Осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима

двух соглядатаев тайно и сказал: «Пойдите,

осмотрите землю и Иерихон».

Библия

Весь исторический опыт борьбы с преступностью убедительно свидетельствует о том, что достижение положительного результата, тем более какого-то эффекта в этой работе возможно лишь при поддержке и активном участии граждан. Сейчас можно лишь сожалеть, что, несмотря на существенный рост преступности, слабую деятельность правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию, сложившиеся институты общественной помощи и содействия органам (оперативные отряды, внештатные сотрудники, специализированные дружины и т. д.) утрачены, и в этих формах, скорее всего, очень надолго.

Причин здесь много, но главная, на мой взгляд, резкое и глубокое падение общественного и индивидуального правосознания. О том, что это, к сожалению, так, свидетельствует и безуспешная попытка поправить положение на уровне правительства, в частности, в ряде обращений предлагается рассмотреть возможности восстановления и стимулирования деятельности различных общественных формирований, содействующих охране общественного порядка и содержащихся за счет бюджета соответствующего уровня и/или специальных фондов. Надежда есть на пусть трудное, но поступательное движение правосознания с улучшением морального воззрения на добро и зло, справедливость и несправедливость, на развитие позитивного отношения к праву, к пониманию личного участия в правоохранительной деятельности.

Затянувшееся негативное перестроечное явление в социальной, экономической и политической жизни государства и его граждан не могло соответствующим образом не сказаться и на специальном содействии лиц в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Уже хорошо то, что нас в этот период относительно слабо задела крайне некомпетентная, порой экстремистская позиция отдельных государственных чиновников на постсоветском пространстве по отношению к негласным силам, средствам и методам работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Получение необходимой информации о фактах преступлений и криминальной активности лиц возможно практически только путем негласного проникновения в преступную среду с применением соответствующих разведывательно-поисковых методов.

Во все времена первостепенную ценность представляла информация (военная, политическая, экономическая) о замышляемых и подготавливаемых действиях противодействующей стороны: государства, преступников и прочее, и, следовательно, высоко ценились информаторы. И это далеко не чисто русский, российский феномен.

Римские императоры имели целые подразделения тайных агентов («деляторов-информаторов»). В бытность Ришелье особое внимание уделялось получению негласной информации, в том числе и от весьма хорошего агента Шарля д’Артаньяна (прототипа героя романа о мушкетерах).

В печати мало упоминается имя знаменитого романиста Даниеля Дефо (автора известного романа о Робинзоне Крузо) как главы английской секретной службы, а ранее небезуспешно работавшего в качестве агента. Им была создана разветвленная система получения негласной информации. Выдающиеся успехи в организации негласной работы принадлежат Наполеону. Его «секретное бюро» делало ставку на агентов в среде неприятелей и своих сограждан, которых он обильно снабжал денежными средствами за агентурную информацию. В числе штатных агентов была и знаменитая Мата Хари, которая могла бы назвать среди своих любовников и Канариса, безжалостно и жестоко предавшего своего самого ценного агента[117]. Любопытно, что одновременно развивалась и так называемая коммерческая разведка, собиравшая сведения в коммерческих целях, ибо по заявлению философа Жан-Жака Руссо: «нет таких законных доходов, чтобы их не превысили незаконные». Некоторые примеры негласной работы известных личностей приводятся для того, чтобы особо подчеркнуть объективно закономерный и необходимый труд негласных сотрудников во все исторические периоды фактически всех государств, разумеется, и России тоже.

Насколько важное значение в современный период придается вопросам негласного сотрудничества с лицами, осведомленными о тяжких замаскированных преступлениях, можно судить по международно-правовым документам в сфере борьбы с преступностью. Так, в Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции отмечается необходимость участия общества в антикоррупционной политике с обращением внимания на уважение, поощрение и защиту свободы поиска получения информации о коррупции, а в ее разделе «Криминализация и правоохранительная деятельность» имеются нормы о специальных мерах защиты свидетелей, экспертов, потерпевших и информаторов (ст. 32, 33).

Следует отметить также, что в соответствии с международными договорами, в правовых системах многих иностранных государств появились и стали внедряться программы защиты информаторов. Наиболее активными в этом плане оказались США, в законодательстве которых, помимо мер защиты осведомителей, которые действуют против коррупции, предусматривается и поощрение тех, кто сообщает о преступлениях[118].

