Критерии оценки устного (письменного) опроса

СИЛЛАБУС

Дисциплина:Экология и устойчивое развитие Eco UR 1106

Специальность: 5В130100 - «Общая медицина»

Кафедра: общей гигиены и экологии

Объем учебных часов (кредитов): 90 часов \ 2 кредита

Курс:1

Семестр: 2

Алматы 2015 г.

Силлабус составлен в соответствии с Рабочей программой: заведующим кафедрой общей гигиены и экологии, профессором Кенесариевым У.И., старшими преподавателями Молдакарызовой А.Ж., Алимовой Н.Е. на основании ГОСО РК 2012 г. и Типовой учебной программы по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» утвержденной г. Астана, 2008г. Перевела на государственный язык преподаватель Айтжанова Г.М.

обсужден на заседании кафедры общей гигиены и экологии

от «____»__________2015 г. Протокол №_____

Заведующий кафедрой, профессор _____________ Кенесариев У.И.

1. Общие сведения:

1.1. Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

1.2. Кафедра: Общей гигиены и экологии

1.3. Дисциплина, код дисциплины:Экология и устойчивое развитие, Eco UR 1106

1.4. Специальность: 051301-«Общая медицина»

1.5. Объем учебных часов\кредитов: 90 часов\ 2 кредита

1.6. Курс и семестр изучения:1курс, 1семестр

1.7. Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Ученая степень, должность Приоритетные научные интересы Достижения, труды
Кенесариев У.И. д.м.н., профессор Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах и в регионах ракетно-ядерных испытательных полигонов республики, реализация актуальных международных программ. Разработчик типовых программ для медицинских вузов республики по общей гигиене и экологии, автор более 300 трудов, в том числе учебников «Экология и здоровье населения», «Коммунальная гигиена», учебных пособий «Гигиена питания» и «Радиационная гигиена», «Гигиена» на государственном и русском языках. Читает лекции по общей гигиене и экологии для студентов всех специальностей.
2. Амрин М.К. к.м.н, доцент Исследования состоя-ния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах и в регионах ракетно-ядерных испытатель-ных полигонов республики Разработчик типовых и рабочих программ по медицинской экологии для медико-профилактического и фармацевтического факультетов. Автор учебного пособия «Гигиена воздуха» на русском и казахском языках. Читает лекции на казахском языке по общей гигиене, медицинской экологии и экологии для студентов всех специальностей.
3. Анамбаева А.И. к.м.н, доцент Исследования состояния окружающей среды и здоровья детского населения в нефтегазовых регионах Разработчик типовых и рабочих программ по общей гигиене для студентов стоматологического факультета. Автор учебных пособий по общей гигиене для студентов медицинских вузов «Гигиена лечебно-профилактических организаций» и «Гигиена детей и подростков». Читает лекции по общей гигиене и экологии для студентов специальности «Стоматология».
4. Аликеева Г.М. к.м.н., ст.преп. Исследования состоя-ния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах республики Автор учебно-методических пособий «Гигиена воды» (на каз. и рус.яз), «Первые медицинские работники на территории Казахстана». Читает лекции по экологии.
5. Молдакарызова А.Ж. к.б.н., ст.преп. Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в сточных вод г.Алматы . Разработчик рабочих программ и силлабусов по экологии для специальностей «Общая медицина»; «Стоматология». Читает лекции на казахском языке по общей гигиене и экологии для студентов всех специальностей.
6. Ержанова А.Е. к.м.н., ст. преп. Исследования состоя-ния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах республики Разаработчик УМКД по «Общей гигиене» для специальностей «Общая медицина»; «Сестринское дело». Соавтором книг: - «Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С. Д, Асфендиярова», часть 1 – «Компетенции»; часть 2 – «Образовательные программы». Читает лекции по общей гигиене для студентов специальностей «Общая медицина»; «Сестринское дело».
7. Алимова Н.Е. ст.преп. Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах республики Разработчик рабочих программ и силлабусов по экологии для специальностей «Общественное здравоохранение», «Фармация». Один из соавторов учебных пособий по общей гигиене для студентов медицинских вузов «Гигиена питания» и «Гигиена детей и подростков». Читает лекции по общей гигиене для студентов специальности «Фармация».
8. Бегимбетова Г.А. к.б.н., преп.   Ведет занятия по общей гигиене и экологии со студентами всех специальностей, участвует в разработке и переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
9. Желдербаева М.К. к.м.н., преп. Исследование токсичности кадмия и свинца в сравнительном аспекте Читает лекции по общей гигиене для специальностей «Общая медицина»; «Общественное здравоохранений». Ведет занятия по общей гигиене и экологии на всех факультетах, участвует в разработке и переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
11. Адилова М. Т. преп.   Ведет занятия по общей гигиене и экологии со студентами всех специальностей, участвует в разработке и переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
12. Сламкулова С.Ш. преп.   Ведет занятия по общей гигиене и экологии со студентами всех специальностей, участвует в переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
Досжан Б.Н. преп. Эколого-экономические проблемы развития нефтегазовой отрасли Прикаспийского региона Республики Казахстан Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» со студентами всех специальностей и участвует в разработке УМКД.
Токжанова М.С. преп   Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» со студентами всех специальностей, участвует в переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
Айтжанова Г.М. преп.   Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» со студентами всех специальностей, участвует в переводе на государственный язык методических материалов кафедры.
Кенесарина М.И. преп Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах республики Ведет занятия по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» со студентами всех специальностей, участвует в переводе на государственный язык методических материалов кафедры.

