Соответственно, в рассматриваемой ситуации использование иных нормативно-правовых актов также не позволяет однозначно определить тип транспортного средства для целей взимания транспортного налога.
Контролирующие органы придерживаются позиции о том, что вид (категория) транспортного средства в целях исчисления транспортного налога должен определяться на основании типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС.
Причем необходимо учитывать оба показателя, поскольку в ряде случаев их обособленное применение не позволяет установить вид (категорию) транспортного средства. Такой подход закреплен в письмах Минфина РФ от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, ФНС России от 15.02.2012 N БС-4-11/2450@.
Также финансовым ведомством отмечается, что в целях определения вида (категории) транспортного средства в целях исчисления транспортного налога может использоваться такой нормативный акт, как Отраслевая нормаль ОН 025270-66, утвержденный 30.06.1996 Минавтопромом СССР. Так, например, в письме N 03-05-06-04/137 указывается:
"В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные".
Аналогичной последовательности рассуждений придерживался ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.08.2009 по делу N А05-13177/2008:
"Из анализа данных положений следует, что категория B, указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.
Следовательно, правильным является вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что транспортное средство может быть отнесено как к категории "механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо места водителя)", так и к категории "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны", то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, "7" - фургоны, "9" - специальные.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в паспорте транспортного средства ГАЗ-2775-0000010 (регистрационный знак - Е510МН29) в строке 4 указана категория транспортного средства B, что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическим транспортным средствам для перевозки пассажиров, имеющим не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическим транспортным средствам для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковым, так и к грузовым транспортным средствам. Одновременно в строке 3 названного паспорта указан тип транспортного средства - "А/ф промтоварный" (лист дела 53). В строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства ГАЗ-2775-0000010 - "7", что свидетельствует о том, что спорный автомобиль согласно его регистрационным документам не отнесен к категории легковых автомобилей.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что суды нижестоящих инстанций при определении типа спорного транспортного средства и ставки транспортного налога за 2007 год, подлежащего применению при налогообложении этого автомобиля, правомерно руководствовались сведениями, указанными в паспорте транспортного средства, из которых следует, что спорный автомобиль не является легковым.
Из паспорта транспортного средства ГАЗ-2775-0000010 видно, что данный автомобиль относится именно к категории "грузовые фургоны". Сведений о том, что данный автомобиль отнесен к категории "легковые автомобили", материалы дела не содержат".
Из положений Отраслевой нормали ОН 025270-66 считаем необходимым отметить следующее:
1. раздел II "Классификация автомобилей":
24. Установлены следующие классы автомобилей по первому знаку четырехзначного цифрового индекса их обозначения:
1 - автомобили - полным весом до 1,2 т (легковые - с рабочим объемом двигателя до 1,2 л);
2 - автомобили - полным весом свыше 1,2 до 2 т (легковые - с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 2 л);
3 - автомобили - полным весом свыше 2 до 8 т (легковые - с рабочим объемом двигателя свыше 2 до 4 л);
5 - автомобили - полным весом свыше 14 до 20 т;
6 - автомобили - полным весом свыше 20 до 40 т;
7 - автомобили - полным весом свыше 40 т.
Примечание. Полный вес равен весу снаряженного автомобиля (собственный вес, снаряжение и заправка) с полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель и т.д.), водителем и пассажирами в кабине (см. ОН 025274-66).
25. Тягачи классифицируются по своему полному весу плюс допустимая нагрузка на седельное устройство, а одноосные тягачи - по собственному весу плюс полный вес полуприцепа.
26, Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полного веса в пределах 0,25 т для 1 и 2 классов и 1 т для остальных классов, например при использовании в конструкции автомобиля ранее спроектированных и изготовляемых узлов и агрегатов предприятия.
27. В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобилей.
Установлены следующие виды по второму знаку четырехзначного цифрового индекса моделей автомобилей:
1 - легковые; 6 - цистерны;
2 - автобусы; 7 - фургоны;
3 - грузовые (бортовые); 8 - резерв;
4 - тягачи; 9 - специальные;
5 - самосвалы.
2. Приложение N 1 к Отраслевой нормали ОН 025270-66
Классификация и система обозначения автомобилей
и прицелов (двухступенчатая, двухзначная)
Классы | Виды | ||||||||
Автомобили полным весом до 1,2 т (легковые с рабочим объемом двигателя до 1,2 л) | легковые | грузовые (бортовые) | тягачи | самосвалы | цистерны | фургоны | специальные | ||
Автомобили полным весом свыше 1,2 до 2 т (легковые с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 2 л) | легковые | автобусы длиной 4,5 - 5,0 м | грузовые (бортовые) | тягачи | самосвалы | цистерны | фургоны | специальные |
3. Приложение N 2 к Отраслевой нормали ОН 025270-66
Полное обозначение автомобилей и прицепов
При этом считаем, что при использовании положений Отраслевой нормали ОН 025270-66 в рассматриваемой ситуации также не удастся однозначно определить вид транспортного средства.
Так, вида транспортного средства надлежит определять по второй цифре числового обозначения транспортного средства. В рассматриваемой ситуации в ПТС по строке "2. Марка, модель ТС" указано: "Евраком 284009-01", то есть вид рассматриваемого транспортного средства обозначен цифрой "8". Вместе с тем цифровое обозначение "8" определено как резерв.