На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1) органов внутренних дел Российской Федерации;
2) органов Федеральной службы безопасности;
3) федеральных органов государственной охраны;
4) таможенных органов Российской Федерации;
5) Службы внешней разведки Российской Федерации;
6) Федеральной службы исполнения наказаний;
7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Задачами надзора являются: выявление, устранение, предупреждение нарушений законов в деятельности органов, осуществляющих ОРД.
Надзор осуществляется в следующих направлениях:
1) соблюдение прав и свобод человека:
2) надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
3) надзор за соблюдением установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
4) надзор за законностью принятых органами решений.
Прокурор при осуществлении надзора уполномочен:
1) проводить проверки деятельности органов. Такие проверки проводятся в случае:
— подачи жалобы гражданами, обращения должностных лиц, на основании документов о нераскрытии преступлений, на основании поступившей информации о нераскрытии преступления либо противозаконных действий органов;
— в других случаях с учетом состояния законности деятельности данных органов;
2) знакомиться с материалами, документами, делами оперативного учета, оперативно-розыскными материалами, учетно-регистрационной документацией, с ведомственными правовыми актами;
3) требовать объяснений от других лиц, допускающих нарушение закона;
4) давать письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, требовать их прекращения;
5) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов ОРД;
6) отменять незаконные и необоснованные постановления органов следствия и органов дознания о возбуждении уголовных дел;
7) вносить представления;
8) требовать от руководителей отстранения от дальнейшего ведения проверок лиц, нарушивших закон.
Пределы полномочий:
— сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;
— оперативные и служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности, деятельности органов ФСБ и Службы внешней разведки. Прокурор вправе истребовать дополнительные документы только в случае проведения проверки по поступившим материалам, по обращению граждан, по сведениям о нарушении закона.
25. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Лица, находящиеся под стражей, нуждаются в особой защите со стороны органов государственной власти и в частности прокуратуры. Прокурор специально уполномочен на осуществление надзора за законностью задержания и заключения под стражу.
Прокурор должен непосредственно убеждаться в законности помещения под стражу лиц, обвиняемых в совершении преступления. В этих целях он как должностное лицо обязан посещать места содержания под стражей обвиняемых. Генеральная прокуратура обязывает прокуроров посещать следственные изоляторы, колонии, тюрьмы и другие места заключения каждый день, не исключая выходных и праздничных дней. Генеральная прокуратура рекомендует также производить проверки мест содержания под стражей внепланово, в том числе и в нерабочее время, дабы выявление нарушений закона было наиболее эффективным.
Надзор за соблюдением законности задержания может быть осуществлен в различных формах. Прокурор вправе изучить любые документы по этому вопросу, находящиеся в канцелярии следственного изолятора, тюрьмы. Прокурор вправе беспрепятственно проходить в любые помещения мест содержания под стражей, он может общаться с заключенными, а они вправе подать ему жалобу на нарушение их прав.
Вся корреспонденция заключенных, направленная в органы Прокуратуры, не подлежит цензуре. Такая корреспонденция незамедлительно передается соответствующему прокурору администрацией места заключения.
Предметом надзора являются:
— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
— соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
— законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Объектами надзора являются:
1) места содержания задержанных;
2) места предварительного заключения;
3) исправительно-трудовые колонии;
4) иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
1) посещать в любое время органы и учреждения;
2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
4) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений;
5) требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или
производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
6) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу;
7) осужденных немедленно освобождать своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.