1.8. Контактная информация: место нахождения кафедры - ул. Толе-би 94, INTRO-IV, 2 этаж. тел. 2926722, факс 2926722

1.9. Политика дисциплины:

Студент должен выполнять следующие требования кафедры:

- не опаздывать на занятия; 3 опоздания приравниваются к 1 пропуску по неуважительной причине.

- не пропускать занятия и лекции без уважительной причины;

- пропуски лекций не отрабатываются, но снижается на 1 балл оценка по рубежному контролю по разделу, по которому читались лекции, и вносятся дополнительные вопросы при сдаче экзамена.

- пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем; при несвоевременной отработке занятий оценка снижается на 25%.

- активно участвовать в учебном процессе;

- все задания практических занятий выполнять и оформлять соответственно требованиям;

- выполнять задания по СРС и СРСП на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки; при несвоевременной сдаче оценка снижается на 25%.

- сдавать своевременно все рубежные контроли, без чего допуск к экзамену не дается, а за несвоевременную сдачу рейтинг снижается по каждому рубежному контролю на 1 балл.

- находиться в аудитории в белых халатах.

2. Программа:

2.1. Введение:Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло. Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели, глобальный характер в невиданных ранее масштабах загрязняется окружающая среда. Наметились тенденции к истощению ресурсов. Разные виды антропогенной деятельности привели к прямому или косвенному уничтожению разнообразных видов животных и растений. Химическое загрязнение природной среды, радиационная обстановка, качество продуктов питания и питьевой воды и т.д. привели к ухудшению состояния здоровья населения. Возник ряд глобальных экологических проблем.

На современном этапе антропогенные изменения затронули практически все экосистемы планеты, газовый состав атмосферы, энергетический баланс Земли. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, система « биосфера – человечество все более приходит в разбалансированное состояние, в результате чего во многих районах нарушилось ее динамическое равновесие. Все это способствует ухудшению состояния современной биосферы, разрушению здоровья и духовности человека. Решение проблемы возможно в результате восстановления баланса, что представляет собой чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении задачу, поставленную в 1992 году в Рио-де-Жанейро, где была подписана и утверждена концепция по Устойчивому развитию.

Устойчивое развитие в глобальной системе «общество-природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах разного уровня. Чем раньше человечество осознает это и пойдет по пути устойчивого развития, тем вероятнее будет его выживание на Земле. При этом решающая роль принадлежит экологическому образованию.

