Заработная плата, доходы, социальная защищенность
Стороны считают основной задачей в предстоящий период обеспечение повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов, активизации покупательной способности граждан как залога роста экономики, ее инновационной направленности. В этих целях:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Содействуют реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 28 декабря 2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части увеличения размера реальной заработной платы.
2.1.2. Один раз в году заключают Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области (далее – Соглашение о минимальной заработной плате).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате.
2.1.3. Проводят работу по включению в региональные, областные отраслевые и территориальные соглашения обязательств по повышению уровня минимальной заработной платы и средней заработной платы, обеспечивающих реализацию обязательств в части оплаты труда, установленных настоящим Соглашением.
2.1.4. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях, применяющих тарифные системы оплаты труда. При заключении областных отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).
2.1.5. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в организациях всех форм собственности.
2.1.6. Не допускают снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом.
Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, не выше 10 процентов от ее полной стоимости.
Осуществляют расходы на оздоровление детей и подростков в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на текущий финансовый год и плановый период и за счет средств организаций.
Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области выделять средства из бюджетов муниципальных образований на оздоровление детей и подростков в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2.1.7. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов.
2.1.8. Принимают меры по недопущению занижения реальной заработной платы с использованием скрытых форм оплаты труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2.1.9. Принимают меры по соблюдению законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании работников в организациях, находящихся в стадии банкротства.
2.1.10. Принимают необходимые меры для проведения диспансеризации работников организаций и учреждений Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2.2. Правительство:
2.2.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области при составлении проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период предусматривает средства на:
обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с размером тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного законодательством Российской Федерации;
обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей работников бюджетной сферы;
осуществление региональной социальной доплаты к пенсии пенсионерам, имеющим место жительства в Московской области, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством Московской области;
ежемесячное пособие на ребенка гражданам в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения;
единовременное пособие на рождение (усыновление) ребенка;
предоставление мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы Московской области, работающим и имеющим место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области;
социальные пособия студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям граждан.
2.2.2. Разрабатывает меры социальной поддержки работников государственных учреждений Московской области. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при формировании бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на социальную поддержку работников муниципальных учреждений, в том числе направленные на их оздоровление.
2.2.3. Обеспечивает повышение заработной платы работникам бюджетной сферы Московской области с учетом уровня инфляции в Российской Федерации в соответствующем году.
Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области включать в территориальные соглашения аналогичные обязательства для муниципальных учреждений.
Предусматривает в бюджете Московской области и рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области предусмотреть в бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год и на плановый период средства на повышение заработной платы.
2.2.4. Обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке определение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума в Московской области.
2.2.5. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечении услугами телефонной связи, при проезде на пассажирском транспорте по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
2.2.6. Принимает меры по обеспечению населения Московской области, в том числе льготных категорий граждан, медицинской помощью и лекарственными средствами в объемах, предусмотренных программамигосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
2.2.7. Проводит реформу жилищно-коммунального хозяйства при условии соблюдения правовой и социальной защищенности населения Московской области.
2.2.8. Осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги не чаще одного раза в год и предусматривает меры социальной поддержки населения Московской области.
2.2.9. Принимает меры по недопущению увеличения максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи выше уровня, соответствующего федеральному стандарту.
В соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим место жительства в Московской области.
Осуществляет государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области переданных законом Московской области государственных полномочий Московской области по организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области проводить разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, используя средства массовой информации.
2.2.10. Реализует мероприятия, направленные на развитие транспортной системы Московской области, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики и с учетом социальной доступности транспортных услуг. Предварительно информирует Комиссию об изменении тарифов на пассажирские перевозки.
2.2.11. Принимает меры по развитию государственной системы социальных служб в Московской области.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, в области коллективных прав и интересов – всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
2.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
2.3.3. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты работникам организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3.4. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за исчислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
2.3.5. Содействуют реализации Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи.
2.3.6. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков, по безопасности нахождения детей в детских оздоровительных учреждениях, находящихся на балансе организаций, а также иных оздоровительных учреждений в рамках общественного контроля.
2.3.7. Посредством участия в работе общественных комиссий по жилищным вопросам при органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют контроль за постановкой на учет работников, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением им жилья.
2.3.8. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществляют в пределах своих полномочий контроль за их реализацией.
2.3.9. Информируют работников организаций о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.
2.3.10. Осуществляют контроль за выполнением обязательств региональных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате.
2.4.2. Принимают меры по обеспечению ежегодного роста средней заработной платы во внебюджетном секторе экономики не ниже уровня инфляции в Московской области в соответствующем году и доведению средней заработной платы до уровня не ниже 4,3 величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для трудоспособного населения.
2.4.3. Не допускают появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций.
2.4.4. В рамках социальной (нефинансовой) отчетности информируют Профсоюзы и Правительство о размерах минимальной и средней заработной платы в организациях. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию об оплате труда различных категорий работников.
2.4.5. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев-профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных и образовательных организаций дополнительного образования детей, находящихся на балансе организаций.
2.4.6. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия работодателя.
2.4.7. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии и информируют застрахованных лиц об их уплате.