Шкала оценивания устного опроса

Устный опрос – форма учебного занятия, понимаемая как беседа преподавателя с учащимися с целью активизации знаний.

Устный опрос представляет собой мини-зачет, проводимый с целью проверки и оценки знаний студентов после изучения темы в традиционной форме (вопрос-ответ).

Задачи устного опроса:

· Проверка и контроль полученных знаний по изучаемой теме или разделу;

· Углубление знаний в рамках дополнительных вопросов по теме или разделу;

· Выработка умения работы с нормативными правовыми актами;

Итог.

· Преподаватель должен охарактеризовать работу каждого ответившего студента;

· Преподаватель указывает на ошибки, а также выделяет наиболее грамотные и корректные ответы студентов и выставляет оценки.

Критерии оценки устного опроса:

Оценка «5» - отлично

· глубокое и прочное усвоение материала темы или раздела;

· знание положений нормативных правовых актов;

· полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы;

· воспроизведение учебного материала с требуемой степенью точности.

Оценка «4» - хорошо

· наличие несущественных ошибок, уверенно исправляемых обучающимся после дополнительных и наводящих вопросов;

· демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы;

· четкое изложение учебного материала.

Оценка «3» - удовлетворительно

· наличие несущественных ошибок в ответе, не исправляемых обучающимся;

· демонстрация обучающимся недостаточно полных знаний по пройденной программе;

· неструктурированное, нестройное изложение учебного материала при ответе.

Оценка «2» - неудовлетворительно

· незнание материала темы или раздела;

· при ответе грубые ошибки;

· незнание положений нормативных правовых актов.

Шкала оценивания дискуссии

Дискуссия – целенаправленное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями.

Семинар-дискуссия на основании документов, позволяет достаточно глубоко познакомить студентов с материалами изучаемой эпохи, провести работу над анализом документов, провести дискуссию по вопросу сущности и особенностей изученного документа.

Порядок проведения семинара-дискуссии:

1. Организационная часть (Объявление темы дискуссии, представление участников, объявление правил проведения дискуссии).

2. Основная часть дискуссии:

- Выступление участников дискуссии (представление позиций участников дискуссии);

- Уточняющие вопросы участникам дискуссии;

- Выступление участников дискуссии с критикой позиции оппонентов и уточнением собственной позиции;

- Краткие выступления всех желающих.

3. Подведение итогов дискуссии. Выступление руководителя (модератора) дискуссии с подведением итогов дискуссии.

Методика подготовки и проведения групповой дискуссии включает в себя несколько этапов.

1. Выбор темы. Тема должна быть актуальной для участников дискуссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискуссии.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задуматься над поставленной проблемой.

Разработка вопросов для обсуждения. От того как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышления. В формулировках могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки.

3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как правило, включает: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками дискуссии); вопросы, вынесен­ные на обсуждение, условия ведения дискуссии; приемы активизации обучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.); список литературы, необходимой для изучения.

Основные контуры замысла дискуссии доводятся до ее участников заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения дискуссии знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочи­тать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.

4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учебном занятии. Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения. После вводного слова ведущий начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает присутствующих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово желающим выступить, активно содействует естественному развитию обсуждения, втягивает в активный обмен мнениями всех участников.

Вводная часть — важный и необходимый элемент в любой дискуссии, так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу, на предстоящее обсуждение. Варианты организации вводной части могут быть и иные:

· заранее поставить перед одним или двумя участниками задачу выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы;

· кратко обсудить вопрос в малых группах;

· использовать краткий опрос по теме.

Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы можно было быстрее перейти к дискуссии.

Руководитель может задавать вопросы участникам разговора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы. Он может применять специальные приемы для повышения активности аудитории: подбадривать «противников»; заострять противоположные точки зрения; использовать противоречия, разногласия в суждениях выступающих, обращать доводы спорящего против него самого; предупреждать возможные возражения со стороны спорящих; создавать затруднительные ситуации, когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения, делающие возможным появление различных точек зрения.