2.2. Цель дисциплины: формировать знания и умения об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества

2.3. Задачи обучения:

- формировать знания об основных закономерностях, определяющих взаимодействие живых организмов со средой обитания, распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;

- формировать знания о закономерностях потока энергии через живые системы, круговороте веществ, функционировании экологических систем и биосферы в целом;

- формировать знания об основных принципах охраны природы и рационального природопользования, об социально-экологических последствиях антропогенной деятельности;

- формировать знания о концепции, стратегии, проблемах устойчивого развития и о практических подходах к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

- формировать навыки выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;

- формировать навыки понимания современной концепции и стратегии устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы;

- формировать навыки использования полученных знаний о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности, для сохранения устойчивого развития.

2.4. Конечные результаты обучения:

- обладать навыками анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества;

- использовать полученные знания для решения экологических задач, а также реализации идей устойчивого развития в Республике Казахстан и других странах.

2.5. Пререквизиты: биология, экология, физика, химия, история Казахстана, философия, математика и информатика, основы экологического права.

2.5. Постреквизиты: Биохимия, микробиология, общая гигиена, нормальная физиология, экономическая теория, патологическая анатомия, патологическая физиология

2.6. Краткое содержание дисциплины: Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Термин «экология» происходит от древнегреческого «oikos» - (дом, жилище) и «logos» - (слово, учение), в научный обиход его ввел выдающийся немецкий биолог Эрнст Геккель. Он в своей книге «Общая морфология организмов» (1866г.) назвал экологией один из разделов биологии - науку об условиях обитания организмов в окружающей среде. От древнегреческого «oikos» образовано не только наименование этой науки, но и понятие «ойкумена» («экумена»), служащее для обозначения природы, освоенной и обжитой человеком. С освоением человеком космоса понятие «экумена» вышло за пределы Земли, а экология, пусть еще не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого. В настоящее время она не является одним из разделов биологии, на родство с ней претендуют и география, и политэкономия, и философия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого.

Современная экология - это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений

2.7. Тематический план: (лекции, практические, семинарские, лабораторные, самостоятельные под руководством преподавателя*) темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций,рубежного и итогового контролей).

Тематический план лекций

№ п/п Тема лекции объем учебных часов
Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования. Разделы экологии.
Биосферная – ноосферная концепция В.И.Вернадского.
Атмосфера, гидросфера, литосфера – важнейший элемент биосферы. Источники загрязнения.
Окружающая среда и здоровье населения.
Концепция и принципы устойчивого развития. Перспективы устойчивого развития Казахстана.
  Итого:

Тематический план практических занятий

№ п/п Тема занятия Объем учебных часов
Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования. Основные среды жизни и их характеристики.  
Популяция как форма существования вида и ее основные критерии. Экосистема, ее структура и функциональная организация .
Строение биосферы и ее границы. Биосферно - ноосферная концепция В.И.Вернадского. (Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере).
Проблемы обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. Проблемы урбанизации. Рост населения и изменение его качества.
Основные виды антропогенные воздействий на биосферу. Атмосфера – элемент биосферы. Источники загрязнения и влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения.
     
Литосфера, гидросфера – элементы биосферы. Источники и характер загрязнения почвы, загрязнение водоисточников и влияние его на здоровья населения.
«Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции и принципы устойчивого развития. Политика и стратегия устойчивого развития на разных уровнях: глобальном, региональном и местным.
     
Международные конвенции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности. Реальные и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития.
Охрана природы и устойчивое развитие. Заповедные территории Республики Казахстан.
  Итого:

Тематический план самостоятельные работы под руководством преподавателя*

№ п/п Тема занятия Объем учебных часов
Предмет, задачи и объекты исследования. История развития экологии. Организм как живая целостная система.Взаимодействие организма и среды.
Круговорот основных биогенных элементов в экосистеме.
  Основополагающая роль учения о ноосфере В.И.Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.
Проблемы городских и сельских населенных пунктов и здоровье населения.  
Рубежный контроль
Антропогенные воздействия на атмосферу. Экологические последствия глобального загрязнение атмосферы.
Антропогенные воздействия на гидросферу и литосферу. Экологические последствия загрязнение гидросферы, литосферы.. Естественные и искусственные биогеохимические провинции Казахстана и особенности здоровья населения регионов республики.
Понятие о концепции устойчивого развития. Перспективы устойчивого развития Казахстана. Актуальные экологические проблемы в устойчивом развитии Республики Казахстан.
Международные организации в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Окружающая среда и здоровье населения городов и сельского населения
Рубежный контроль
Особо охраняемые природные территории.
  Итого:

