). Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст.185.4 УК); Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК); Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК); Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193). Налоговые преступления (ст.198 – 199.2)  


5.4.2. Формы самостоятельной работы

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
очная форма обучения заочная форма обучения  
1,2,3 Работа с учебной и специальной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовых систем, статистическими данными  
1,2,3 Подготовка к семинарам № 2,3  
  Подготовка реферата, эссе  
  Подготовка контрольной работы  
  Самостоятельная работа в сессию  
Итого:  

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Основная литература (ко всем темам занятий): Рогатых Л.Ф. Ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и контрабанду. - М.: РГУП. 2016; Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: Монография. - М.: Юстицинформ. 2014.

Дополнительная литература:Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ. – М.: Юрлитинформ, 2015; Русанов Г.А. Экономические преступления. Учебник для бакалавров и магистров. - М.: Юрайт, 2016; Пикуров Н.И. Квалификация преступлений с бланкетными признаками состава. М.: Российская академия правосудия. 2009; Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М.: Статут. 2005; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/под ред. А.В. Бриллиантова. – М.:Проспект, 2015.

В процессе самостоятельной работы по изучению дисциплины рекомендуется систематически анализировать публикации в профильных журналах: «Российское правосудие», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Журнал Российского права», «Вестник академии Генеральной прокуратуры», «Библиотека уголовного права и криминологии», «Государство и право».

5.4.4. Описание курсового проекта (курсовой работы)

Рабочей программы дисциплины «Экономическое уголовное право» выполнение курсового проекта (курсовой работы) не предусматривается.

5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины

Общие положения:

Изучение курса дисциплины «Экономическое уголовное право» имеет своей целью формирование у магистрантов необходимого правового компонента их профессиональной подготовки, умения и способности деяния, осуществляемые в жизни, с точки зрения закона и принимать, основанные на законе решения в экономической сфере. Изучение предлагаемой дисциплины будет способствовать росту правовой грамотности обучающихся, правовой и нравственной культуры, выработке у магистрантов уважения и бережного отношения к гражданину, его правам и свободам, нормам общежития, выполнению служебного и общественного долга.

В процессе освоения дисциплины применяются различные формы занятий: лекции, семинары, практические занятия. Значительная часть занятий осуществляется в интерактивной форме.

Рекомендации:

Для освоения дисциплины следует обращаться к содержанию лекционного материала, изучать рекомендованную литературу, как основную, так и дополнительную, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству).

Очень важно постоянно отслеживать изменения законодательства в банковской и инвестиционной сферах, подходов судебной практики к решению уголовно-правовых и иных вопросов, имеющих отношение к противодействию преступности в экономической сфере.

Также целесообразно обращение к соответствующим международным правовым актам, практике Европейского Суда по правам человека.

Лекционные занятия (теоретический курс):

На лекциях излагаются наиболее важные в профессиональном отношении и наиболее сложные, дискуссионные положения дисциплины «Экономическое уголовное право». В период проведения лекционных занятий магистрант получает знания, помогающие ему определить позиции, на которые следует обратить особое внимание, структурировать свои знания. Программа предусматривает небольшой объем лекционных занятий, поэтому многие вопросы дисциплины необходимо дополнительно рассматривать на занятиях других форм.

Рекомендации:

Материал лекций рекомендуется конспектировать, отмечая в конспектах основные тезисные положения предлагаемого материала. Кроме того, необходимо обращать внимание на те аспекты темы, которым лектор уделяет наибольшее внимание. На лекции, помимо непосредственно материала темы предлагаются: литература, где наиболее полно раскрывается тема занятия, материалы постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, иные материалы. Магистранту целесообразно фиксировать рекомендованные источники с тем, чтобы в последствии иметь возможность обратиться к ним в процессе подготовки к занятиям или при иной форме работы.

Семинарские (практические) занятия:

Важная роль отводится и семинарским (практическим) занятиям. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа магистрантов. Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается обучающимся на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях магистранты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, совершенствуются в умении излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым магистрантом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний (текущий контроль, рубежный контроль).