При руководстве дискуссией продуктивность выдвижения гипотез и идей повышается, если ведущий:

· дает время на обдумывание ответов;

· избегает неопределенных двусмысленных вопросов;

· обращает внимание на каждый ответ;

· изменяет ход рассуждения участников – расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает вопросы типа: «Какие еще сведения можно использовать? Какие еще факторы могут оказывать влияние? Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.);

· побуждает участников к углублению мысли (например, с помощью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно?»).

Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие реплики, как: «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступающим в четкой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нужно уходить от неожиданных вопросов, отказываться от обсуждения частных проблем, ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии.

По результатам обсуждения проблемы ведущему необходимо сделать вывод и переходить к следующему вопросу.

5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спора, подчеркивает основные моменты правильного понимания проблемы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыслей, глубину и научность аргументов, правильность употребления понятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее активных участников дискуссии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы, совершенствованию полемических навыков и умений.

Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале занятия создает дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное обсуждение вынесенной для спора проблемы. При этом может быть рекомендовано такое распределение ролей-функций в дискуссионной группе:

· ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекая в него всех членов группы;

· аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

· протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает, чтобы представить мнение, позицию своей группы;

· наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев.

Критерии оценки результатов участников дискуссии:

Оценка «отлично»

- глубокое и прочное усвоение материала темы или раздела;

- полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы;

- демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы и дополнительно рекомендованной литературы;

- воспроизведение учебного материала с требуемой степенью точности.

Оценка «хорошо»

- наличие несущественных ошибок, уверенно исправляемых обучающимся после дополнительных и наводящих вопросов;

- демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы;

- четкое изложение учебного материала.

Оценка «удовлетворительно»

- наличие несущественных ошибок в ответе, не исправляемых обучающимся;

- демонстрация обучающимся недостаточно полных знаний по пройденной программе;

- не структурированное, не стройное изложение учебного материала при ответе.

Оценка «неудовлетворительно»

- не знание материала темы или раздела;

- при ответе возникают серьезные ошибки.

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Нормативно-правовые акты

1) Конституция Российской Федерации, принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. - №237 с изм. и доп. от 30.12.2008 г.

2) Устав ООН от 24 октября 1945 г.

3) Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // права человека: Сборник международных документов. – М. 1986

4) Международный пакт о гражданских и политических правах – резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2200 А (ХХ1) 16 декабря 1966 г.

5) Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. И Протоколы к ней // СЗ РФ 1998 №20 Ст.2143; Ст 31. Ст3835 36 т. 3710

6) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными – Конгресс организации объединенных наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 30 августа 1955 года).

7) Стандартные минимальные правила организации Объединенных наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) – Резолюция генеральной ассамблеии ООН 45/110 от 14 декабря 1990 года.

8) Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме – резолюция генеральной ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года.

9) Процедуры эффективного выполнения минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными / резолюция экономического и социального совета ООН 1984/47 от 25 мая 1984 г.

10) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.

11) Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания - резолюция 3452 (ХХХ) генеральной ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г.

12) Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью – резолюцией генеральной ассамблеи оон 40/34 от 29 ноября 1985 года // международные акты о правах человека / сборник документов – м., 2000

13) Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // действующее международное право. В 3-х томах. Т.1 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М1999

14) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.Минск. 1993. Ратифицирована ФС РФ 04.08.1994

15) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Страсбург. 1959. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Страсбург. 1978. Ратифицирована ФС РФ 13.10.1999

16) Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции и взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999.

17) Европейская конвенция о выдаче. Париж 1957. Дополнительный протокол к Европейкой конвенции о выдаче. Страсбург. 1975. Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче. Страсбург. 1978.

18) Федеральный закон «о ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола к ней и второго дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999

19) Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития – приложения к резолюции генеральной ассамблеи ООН 45/107 от 14 декабря 1990 года «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития».

20) Правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления уголовного правосудия – 10 конгресс ООН по предупреждению преступности и обращения с правонарушителями, Вена 10-17 апреля 2000 года.

21) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка – принят 17.12.1979 года Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеии ООН.

22) Руководящие принципы касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование – Приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана (27 августа 7 сентября 1990 года).

23) Основные положения о роли адвокатов – приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 года в Нью-Йорке.

24) Основные принципы независимости судебных органов – принципы приняты на седьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарущителями, проходившем в г. Милане с 26.08.1985 – по 06.09.1985 г.

25) Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. // собрание законодательства Российской Федерации – 1997 №12

26) Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. // собрание законодательства Российской Федерации – 1997 №12

27) Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. //// Действующее международное право. В 3-х томах. Т.1 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1999.

28) Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Т.1 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.1999 универсального характера

29) Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. // Действующее международное право. В 3-х томах.Т.1 / Сост. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова.М.1999

30) Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпола). 13.07.1956 / Советский журнал международного права. М.,1987

31) Положение о Национальном Центральном Бюро Интерпола в Российской Федерации , утвержденное Постановлением Правительства РВ №1190 от 14.10.1996.

32) Инструкция о порядке исполнения и направления органами внутренних дел МВД РФ №10 от 11.01.1994

33) Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ Интерпола в Российской Федерации

34) О Порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции: Указание Генеральной Прокуратуры РФ №42/35 от 23.06.1998

35) Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генеральной прокуратуры РФ №30 от 22.05.1996

36) Об организации международного сотрудничества Прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной прокуратуры №50 от 03.08.1998.

Основная литература

1) Международное право [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ Ю.В. Трунцевский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 455 c.

2) Международное право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ К.К. Гасанов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 408 c.

3) Международное право. Библиография. 1991-2005 / отв. Ред.Л.Н. Галенская, Г.И.Курдюков, С.В.Бахин. – СПб.: СКФ «Россия-Нева», 201

4) Сидорова Т.Ю. Международное публичное право [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сидорова Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Корпорация «Диполь», 2012.— 119 c.

5) Щербина Н.Г. Международное право. Часть 1. Международное публичное право [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Щербина Н.Г., Щербина Е.М.— Электрон. текстовые данные.— Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2010.— 220 c.

Дополнительная литература

1) Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зимненко Б.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2009.— 412 c.

2) Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зимненко Б.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2009.— 542 c.

3) Конституционное право и международное право. Взаимодействие и развитие в современную эпоху [Электронный ресурс]: сборник научных статей по материалам Вторых Конституционных чтений/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2010.— 126 c.

4) Сассоли М., Бувье А., при участии Карр С.,Кэмерон Л. И Сен-Морис де Т. Правовая защита во время войны. Т.III. М.: МККК, 2009

5) Сассоли М., Бувье А., при участии Карр С.,Кэмерон Л. И Сен-Морис де Т. Правовая защита во время войны. Т.III. М.: МККК, 2009

6) Буткевич О.В. У истоков международного права – СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс».2008

7) Каюмова А.Р. Международно-правовые аспекты уголовной юрисдикции государств: некоторые вопросы теории и практики: монография / А.Р. Каюмова – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. –

8) Курдюков Г.И. ООН и непризнание в международном праве // Современные проблем развития международного и конституционного права: Сб. материалов Междунар. Науч. – практ. Конф. Посвящ. Пмаяти проф. Д.И.Фельдмана. / отв ред Г.И.Курдюков О.М. Смирнова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. С.165-174.

9) Курдюков Г.И. ООН о признании и непризнании в международном праве // Казанский журнал международного прав. №2, 2008 С.4-10.

10) Маммадов У.Ю. К вопросу о признании государств в современном международном праве / основные тенденции развития современного международного права. Liber Amircorum в честь профессора Геннадия Иринарховича Курдюкова. Казань. Центр инновационных технологий.