2.8. Задания для самостоятельной работы студентов:

Тема занятия Форма проведения Объем часов
Адаптированность организмов к факторам окружающей среды. - Свет как экологический фактор. Понятие о фотопериодизме. - Температура как экологический фактор. - Вода как экологический фактор. Реферат презентация составление тестов  
Статические и динамические характеристики, механизмы регуляция численности популяции. Диапазон толерантности. Биотические связи. Миграция и конкуренция и хищничество как фактор регуляции. доклад составление тестов  
Автотрофный и гетеротрофный компоненты экосистемы. Пищевые цепи, экологические пирамиды. Действие законов термодинамики в экосистемах, продуктивность экосистем. Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме. Роль живых организмов в поддержании непрерывного круговорота веществ в экосистеме Реферат презентация  
Гомеостаз и экологическая сукцессия. Эволюция биосферы. Роль живых организмов в изменении физико-химических параметров атмосферы, литосферы и гидросферы. Современные теории происхождения жизни. Механизмы устойчивости биосферы. презентация дискуссия
Планетарная роль живого вещества биосферы. Международные саммиты и инициативы международных организаций по обеспечению устойчивого развития природы и общества. Роль неправительственных организаций в решении экологических проблем. презентация дискуссия  
Причины и последствия дестабилизации природной среды в Казахстане. Экологические аспекты устойчивого человеческого развития в РК. Национальный план действий по охране окружающей среды для устойчивого развития Республики Казахстана. Экологическая политика РК. реферат дискуссия
Итого:

2.9 Литература основная и допольнительная:

Основная:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с.,

2. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с,

3. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с.

4. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с.

5. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

6. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы, «Қазақ университеті» , 2007- 240с.

7. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения. Учебник для ВУЗов и колледжей. - Алматы, 2002 -260 с.

Дополнительная:

1. Хандогина Е.К., Герасимова Н.А., Хандогина А.В. Экологические основы природопользования, М., «Форум», 2007

2. Доклады Министерства охраны окружающей среды РК «О состоянии природной среды РК» 2000-2007гг.

3. Колумбаева С.Ж., Бидельбаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті» , 2006-195с.

4. Общая экология: учеб. пособие/ М. А. Аскарова.- Алматы: Қазақ ун-ті, 2004.- 184 с.

* Примечание: Список литературы может обновляться ежегодно.

2.10 Методы обучения и преподавания: (малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах,презентации, кейс-стади и т.д.).

Лекции: обзорные и проблемные

Практические занятия: семинары, решение ситуационных задач, анализ конкретных гигиенических ситуаций, разбор случаев не соблюдения гигиенических нормативов, моделирование ситуаций, работа в парах, дискуссия.

СРСП: работа в малых группах, дискуссии, решение ситуационных задач

СРС: работа с литературой, электронными базами данных, решение ситуационных задач;, составление аналитических обзоров, ситуационных задач, тестов, решение тестовых заданий, подготовка научных рефератов.

2.11 Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*).

Текущий контроль компетенции «знание»:

