Нормативно-правовые конфликты
Конфликты в нормативно-правовой сфере отличаются от других видов юридических конфликтов тем, что речь идет о собственно юридических противоречиях. Главный объект таких конфликтов – коллизия норм. Термин «коллизия» происходит от латинского collisio, что означает столкновение противоположных сил, стремлений или интересов. В юридической науке под коллизией понимают расхождение двух и более правовых норм, регулирующих одно и то же общественное отношение.
Коллизии порождаются как объективными, так и субъективными причинами. Объективный характер причин означает, что они связаны с нестабильностью общества, меняющего свою правовую систему, а также со сложностью общественных отношений. Причины возникновения коллизий субъективного характера связаны непосредственно с личностью людей, занимающих должности в органах государственной власти и осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности, недостаточно грамотная разработка проектов законов приводит к образованию коллизий как внутри одного нормативного акта, так и их системы.
Ввиду разнообразия действующих правовых актов нормативные конфликты подразделяются на две группы:
«коллизии по вертикали», возникающие между нормами, имеющими различную юридическую силу:
1) противоречия между нормами Конституции и федеральным законодательством;
2) противоречия между нормами кодексов и федеральными законами;
3) противоречия между федеральным и региональным законодательством;
4) противоречия между законами и подзаконными актами;
5) противоречия между нормами международного права, международных договоров и национальным законодательством;
«коллизии по горизонтали»,которые возникают между нормами, имеющими одинаковую юридическую силу:
1) противоречия между нормами, содержащимися в одной статье правового акта;
2) противоречия между нормами, содержащимися в разных статьях одного нормативно-правового акта;
3) противоречия между нормами, содержащимися в различных нормативно-правовых актах.
В последнее время значительно возрос интерес доктрины и практики к проблемам, связанным с применением коллизионных норм. Одно из постоянных направлений в решении коллизионных проблем связано с преодолением столкновения законов в различных областях права. Нельзя не согласиться с тем, что конфликтом надо управлять, т.е. устанавливать нормы и правила его разрешения, структурировать последовательность действий по ослаблению конфликта и переводу его на другой уровень напряженности.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, коллизионное право отнесено к исключительному ведению РФ. Оно позволяет, во-первых, вводить зоны приоритетов актов Федерации и субъектов, во-вторых, допускать временное правовое регулирование субъектами Федерации вопросов совместного ведения до принятия федеральных законов, в-третьих, использовать различные процедуры разрешения юридических коллизий (согласительные процедуры, третейский суд, обжалование, приостановление, отмена, изменение нормативно-правовых актов).
Преодоление нормативных конфликтов возможно как на стадии правотворческой деятельности, так и в процессе осуществления правоприменительной практики. Так, в ходе реализации законодательной деятельности коллизия может быть устранена посредством внесения изменений в действующий нормативно-правовой акт либо его полной отмены, либо принятия нового акта, а также с помощью использования правил систематизации нормативно-правовых актов, в которых присутствует коллизия норм.
К основным принципам разрешения коллизий между правовыми нормами в процессе осуществления правоприменения относятся:
1. Приоритет норм, обладающей более высокой юридической силой. Смысл этого принципа сводится к установлению, что акт определенного вида не может противоречить акту более высокой юридической силы. Например, согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, в силу ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и т.д.
2. Приоритет специальной нормы перед общей. Под специальной нормой понимается правовая норма, закрепляющая особенности, присущие для какого-либо субъекта или объекта. В праве специальный характер норм может прямо закладываться через систему отсылочных норм. Например, в ч. 3 ст. 1 ФЗ «Об акционерных обществах» закреплено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
3. Приоритет нормы, принятой позднее. Это означает, что если возникает коллизия между нормами, содержащимися в различных нормативно-правовых актах, принятых в разное время, то применяться будет та, которая закреплена в акте, принятом позднее.
4. Приоритет норм кодифицированных актов (кодексов) по сравнению к нормам других федеральных законов, возможность чего была подтверждена Конституционным Судом РФ.
5. Приоритет норм международного законодательства перед национальным правом.