11) Маслов А.В. Современные проблемы международного признания на примере обретения независимости Косово // Право и государство: теория и практика. 2008 г., №8 (44)

12) Маммадов У.Ю. К вопросу о признании государств в современно международном праве / основные тенденции развития современного международного права Liber Amircorum в честь профессора Геннадия Иринарховича Курдюкова. Казань. Центр инновационных технологий, 2010. 7. Международные правоохранительные организации / С.Н. Бабаев // программа учебного курса по специальности Юриспруденция» 021100 – Воронеж: РИО ВГУ 2003

13) Бабаев С.Н. К вопросу о необходимости учебного курса «Международные правоохранительные организации» // Международно-правовые чтения. Выпуск 1 / Отв ред. П.Н.Бирюков – Воронеж ВГУ 2003 – С.186 - 192

14) Международное право: учебник / Отв. Ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – 2-е издание перераб. И доп. – М.: Международные отношения, 2005 – С-20-21

15) Волеводз А.Г. Правовые основы борьбы с экономическим мошенничествомв Европейском союзе // Уголовное право. – 2008 - №6 – С77-83;

16) Волеводз А.Г. Современная система международной уголовной юстиции: понятие, правовые основы, структура, и признаки // международное уголовное правосудие: Современные проблемы / Под ред. Г.И.Богуша, Е.Н. Трикоз - М.: Институт права и публичной политики 2009. – С. 305-323.

17) Волеводз А.Г. Учреждения и органы Европейского союза по судебному и полицейскому сотрудничеству: Учебное пособие – М.: МГИМО(У) МИД РФ,2010 – 303с. – (Общие пространства России-ЕС: право, политика, экономика. Вып.8).

9.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля

www.un.org – официальный сайте Организации Объединенных Наций

www.coe.int – официальный сайт Совета Европы

www.osce.ru – официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

www.europa.eu.int – официальный сайт Европейского Союза

www.cis.solo.by – официальный сайт исполкома СНГ

www.mid.ru – официальный сайт министерства иностранных дел Российской Федерации

www.icc-pcti-int – официальный сайт международного уголовного суда

www.pict-pcti.org –официальные суды и трибуналы

www.eisil.org – электронная справочная система по международному праву

10.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Для освоения дисциплины применяются различные образовательные технологии. Проведение занятий предусматривает обеспечение студентов учебно-методическими указаниями или раздаточным материалом.

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях. Учебная лекция должна включать в себя 3 – 4 основных вопроса. Вопросы должны быть примерно равными по объему, четко сформулированы и охватывать содержание излагаемого материала по теме;

- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием интернет - ресурсов и поисковых систем, таких как: СПС «Консультант плюс» и «Гарант», специальной учебной и научной литературы. Текущая самостоятельная работа включает в себя работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы, выполнение индивидуальных домашних заданий, изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку, подготовку к контрольным работам и устным опросам.

- Закрепление теоретического материала при проведении семинарских занятий (семинаров). Семинар рассчитан на усвоение студентами базовых категорий изучаемой темы. Семинар можно проводить в форме дискуссии, когда каждый высказывает свою позицию с последующим подведением итогов. Цель семинара – закрепить и выявить знания студентов и оценить их. Работа каждого студента на семинарских занятиях оценивается преподавателем.

- Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание рефератов по заданной теме. Большое место в работе такого рода уделено внимание обоснования своей точки зрения студентами.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются: решение задач, подготовка докладов, рефератов, выполнение домашних заданий, промежуточная аттестация, которая проводится в форме зачета.

11.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости

1. Справочно-правовая система «Гарант».

2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Справочно-правовая система «Кодекс».

4. wwwkremlin.гu официальный сайт Президента РФ.

5. www.правительство.рф официальный сайт Правительства РФ.

6. law.edu.гu федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

1. Консультант Плюс: законы РФ и другие нормативные документы http://consultant.ru

2. Гарант: Информационно-правовой портал http://garant.ru

12.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине модулю

Лекционный зал, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук); аудитории для проведения семинарских занятий, оборудованные современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук).

13.Иные сведения и материалы, требования к которым устанавливаются локальным нормативным актом Университета, указанным в п.4.19 настоящего Положения

Наши рекомендации