% Критерии оценки
95-100 Студент показал глубокое понимание темы занятия, умение мыслить логически. Изложение материала полностью соответствует поставленным вопросам, содержит все необходимые теоретические факты, иллюстрируемые правильно подобранными конкретными примерами. Студент смог сделать обоснованные выводы.
90-94 Студент показал общее понимание темы занятия. Изложение материала полностью соответствует поставленным вопросам. Допустил незначительные погрешности при формулировке, которые исправил после замечания преподавателя и для подтверждения знаний привел правильно подобранные примеры, смог сделать обоснованные выводы.
85-89 Студент показал знание материала темы, но допустил мелкие неточности в ответе, которые исправил после дополнительных вопросов преподавателя, показал умение мыслить логически.
80-84 В изложении допущены небольшие пробелы, не искажающие логического и информационного содержания ответа. Изложение основано на понимании теоретического материала.
75-79 Студент имеет неглубокие знания по теме занятия, неполно и непоследовательно отвечает на вопросы, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для усвоения дальнейшего программного материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких дополнительных вопросов педагога.
70-74 В изложении материала показано общее понимание вопроса, продемонстрированы знания, достаточные для дальнейшего обучения. Тема раскрыта неполно, допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии.
65-69 В изложении материала показано непонимание вопроса. Тема раскрыта непоследовательно, неполно, допущены ошибки в определении основных понятий, использовании терминологии.
60-64 В изложении показано непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допущены грубые ошибки в определении понятий, использовании терминологии
55-59 В изложении показано незнание, непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допущены серьезные ошибки в определении понятий, использовании терминологии
50-54 При опросе допущены принципиальные ошибки, неполное выполнение заданий
0-49 Студент присутствовал на занятии. Обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допустил серьезные ошибки в определении понятий и при использовании терминологии, которые не сумел исправить после нескольких наводящих вопросов преподавателя.

Текущий контроль практических навыков:

% Критерии оценки
95-100 Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал усвоение программного материала и не допустил каких- либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил задания, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы, выполнил домашние задания, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
90-94 Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал усвоение программного материала и допустил непринципиальные неточности, исправленные самим студентом, своевременно и правильно выполнил задания , своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
85-89 Данная оценка ставится в том случае, если обучающий освоил программный материал, не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил задания, своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допустил непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом
80-84 Данная оценка ставится в том случае, если обучающий освоил программный материал не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил задания сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, допустил непринципиальные неточности, исправленные самим студентом
75-79 Данная оценка ставится в том случае, если обучающий освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом допустил принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
50-74 Данная оценка ставится в том случае, если обучающий освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, ограничивался только учебной литературой, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
0-49 Данная оценка ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего контроля

Текущий контроль формирования правовой компетенции:

% Критерии оценки
95-100 Умение ориентироваться в основных положениях законодательных актов; безукоризненное овладение экологическим нормативов.
90-94 Умение ориентироваться в основных положениях актов; полное овладение нормативно-правовой базой в области экологическим нормативов.
85-89 Достаточно полное овладение нормативно-правовой базой в области экологическим нормативов.
80-84 Самостоятельное осмысление основных положений законодательных актов; овладение нормативно -правовой в области экологическим нормативов..
75-79 Осмысление основных положений законодательных актов с незначительной ошибкой; овладение нормативно-правовой базой в области экологическим нормативов.
70-74 Умение ориентироваться в основных положениях законодательных актов; овладение нормативно-правовой базой в области экологическим нормативов.
65-69 Умение под руководством преподавателя ориентироваться в основных положениях законодательных актов; овладение нормативно-правовой области экологическим нормативов.
60-64 Умение под руководством преподавателя ориентироваться в основных положениях законодательных актов; неполное овладение нормативно-правовой базой в области экологическим нормативов.
55-59 Неполное овладение нормативно-правовой базой в области экологическим нормативов.
50-54 Слабое овладение в области экологическим нормативов., допущены принципиальные ошибки
0-49 Отсутствие навыков по правовой компетенции, экологическим нормативов.
Отсутствие на занятии

Система контроля учебных достижений обучающихся:

Текущий контроль:

Практических занятий: устный опрос

Тестирование: в письменной форме по вариантам

Проверка выполнения заданий по самостоятельной работе: в письменной или устной форме

СРС:защита рефератов, докладов, рецензий по темам, демонстрация презентаций, контроль выполнения тестовых заданий не позднее недели, соответствующей разделу экологии, на которой изучается данная тема.

Рубежный контроль: коллоквиум по кредитам в виде тестирования и устного опроса.

Итоговый контроль: Тестирование и устный опрос по билетам.