В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей подготовки магистрантов.

Рекомендации:

Для подготовки к семинарскому занятию следует уяснить его тему, вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре, затем подобрать необходимый законодательный материал и рекомендованную литературу. Магистрант может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу магистрант готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в методических рекомендациях, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре магистранты.

Самостоятельная работа магистрантов:

Самостоятельная работа выполняется магистрантами во внеаудиторное время и имеет большое значение в успешном освоении дисциплины.

Самостоятельная работа включает в себя: ознакомление с содержа­нием рабочей программы, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практичес­ких материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семи­нарских занятий, подготовку ответов на вопросы для зачета, выполнение электронных заданий.

Самостоятельная работа должна научить магистранта выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у обучающихся творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.Самостоятельная работа совершенствует способности к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу в сфере уголовно-правовой охраны экономической сферы, развивает творческие способности при самостоятельном изучении теоретических и практических правовых проблем.

Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде кон­спектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Рекомендации:

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскры­вающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

В процессе самостоятельной работы полезно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, обучающиеся должны решать задачи, с последующим раз­бором правильности решения на семинарских занятиях.

При решении задач следует показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем.

В ходе решения задачи нужно изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, теоретические разработки. В случае, если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными.

В ходе решения задач и обсуждения дискуссионных вопросов на семинарских занятиях используются методы деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности судов, муниципальных, региональных, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, для того, чтобы овладеть умением и навыками к публичным выступлениям.

Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Говоря о процессе самостоятельной работы, следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например, в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др.).

Программой предусмотрено выполнение одной письменной контрольной работы, на одну, из следующих тем: Легализация (отмывание) преступных доходов (ст.174, ст.174.1 УК РФ), Незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ), Налоговые преступления (ст.ст.198-199.2 УК РФ), Фальшивомонетничество (ст. 186 УК РФ).Неправомерный оборот средств платежей (ст.187 УК РФ) Тема выбирается магистрантом самостоятельно. Объем контрольной работы 15-20 страниц.

5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья при необходимости осуществляется на основе адаптированной рабочей программы с использованием специальных методов обучения и дидактических материалов, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся (обучающегося).

В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья делается акцент на индивидуальную работу с обучающимся. Такая индивидуальная работа осуществляется в двух основных формах: самостоятельная работа по освоению и закреплению материала; индивидуальная учебная работа в контактной форме предполагающая взаимодействие с преподавателем (в частности, консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала.

В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья используются специальные технические и иные средства индивидуального пользования, рекомендованные врачом-специалистом; присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь. На лекционном занятии студенту рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования. Для освоения дисциплины (в т.ч. подготовки к занятиям, при самостоятельной работе) лицами с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность использования учебной литературы в виде электронного документа в электронно-библиотечной системе Book.ru имеющей специальную версию для слабовидящих; обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида»; доступ к информационным и библиографическим ресурсам посредством сети «Интернет».

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра:

- устный индивидуальный опрос;

- контроль самостоятельной работы студентов в устной форме.

Зачет проводится в устной форме. В содержание билета входит два вопроса. Преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы по дисциплине для определения уровня знаний студента.

Знания студента по итогам изучения дисциплины «Экономическое уголовное право» подлежат оценке по следующим критериям. Оценка «зачтено» выставляется студенту, который: - в полном объеме усвоил программный материал, грамотно, последовательно излагает его; - имеет навык решения вопросов о назначении наказания; - знает практику применения норм уголовного права; - аргументировано и методически грамотно обосновывает свою позицию в спорных вопросах. При ответе возможны неточности в освещении второстепенных вопросов, а также в случаях, когда студент легко исправляет свою ошибку после замечания преподавателя. Оценка «незачтено» выставляется студенту, который: - обнаружил пробелы в знании программного материала, допустил принципиальные ошибки при изложении материала; - не имеет навыков, необходимых для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности; - не приобрел навыков уголовно-правовой оценки конкретных ситуаций.

Наши рекомендации