Осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность является самостоятель­ным видом правоохранительной деятельности, осуществляемых специально уполномоченными на то государственными органа­ми с использованием негласных правовых средств. Прокурор­ский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов получил законодательное регламен­тирование впервые за всю историю советского и постсоветского Казахстана только с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года. Ранее правоохранитель­ные органы в основном руководствовались ведомственными при­казами и инструкциями. Более того, в 1960—1970 гг. Генеральным Прокурором СССР был издан ряд приказов руководящего характе­ра, которыми запрещалось подчиненным прокурорам вмешиваться в ОРД соответствующих органов[42].

Самостоятельное направление данного вида надзора обуслов­лено тем, что органы уголовного преследования при осуществле­нии борьбы с преступностью проводят оперативно-розыскные мероприятия, существенно ограничивающие права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией Республики Казахстан и другими законами. С целью усиления правозащитной функции государства по защите прав и свобод личности, Законом РК от 9 августа 2002 года № 346 «О внесении изменений и допол­нений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора»[43]в Закон РК «О прокуратуре» были внесены значительные изменения. Особенно в части, касаю­щейся полномочий прокурора при осуществлении надзора за ОРД, что только способствовало дальнейшей активизации роли проку­ратуры в данной сфере государственной деятельности.

Кроме того, для обеспечения надлежащего надзора за законно­стью проводимых ОРМ, в органах прокуратуры, помимо наделе­ния их соответствующими полномочиями приказом Генерального Прокурора РК № 74 от 29 декабря 2002 года утверждено Положе­ние специалистах органов прокуратуры, перед которыми постав­лены следующие основные цели и задачи:

1. выявление и пресечение незаконно проводимых органами, осуществляющими ОРД, специальных ОРМ;

2. обеспечение защиты органов прокуратуры от неправомерно установленных специальных технических средств и устройств для получения сведений, составляющих служебную тайну и снятия информации с технических каналов связи, компьютерных систем и электронных носителей;

3. дача консультации и оказание содействия в исследовании, оценке и использовании информации.

Необходимость соблюдения профессиональной этики при про­ведении оперативно-розыскной деятельности имеет очень важ­ное значение, гак как оперативный работник зачастую действу­ет негласно и вторгается в личную жизнь гражданина, при этом становясь обладателем различной информации самого широкого спектра. Поэтому недостаточный уровень правосознания и про­фессиональной этики отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности может привести к использованию средств и методов оперативной работы для достижения цели и задач, не предусмо­тренных законом, в частности, для шантажа и провокации, а также других действий, ущемляющих права и свободы законопослуш­ных граждан. При осуществлении данной деятельности прокурор наделен достаточно широкими полномочиями, вместе с тем он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов, прово­дящих ОРМ, и не может лично проводит или участвовать в их про­ведении.

6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия

Для принятия адекватных мер в борьбе с преступностью — не­гативным социально-правовым явлением — правоохранительные органы наделены властными полномочиями, ограничивающими в определенной мере права и свободы личности. При этом они долж­ны не только обеспечить защиту гражданского общества и челове­ка от преступных посягательств, выявлять причастных к нему лиц, но и не допускать нарушений установленных правил уголовного судопроизводства.

Дознание и предварительное следствие — это две процессуаль­ные формы досудебной деятельности уполномоченных органов по выявлению и расследованию преступлений. Они отличаются друг от друга по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими орга­нами.

Расследование преступлений является сложной стадией уго­ловного процесса. На этой стадии досудебного производства ор­ганы расследования устанавливают круг доказательств, решают вопросы правовой оценки преступления, привлечения лица, со­вершившего преступление, к уголовной ответственности. В пре­делах, установленных предварительным расследованием, прово­дится впоследствии судебное разбирательство. Поэтому прокурор при осуществлении надзорных полномочий обязан следить за тем, чтобы выявление и расследование преступлений проводились в рамках строжайшего соблюдения законности.

Деятельность органов расследования детально регламентирова­на уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с которым прокурорский надзор должен способствовать обеспече­нию законности возбуждения уголовных дел, своевременному рас­крытию преступлений, их качественному расследованию в уста­новленные законом сроки и обоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности. Надзор прокурора за расследовани­ем преступлений должен действовать постоянно на всех стадиях досудебного производства.

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с расследованием ими уголовных дел даются в письменном виде и являются для этих органов обязательными.

Прокурорский надзор осуществляется в одном и том же право­вом режиме, как за законностью дознания, так и за законностью предварительного следствия — независимо от некоторых разли­чий между дознанием и следствием. Его формы не меняются и в зависимости от ведомственной принадлежности следственного ап­парата или органа дознания.

Важной мерой по защите конституционных прав на личную свободу является надзор за законностью сроков следствия и со­держания обвиняемых под стражей. Сроки ареста и порядок их продления регулируются ст. 153 УПК РК.

Наши рекомендации