Совершенствование механизма исчисления и взимания транспортного налога

Командирова А.А.

студентка факультета экономики

РГУ им. С.А Есенина

Научный руководитель – Мишакова Н.А.

Ключевые слова:транспортный налог, дорожный фонд, ставки налога, налоговый кодекс, акциз.

Налоги являются важнейшим звеном экономической системы, выступая финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, международных экономических отношений и национальной экономики.

Так, например большой вклад в формирование бюджета страны вносит транспортный налог, который относится к региональным налогам. Величину, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.

Транспортный налог считается основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество осуществления строительных программ. Так, например, в Рязанской области в 2015 году объем ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации составил 3 873,8 млн. руб. В эту сумму вошли акцизы на автомобильное топливо, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 2 153,9 млн. руб. и транспортный налог 986,3 млн. руб.[2]. Денежные средства пошли на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений.

Значительное увеличение поступлений транспортного налога в бюджет стало благодаря введению с 1 января 2014 г. п. 2 ст.362 НК РФ повышающего коэффициента при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей, который определяется в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска.

На сегодняшний день транспорт, является неотъемлемой частью экономики России. Современное реформирование экономических отношений серьезно усилило значение региональных налогов и модифицировало их механизм исчисления, в том числе и транспортного налога. [1, с 23] По логике,за счет сумм этого налога должно оплачиваться содержание дорог, но на данный момент налоговой базой для его исчисления выступает мощность двигателя транспортного средства, и это никак не связано с интенсивностью использования дорог налогоплательщиками. Кроме того, установленные ставки не отражают воздействия различного рода автотранспорта на экологию и дорожную сеть. Стоит отметить, что воздушный и водный транспорт не оказывают никакого влияния на состояние дорог, но налог платиться на общих основаниях.

Налоговым Кодексом РФ предусматривается возможность варьировать ставки в определенных пределах на региональном уровне. Возникает такая ситуация: в одних субъектах установлены минимально возможные ставки, а в других максимально возможные. Так, например, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. в отношении которых налогоплательщиком исчислен налог к уплате в Калужской области за 2014 год, ставка для организаций была равна 11 руб., а например, в Рязанской области ставка равна 23 руб. [2] Данное различие ведет к недовольству владельцев автотранспорта и приводит к уклонению от уплаты транспортного налога, что в свою очередь, влечет за собой значительные потери для бюджетной системы.

Транспортный налог в России крайне неэффективен, поэтому за последние несколько лет остро стоит вопрос о его реформировании. Было предложено несколько вариантов так, например Михаил Блинкин – научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, высказал идею о том, чтобы заменить существующие платежи по транспортному налогу на один платеж, рассчитываемый исходя из реального пробега автомобиля.

Отслеживать пробег предполагалось с помощью системы ГЛОНАСС или GPS-трекера по опыту европейских стран. Однако у данной идеи есть значительные недостатки. Во-первых, сложность реализации, а во-вторых достаточно высокая стоимость трекера – от 16 до 60 тысяч рублей. Поступало так же предложение, о том, что можно включать сумму налога в стоимость топлива. Акциз на моторное топливо - это налог, взимаемый по принципу "Едешь - платишь". Собираемость его составляла 100%, так как заложено все в стоимость топлива и взимался бы он автоматически, поэтому доходы государства, от такого реформирования только выигрывали. К сожалению, данный механизм не учитывает многих нюансов, во-первых, он нарушит права тысяч водителей – льготников (ветеранов, инвалидов и т.п.), – освобожденных сегодня от уплаты транспортного налога, они будут обязаны уплачивать налог при покупке топлива. Во-вторых, тот же бензин может использоваться, например, для обогрева помещений, а налог так же придется уплатить. Так же от этого реформирования существенно поднялись цены на бензин, что повлекло за собой рост цен на товары в российских магазинах. В свою очередь транспортный налог взимается по факту владения автомобилем. Нельзя сказать, что стоящий автомобиль не потребляет общественных благ. Конечно, он не загрязняет воздух, однако занимает место. Он создает проблемы и неудобства, пусть даже потенциальные. Общество компенсирует их через механизм транспортного налога. Так же стоит отметить что акциз – это федеральный налог и поступать он будет в федеральный бюджет, а региональный бюджет лишится значительной части своего дохода. Третья из предложенных альтернатив – заменить транспортный налог экологическим. Она была предложена Антоном Силуановым. Необходимо изменить порядок взимания налога, который должен основываться на экологическом классе транспортного средства. Было предложено привязать ставки транспортного налога к объему двигателя, вместо лошадиных сил, т.е. мощности двигателя. Однако и здесь есть свои недостатки. Необходимо иметь в виду, что значительная доля машин в России приходится на машины старше 5 лет, а, следовательно, для владельцев таких транспортных средств будет введено, фактически, второе налогообложение. Кроме того такой вариант устраняет только один недостаток действующего транспортного налога – отсутствие учета влияния на окружающую среду. Остальные же проблемы остаются нерешенными. [3, с 359]

На современном этапе речь идет и о сохранении транспортного налога, пусть с пониженными ставками, и об одновременном увеличении суммы акцизов на горюче-смазочные материалы. Очевидно, что в результате таких нововведений налоговая нагрузка на автовладельцев только возрастет, поскольку повлечет рост цен на бензин.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ануфриева Е.М. Перспективы развития транспортного налога в России [Текст] / Е.М. Ануфриева // Налоги и Налогообложение -2014. - № 4

2. Официальный сайт ФНС: Транспортный налог [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.nalog.ru/rn62/taxation/taxes/tr_ul/transport_ul/. Свободный. - Загл. с экрана.

3.Чистова О.И. Направления совершенствования транспортного налогообложения./[Текст]/О.И.Чистова//Налоги и Налогообложение -2014. -№4

Наши рекомендации