Общие правила исполнительного производства. Меры принудительного взыскания.

1. Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ, соответствующий установленным требованиям и предъявленный в течение срока исполнительной давности, и в течение 3-х дней вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. Новый закон требует от взыскателя не только направления судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, но и специального заявления о возбуждении исполнительного производства (ч.2 ст.30). Закон поощряет должника к добровольному исполнению требований исполнительного документа, для чего пристав-исполнитель в указанном постановлении устанавливает срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должником, который не может превышать 5 дней. Единственным побудительным мотивом к добровольному исполнению в указанный срок для должника является то обстоятельство, что в случае добровольного исполнения с него не будет взыскан исполнительский сбор, несмотря на то, что исполнительное производство уже возбуждено. В свою очередь нельзя допускать, чтобы данный срок должник использовал для сокрытия имущества и т.п. действий, которые не позволят исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. Поэтому закон позволяет приставу-исполнителю одновременно с возбуждением исполнительного производства произвести опись имущества должника и наложить на него арест,

1. Общие правила о месте и времени совершения исполнительных действий установлены ст. 33 и 35 Закона. Закон предусматривает и срок совершения исполнительных действий, который по общему правилу равен двум месяцам со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю (ч. 1 ст. 36). Однако истечение данного срока не дает основания окончить исполнительное производство, если требования исполнительного документа в этот срок не были исполнены (ч. 8 ст. 36). Более того, нередко исполнительное производство предполагает совершение столь значительного числа действий при соблюдении многочисленных процедур (например, при обращении взыскания на недвижимое имущество), что в принципе делает невозможным завершение исполнительного производства в двухмесячный срок. Поэтому новый закон установил специальные правила о невключении в срок совершения исполнительных действий периодов времени, когда судебный пристав-исполнитель не мог осуществлять исполнительные действия, либо уже выполнил все от него зависящее (например, передал имуществ о для реализации в специализированную организацию) (ч. 7 ст. 36 Закона). Но и в этом случае его истечение не дает оснований окончить исполнительное производство, если требования исполнительного документа не были выполнены. Если в отведенный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок должник не исполнил требования исполнительного документа добровольно, то у пристава-исполнителя появляются основания для применения мер принудительного исполнения (ст. 68 Закона). Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Мерами принудительного исполнения являются:

1. обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2. обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3. обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4. изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5. наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6. обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7. совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8. принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9. принудительное выселение должника из жилого помещения;

10. освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11. иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Исходя из данного открытого перечня, меры принудительного исполнения можно определить как способы осуществления требований исполнительного документа без согласия должника. Выбор меры принудительного исполнения производится судебным приставом-исполнителем в зависимости от характера требований исполнительного документа и имущественного положения должника. Необходимо подчеркнуть, что какими бы мерами ни воспользовался пристав-исполнитель, он не вправе использовать меры, направленные против личности должника.

Закон последовательно регулирует порядок обращения взыскания на имущество должника, в том числе особенности обращения взыскания на имущество должника-организации, обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера.

При использовании различных мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель должен соблюдать ряд первоочередных правил:

§ строгое соблюдение очередности взыскания. В первую очередь, взыскание обращается на денежные средства, в том числе в иностранной валюте. При отсутствии денежных средств взыскание обращается на иное имущество должника, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание согласно ст. 446 ГПК25, а также имущества, изъятого из оборота. Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь, однако такое указание не является для пристава-исполнителя обязательным, который окончательно определяет очередность обращения взыскания. Специальный порядок установлен для обращения взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц: оно производится на основании судебного акта (ст. 77 Закона). Особенностями характеризуется и обращение взыскания на заложенное имущество (ст. 78 Закона)26.

Специальная очередность установлена для обращения взыскания на имущество организации - должника (ст.94 Закона).

В последнюю очередь обращается взыскание на долю должника в общей собственности и долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью (ст. 255 ГК, ч. 6 ст. 69, ч. 3 ст. 74 Закона).

§ пристав-исполнитель обязан строго соблюдать процедуру наложения ареста, изъятия имущества должника (ст. 80, 84 Закона), хранения и оценки (ст. 85 и86 Закона). Практика применения Закона 1997 года свидетельствует, что значительное количество споров в исполнительном производстве связано с ошибками при проведении оценки. При осуществлении оценки имущества пристав-исполнитель в ряде случаев обязан привлекать специалиста-оценщика, который должен руководствоваться требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности» (ст. 85 Закона).

§ строгое соблюдение требований законодательства о порядке проведения торгов по реализации арестованного имущества. Порядок проведения торгов Законом «Об исполнительном производстве» не установлен, поэтому при их организации необходимо применение ст. 447-449 ГК РФ. Закон запрещает судебному приставу-исполнителю производить реализацию арестованного имущества самостоятельно, ее могут осуществлять только специализированные организации (ч. 1 ст. 89 Закона). Постановлением Правительства РФ №260 от 19.04.2002 установлено, что исключительно Российский Фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов27. Судебная практика свидетельствует, что наибольшее количество споров в сфере исполнительного производства связано именно с нарушением порядка реализации имущества, в том числе порядка проведения торгов по продаже недвижимого имущества, поэтому строгое соблюдение установленных законом требований к проведению торгов является обязательным условием эффективности исполнительного производства.

Глава 11 Закона «Об исполнительном производстве» содержит также специальные правила обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника-гражданина. Данная мера принудительного исполнения применяется при исполнении решений о взыскании периодических платежей (например, взыскание алиментов) и в других исключительных по своему характеру случаях: когда у должника отсутствует имущество или его недостаточно для полного погашения взыскиваемых сумм, а также при взыскании суммы, не превышающей десяти тысяч рублей.

Завершается исполнение исполнительного документа о взыскании денежной суммы распределением взысканных средств, которое должно осуществляться с соблюдением правил и очередности, предусмотренных гл.14 Закона.

3. Особый порядок установлен для исполнения исполнительных документов неимущественного характера (глава 13 Закона). Фактически меры принудительного исполнения предусмотрены только для исполнительных документов о вселении взыскателя и выселении должника в виде соответственно принудительного обеспечения беспрепятственного входа взыскателя в помещение и его проживания в нем либо освобождения помещения от выселяемого должника и его имущества (ст.ст. 107, 108 Закона), а также для исполнения исполнительного документа об административном приостановлении деятельности должника (ст. 109). Мерами же принудительного исполнения по отношению к иным исполнительным документам неимущественного характера фактически являются только штрафы, накладываемые судебным приставом-исполнителем на должника, не исполняющего требования исполнительного документа, и угроза применения мер административной или уголовной ответственности (ст. 105 Закона). Специфической мерой принудительного исполнения по делам о восстановлении на работе является взыскание с организации-должника, не исполняющей решение суда о восстановлении на работе, среднего заработка восстановленного на работе работника за весь период неисполнения требований исполнительного документа о восстановлении на работе (ч. 2 ст. 106).

Наши рекомендации