Несмотря на многовековую историю существования института негласного сотрудничества и в России, в отечественном законодательстве, не в пример другим странам, впервые попытка правового регулирования и его сущности была предпринята совсем недавно, лишь с принятием Закона об ОРД в1995 году (первая редакция – 1992 г.).

В законе указано, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыск­ных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД (ч. 1 ст. 17), поскольку речь идет об участии в ОРМ, то сохранение конфиденциальности зачастую диктуется не только желанием лица, но и необходимостью негласности самого мероприятия. Однако законодатель, отражая сложившуюся практику негласной работы, имеет в виду не разовое оказание помощи в каком-либо конкретном мероприятии, что, конечно, тоже весьма важно, а относительное постоянство такой работы. Имеется в виду сотрудничество в поисковой деятельности по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес в целях предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников. Их помощь дает возможность иметь своевременную и достаточно профессиональную информацию о состоянии складывающейся оперативной обстановки в целях быстрого реагирования на негативные факторы путем проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Нетрудно представить широкий спектр необходимой поисковой работы, обусловленной общеуголовными преступлениями (преступления против жизни, здоровья граждан, собственности), преступлениями в сфере экономики, а также связанных с наркобизнесом, взяточничеством и другими формами коррупции, преступностью несовершеннолетних и др. При этом следует иметь в виду, что современную российскую преступность характеризует высокая степень организованности, вооруженности, технической оснащенности, преступные действия отличаются глубокой законспирированностью, криминальным опытом и квалификацией, профессионализмом, наличием серьезных средств противодействия. Разумеется, все это непосредственно связано с определенными требованиями к лицам, могущим оказать помощь и содействие оперативно-розыскным органам, главным образом, на конфиденциальной основе. В этом отношении заслуживает внимания авторитетное мнение одного из руководителей Департамента уголовного розыска МВД России, который пишет, что процесс раскрытия преступлений, особенно тяжких и особо тяжких во многом зависит от организации работы по получению оперативно-значимой информации от агентов[119].

Обосновывая вынужденную необходимость иметь сегодня негласных сотрудников как адекватный ответ замаскированной, опасной преступности можно обратиться к удачному, на мой взгляд, аргументу директора криминальной полиции ФРГ: «Это вынуждает нас работать тайно, скрытно либо под псевдонимом, лишь бы добыть доказательства, которые традиционным полицейским инструментарием, равно как и обычными средствами и методами, получить нельзя». И далее: «Полицейские секретные сотрудники должны рука об руку работать с интересующими полицию «криминальными элементами», чтобы в полной мере использовать возможности служебного добывания информации»[120].

Сейчас у ученых и практиков уже фактически нет сомнений в том, что без работы на конфиденциальной основе с гражданами, особенно в сфере предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений к тому же в условиях нынешней пораженности коррупцией всех слоев общества, добиться серьезных успехов практически невозможно. Кстати, это было всегда так и во всех государствах. Только цивилизованные в правовом отношении государства пытались в своих законах обосновать эту необходимость и нормативно урегулировать такое сотрудничество. У нас же до последнего времени был фактически узаконен запрет на его упоминание и, следовательно, узаконено лишение возможности объяснения нравственной стороны этого института. Автор испытал всю настороженность отношений со стороны чиновников к его первой вышедшей открытой книге о проблемах оперативно-розыскной деятельности[121].

Сегодня следует отметить весьма плодотворную работу по объяснению широкому читателю объективной необходимости ОРД, ее социальной полезности, ценности в борьбе с преступностью таких авторов, как В.Г. Бобров, К.К. Горяинов, Г.К. Синилов, В.С. Овчинский, И.А. Климов, А.В. Земскова, Ю.Ф. Кваша, М.П. Поляков, М.А. Шматов, А.Ю. Шумилов, чьи мнения близки автору и использованы в данном труде.

Устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе – это право сотрудников органов, осуществляющих ОРД. Поэтому инициатива такого сотрудничества, как правило, исходит от оперативных работников. Их предварительное решение о необходимости приобретения негласного сотрудника должно быть достаточно обоснованным, чему предшествует разносторонний анализ оперативной ситуации с предупреждением и раскрытием конкретных тяжких и особо тяжких преступлений, необходимости обнаружения тайно подготавливаемых и совершаемых деяний с выводом о том, что решить стоящие оперативно-ро­зыскные задачи иным путем крайне затруднительно. Следует, очевидно, придерживаться выработанного практикой мнения, согласно которому, если могут быть отысканы иные источники информации, то от привлечения лиц к негласному сотрудничеству следует воздержаться. Вместе с тем, совершенно очевидно, что нередко только изнутри можно зацепить, высветить преступную элиту, вскрыть сложный механизм преступной деятельности.

Системный анализ факторов, лежащих в основе выработки решения о привлечении лиц к негласному сотрудничеству и последующая работа с ним предъявляют серьезные требования к самим сотрудникам. Это прежде всего компетентность, высокий профессионализм, правовая культура и правосознание. Среди черт, необходимых для специфической оперативно-розыскной работы, – честность, добросовестность и объективность, способность внушать людям доверие, общительность, тактичность, готовность брать на себя ответственность, хорошее знание особенностей преступного мира, умение вести доверительные беседы, авторитет и уважение не только среди своих соратников, но и лиц криминального окружения. Очевидно, что для негласной деятельности указанные черты приобретают определенные, прежде всего психологические качества.

Каждое привлечение должно отвечать требованиям целесообразности и целеустремленности. Выдвигаемые цели должны быть не только актуальными на данный момент, но и достаточно сложными по характеру и, как правило, перспективными с точки зрения результата и долгосрочности сотрудничества.

Это непосредственно связано с личностью кандидата в негласные сотрудники. Оперативные работники обязаны изучить личность и деловые качества своих будущих негласных помощников, определить их способности и возможности к специфической деятельности. При этом необходимо выяснить социальные и психофизиологические его качества, наличие реальных возможностей оказывать негласную помощь: профессию, должностное положение, наличие преступного опыта, знание образа жизни преступников, жаргона, его собственную роль в криминальной среде и соответствующие связи и т. п. Важно выяснить и мотивацию сотрудничества, ибо она может выступать непосредственной причиной их поведения.

Социальная практика показывает, что только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, будут стремиться к достижению цели и получать позитивные и даже высокие результаты. Негласная деятельность – это специфическая разновидность социально-полезной деятельности. Ведь благодаря именно труду негласных сотрудников становится возможным получение данной оперативно-розыскной информации для раскрытия преступлений и розыска преступников. А может этого и не произойти или, напротив, вместо ожидаемой полезности результатов негласного сотрудничества вскроется предательство, двурушничество с явными провалами в оперативной работе и с очень отрицательными последствиями.

Мотив – это преимущественно осознанное внутренне побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных его потребностей[122]. Мотивация как процесс побуждения осуществляется не только с помощью внутриличностных, но и внешних факторов. Теория и практика мотивации организационного поведения выработала различные способы мотивации. В предмете нашего интереса наиболее подходящими будут следующие:

– нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению идейно-психологическим воздействием: убеждением, внушением, информированием, психологическим заражением и т. п.;

– стимулирование – воздействие на внешние обстоятельства, важные для данного индивида с помощью благ – стимулов, побуждающих его к определенному поведению[123].

Механизм мотивации весьма сложен. Он включает в себя потребности, ожидания, стимулы, установки, оценки и т. д. Исходной, конечно, является потребность, выступающая в форме притязаний и ожиданий. Различные стимулы направлены на удовлетворение потребностей. Исходя из особенностей негласного сотрудничества в механизме мотивации может быть потребность не только, а иногда и не столько в материальном вознаграждении, сколько ожидания иного рода. Это – искреннее желание оказать содействие в разоблачении преступников, «вывести на чистую воду» лиц, орудующих на предприятиях, в организациях, учреждениях. Мировая правоохранительная практика показывает, что такая нетерпимость проявляется чаще всего в отношении чиновников – беззастенчивых коррупционеров и взяточников. Это могут быть потребности в самореализации (самовыражении), личностные потребности (уважение со стороны других, признание самосостоятельности, независимости и т. д.), стремление в определенной мере удовлетворить свои амбиции, потребности в безопасности. Последнее ожидание также не лишено смысла. Законодательством предусмотрена возможность уйти от уголовной ответственности при определенных условиях: «лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством (ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД).