Текущий контроль:Практическое занятие, рубежный контроль, СРС – максимально 100 баллов

Традиционная оценка Критерий Балл
«А» 4 Присутствие, полный ответ при устном опросе, тестирование «95-100%», выполнение всех заданий 95-100 б.
«А-» 3,67 Присутствие, при опросе допущены незначительные ошибки, тестирование «90-94%», неточное выполнение заданий 90-94 б.
«В+» 3,33 Присутствие, при опросе допущены незначительные ошибки, тестирование «85-89%» 85-89 б.
«В» 3,0 Присутствие, при опросе допущены принципиальные ошибки, тестирование «80-84%» 80-84 б.
«В-» 2,67 Присутствие, при опросе допущены принципиальные ошибки, тестирование «75-79%», неполное выполнение заданий 75-79 б.
«С+» 2,33 Присутствие, при опросе допущены принципиальные ошибки, тестирование «70-74%» 70-74 б.
«С» 2,0 Присутствие, тестирование «65-69%» при опросе допущены принципиальные ошибки, неполное выполнение заданий 65-69 б.
«С-» 1,67 Присутствие, тестирование «60-64%» при опросе допущены принципиальные ошибки, неполное выполнение заданий 60-64 б.
«D+» 1,33 Присутствие, тестирование «55-59%», при опросе допущены принципиальные ошибки, не выполнение заданий 55-59 б.
«D-» 1,0 Присутствие, при опросе допущены принципиальные ошибки, тестирование «50-54%», не выполнение заданий 50-54 б.
«F» 0 Присутствие, незнание материала, не выполнение заданий 0-49 б.
  Отсутствие на занятии 0 б.

Оценка компетенции

Тема занятия Оцениваемые компетенции
Знания Практичес-кие навыки Комму-никатив-ные навыки Правовая компетен-ция Само- развитие
Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования. Основные среды жизни и их характеристики.   Устный опрос.   Заполнение таблицы Решение ситуацион-ных задач Работа в малых группах Инструкция по технике безопаснос-ти  
Популяция как форма существования вида и ее основные критерии. Экосистема, ее структура и функциональная организация . Устный опрос. Тестиро-вание Решение ситуацион-ных задач      
Строение биосферы и ее границы. Биосферно - ноосферная концепция В.И.Вернадского. (Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере). Устный опрос. Тестиро-вание Состовление кросвордов и схем     Работа с проффе-сиональ-ной литерату-рой
Проблемы обеспеченности человеческого общества природными ресурсами. Проблемы урбанизации. Рост населения и изменение его качества. Устный опрос. Тестиро-вание Составление схем Решение ситуацион-ных задач        
Основные виды антропогенные воздействий на биосферу. Атмосфера – элемент биосферы. Источники загрязнения и влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения. Устный опрос. Тестиро-вание Составление схем     Работа с проффе-сиональ-ной литерату-рой
Литосфера, гидросфера – элементы биосферы. Источники и характер загрязнения почвы, загрязнение водоисточников и здоровья населения. Устный опрос. Разбор ситуаци-онных задач Решение ситуацион-ных задач кейс- стадий Работа в малых группах    
«Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции и принципы устойчивого развития. Политика и стратегия устойчивого развития на разных уровнях: глобальном, региональном и местным. Устный опрос.       Концепции и принципы устойчиво-го развития. Работа с проффе-сиональ-ной литерату-рой
Международные конвенции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности. Реальные и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития. Устный опрос.     Международные конвенции и договоры Работа с проффе-сиональ-ной литерату-рой
Охрана природы и устойчивое развитие. Заповедные территории Республики Казахстан. Устный опрос.     законы об ОС  

· Компетенция саморазвитие оценивается при приеме СРС согласно представленному перечню тем СРС в рабочей программе и силабусе.

· Студент должен сдать по 2 СРС. Тема СРС выбирается студентом самостоятельно.

ЧЕК-ЛИСТ

Ф.И.О. студента _______________________________________________

Критерии оценки устного (письменного) опроса

Наши рекомендации