Мотивации могут сочетаться, а может происходить и борьба мотивов. Сам факт привлечения вызывает у лица сложные, нередко противоречивые психологические чувства. Чаще всего, с одной стороны, он внутренне понимает правильность идей и целей сотрудничества, и они могут совпадать с его мотивацией, с другой – он серьезно сомневается в благовидности, нравственности своего решения и даже нередко боится предстоящей, столь неизвестной и сложной деятельности. Именно в такой ситуации условие конфиденциальности отношений с объяснением лицу его положения поможет в выборе правильного решения.

В этом отношении совершенно правы В.Т. Томин и А.П. Попов, со знанием дела утверждая, что «безнравственен не тот полицейский, который сотрудничает с информатором (агентом)… безнравственен тот страж правопорядка, который вследствие неиспользования оперативных и иных предоставленных ему возможностей оставляет зло безнаказанным, а справедливость попранной»[124].

Организационных и психологических методов взаимоотношений, выработанных наукой, много, и их познание в ОРД обязательно. Но сложны не методы сами по себе, сложна их практическая реализация, искусство тактики применения.

Среди способов мотивации следует особо отметить и наличие принудительной мотивации, которая основывается на использовании власти и угрозы. Воздействие на человека силой данных способов является само по себе безнравственным, а если под их воздействием будет получено согласие, то такое содействие в работе будет весьма краткосрочным, бесперспективным и, в определенной мере, опасным, из-за возможной умышленной дезинформации, двурушничества и других негативных последствий. И не случайно законодатель, предвосхищая такую ситуацию, настаивает на согласии лица участвовать в подготовке или проведении ОРМ, а это предполагает выражение им своего волеизъявления.

В ходе привлечения лица к сотрудничеству оперативному работнику необходимо руководствоваться тремя главными и взаимосвязанными факторами: готовностью, возможностями сотрудника и условиями предстоящей работы. Ввиду ответственности данного мероприятия сотрудник оперативного подразделения определяет оптимальный алгоритм проверочных действий, включая собственное поведение при встречах, сущность тактики, необходимой для плодотворных межличностных контактов. Все это проводится с учетом психологических особенностей оппонента, его интеллектуального, культурного и морально-волевого облика, имеющейся информации и других важных моментов, могущих повлиять на контакты.

Важным условием успешного воздействия на личность является создание благоприятной психологической атмосферы, спокойный, деловой и благожелательный стиль общения. Важно даже опытному оперативному работнику не полагаться только на свою интуицию, постоянно тщательно готовиться к такой работе.

Готовность к специфическому труду как раз и определяется в беседах, в ходе которых устанавливается, насколько лицо склонно выполнять данную работу, выясняются мотивационные составляющие личности: уровень потребностей и интересов, целевых установок, ценностных ориентаций; желания; ожидание вознаграждения в зависимости от результатов труда и т. п. Возможности по выполнению специальных поручений определяются как совокупность его физиологических, интеллектуальных (познавательных), профессиональных способностей к предстоящей работе. Потенциал лица отражает уровень его знаний в конкретной сфере, включая преступный мир, квалификацию, возраст, здоровье, образование, наличие преступного опыта и т. п.

Оговариваются основные условия. В их числе, прежде всего – соблюдение конспирации в работе, причем обоюдная, как со стороны лица, привлекаемого к работе, так и сотрудника оперативно-розыскного подразделения. В последнем случае соблюдение правил конспирации гарантируется государством. Это обеспечивается неразглашением сведений о негласных сотрудниках, крайне ограниченным кругом лиц, допущенных к данной работе, особым порядком приема, обработки, получения и использования оперативной информации, специальными правилами документооборота и т. п.

Формы конфиденциального сотрудничества могут быть различными, как на безвозмездной основе, так и по контракту (ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД). Контракт заключается по всем правилам трудового договора, по которому определяются взаимные обязанности сторон, включая размер заработной платы и другие условия специфической работы. При этом учитываются законодательные предписания о том, что привлекаемые к негласной работе лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию. Речь идет об умышленно искаженной, ложной, вводящей в заблуждение информации (дезинформации). Это исключает ситуации неправильно понимаемой информации либо искаженной в силу добросовестного заблуждения сотрудника в содержании ее сущности или источника, из которого почерпнуты сведения.

Контракты могут заключаться с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и независимо от политических убеждений.

Законом запрещено использовать конфиденциальное сотрудничество по контракту депутатов, судей, прокуроров и адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Заметим, запрет касается негласного сотрудничества с указанными лицами только по контракту. Законодатель четко определяет задачи органов, осуществляющих ОРД в борьбе с преступностью. Решению только этих задач подчинены все оперативно-розыскные мероприятия, к подготовке и осуществлению которых и привлекаются негласные сотрудники. В связи с этим строится обучение данных лиц в обеспечении эффективности поисковой работы. Одновременно с этим при разборе и оценке результатов их деятельности и определении последующих поручений особое внимание уделяется вопросам исключения их соучастия в подготовке и совершении преступлений, недопущения криминальной активности, инициативы и подстрекательства, строгого соблюдения согласованных с оперативным работником законных способов добывания информации при строгом выполнении правил конспирации. Подробно обсуждаются конкретные ситуации предупреждения насильственных преступлений, профилактических мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, тщательно определяется линия поведения в преступной среде.

Изучение зарубежного опыта показывает, что полиция в сфере борьбы с уголовной преступностью делает ставку на негласных сотрудников. Агентурно-оперативная работа и процессуальная деятельность имеют тесные взаимосвязи, фактически представляют единый процесс раскрытия и расследования преступлений. И хорошо то, что такой подход находит ясное отражение в национальном законодательстве[125]. В частности, работа сотрудников полиции оценивается по тому, как справляются со своими обязанностями осведомители, находящиеся у них на связи. «Полицейским внушается, – пишет М.П. Смирнов, – что сотрудник полиции, который способен создавать и сохранять возможности осведомленности о преступном мире с помощью агентурного аппарата, представляет собой один из лучших образцов профессионала»[126].

Во многих странах уделяется особое внимание негласным сотрудникам (информаторам) в сфере противодействия коррупции. В США разработано и опубликовано в 1999 году «Руководство по борьбе с коррупцией». В нем, наряду с иными, вызывает интерес положение о совершенствовании негласной работы и даже необходимости внедрения программы защиты информаторов. В частности, в этом любопытном для нас документе говорится, что антикоррупционная деятельность нуждается в законодательстве, которое бы защищало информаторов от служебных санкций и обеспечивало вознаграждение. Кстати, Программа Комитета министров Совета Европы в борьбе с коррупцией также содержит указания о повышении эффективности средств сбора доказательств и защите лиц, оказывающих властям помощь и содействие в сохранении конфиденциальности их деятельности и расследований.

Негласное сотрудничество является и у нас сердцевиной оперативно-розыскной деятельности точно так же, как в целом ОРД является основным механизмом получения информации для решения задач предупреждения, раскрытия преступлений и обеспечения уголовно-процессуального расследования. Лица, содействующие оперативно-розыскным органам, находятся под защитой государства. Государство гарантирует выполнение взятых на себя обязательств по соблюдению конспирации работы с ними, оплаты труда и прочее, в том числе правовую защиту, связанную с правомерным исполнением общественного долга или возложенных на них обязанностей. Кстати, материальное стимулирование может применяться не только к лицам, заключившим контракт. Лица, сотрудничающие с органами либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты, которые налогом не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Эти лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством (ч. 6 ст. 18 Закона об ОРД). Их труд не только физически и, главным образом, психологически напряжен, но и в определенной мере опасен.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, и членов их семей, допускается проведение специальных мероприятий по их защите.

В случае же реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество в связи с их содействием органам, а равно членов их семей и близких, эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности по закону.

И в завершение вопроса некоторые суждения теоретико-прикладного характера по поводу определения некоторыми авторами анализируемого института ОРД как агентурного метода (О.А. Вагин, В.С. Овчинский, А.В. Федоров)[127]. Любая позиция заслуживает внимания. Данная не является исключением. Более того, в теории ОРД она имеет историю неоднократной постановки, но по многим причинам не приживается. Агентурный метод авторы выдвигают в качестве основы оперативно-розыскной деятельности (как практики), а рассматривают в разделе исходных теоретических положений.

Авторам следовало бы определиться, имеют ли они в виду данный метод в системе методов познания в теории ОРД, или как способ практической деятельности.

Очевидно, что подмена понятий методов теории и практики лишь запутывает и без того сложную проблему.

Наши рекомендации