Раздел III. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Деятельность должностных лиц органов федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения проверок объектов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Указанные планы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утверждены начальником Главного управления – главным государственным инспектором Республики Коми по пожарному надзору 19.10.2016 и размещены на официальном сайте Главного управления в сети Интернет (http://11.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plan_provedenija_planovih_proverok).

В целях исполнения требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 2016 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планируются.

Планирование плановых проверок объектов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществлялось с применением риск-ориентированного подхода (в соответствии с указанием МЧС России от 11.08.2015 № 43-3828-19)

Всего на 2017 год запланировано 18 плановых проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы за 2017 год проведено 17 плановых проверок (АППГ – 41, снижение на 57%), из них: 5 проверок проведено в отношении органов исполнительной власти Республики Коми; 2 проверки организаций, входящих в функциональную систему РСЧС; 10 проверок в отношении юридических лиц. Выполнение плана проверок составило 100% (АППГ – 100%).

Основания проведения внеплановых проверок, а также порядок согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры по надзору в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций регламентированы ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ и приказом МЧС России от 14.06.2016 № 323 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Административный регламент ГНЗНТЧС).

На основании п. 61 Административного регламента ГНЗНТЧС внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

истечение срока исполнения объектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мотивированное представление должностного лица надзорного органа по результатам анализа рассмотрения или предварительной проверки поступивших в надзорный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

п. 64 Административного регламента ГНЗНТЧС устанавливает согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За 2017 год должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы проведено 9 внеплановых проверок в отношении юридических лиц (АППГ – 16, снижение на 43,7%) в связи с истечением срока исполнения предписания.

Распоряжения о проведении проверок разрабатываются и издаются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с типовыми формами, установленными приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и не превышают двадцати рабочих дней.

В связи с ограничениями, установленными ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ на проведение плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся субъектами малого предпринимательства, плановые проверки в часах не проводились.

За 2017 год сроки проведения проверок не продлевались

Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.

За 2017 год подтвердившихся нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не установлено. Проверки, проведенные органами федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Коми, судами и вышестоящими должностными лицами органами, не отменялись.

Оформление результатов проверок и принятие мер по результатам проверок осуществляется на основании положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 80-88 Административного регламента ГНЗНТЧС.

За 2017 год по итогам проверок вручено 5 предписаний по устранению нарушений требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АППГ – 11, снижение на 54,5%), предложено к исполнению 12 мероприятий по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (АППГ – 20, снижение на 40%).

За 2017 год возбуждено 7 дел об административных правонарушениях (АППГ- 13, уменьшение на 46,1%) в отношении должностных лиц.

По результатам рассмотрения судами дел, одному должностному лицу назначено устное замечание, два должностных лица привлечены к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.; одно юридическое лицо привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. Два административных дела прекращено.

Результаты проверок, проведенных органами федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Коми, судами и вышестоящими должностными лицами, не отменялись.

Работа в Главном управлении с обращениями граждан организована и ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 № 145.

За 2017 год обращений по вопросам нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не поступало.

Раздел IV. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В соответствии с пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12, статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – 99-ФЗ) МЧС России осуществляет лицензионный контроль за осуществлением деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

В настоящее время на территории Республики Коми действует 245 лицензий в области пожарной безопасности (227 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и 18 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры).

Лицензионный контроль осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ежегодный план оформляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и утверждается начальником Главного управления МЧС России по Республике Коми – руководителем лицензирующего органа.

В целях исполнения требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 2016 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планируются.

В соответствии с протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 23.08.2017 № 57(10) принято решение не осуществлять подготовку планов проверок по лицензионному контролю при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и лицензионному контролю при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Всего за 2017 год в отношении лицензиатов запланировано проведение 3-х плановых проверок (АППГ-11, -72%).

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 99-ФЗ;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В течении 2017 года в отношении лицензиатов без учета проверок, связанных с предоставлением государственных услуг, проведено 12 внеплановых проверок (АППГ-29, -58%) в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания. Внеплановые проверки по иным основаниям не проводились.

Распоряжения о проведении проверок разрабатываются и издаются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с типовыми формами, установленными приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Распоряжения выносятся при наличии юридического факта, являющегося основанием для проведения проверки.

В соответствии с ч.6 ст.19 99-ФЗ в отношении лицензиатов лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки.

Проверки лицензиатов проводятся в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и не превышают двадцати рабочих дней.

В связи с ограничениями, установленными ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ на проведение плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся субъектами малого предпринимательства, плановые проверки, исчисляемые в часах, не проводятся.

За 2017 год сроки проведения проверок лицензирующим органом не продлевались.

При проведении проверок выявлено 4 лицензиата, в деятельности которых были выявлены нарушения (АППГ-8, -50%), в отношении них возбуждены 4 административных дела по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. 6 лицензиатов уклонились от проведения проверок, что повлекло невозможность проведения или завершение проверки (АППГ-0). В отношении указанных лиц возбуждены административные дела по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 и ч.3 ст.19.4.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административных дел судебными органами наложено 5 административных наказаний.

Грубых нарушений по результатам проверок лицензиатов (плановых и внеплановых) в 2017 году не выявлено.

Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.

За 2017 год подтвердившихся нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не установлено. Проверки, проведенные лицензирующим органом, не отменялись.

Оформление результатов проверок и принятие мер по результатам проверок осуществляется на основании положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, п.п. 54 - 62 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного приказом МЧС России от 16.10.2013 № 665, п.п. 83-93 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного приказом МЧС России от 07.06.2016 № 312.

Заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, грубых нарушений лицензионных требований, повлекших за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, не поступало.

Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК

Осуществление государственного надзора и контроля на водных объектах на территории Республики Коми подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми (далее - ГИМС МЧС России по Республике Коми) проводится в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного Приказом МЧС России № 607 от 18.10.2013 г.

За 2017 год государственные инспектора по маломерным судам Республики Коми во взаимодействии с другими государственными органами и организациями проводили мероприятия, связанные с контролем и надзором за пользованием маломерными судами и профилактикой несчастных случаев на водоемах. Всего проведено 1108 мероприятий по надзору на водных объектах, из них 484 профилактических выездов по контролю за ледовой обстановкой в местах выхода людей на лед, за функционированием и закрытием ледовых переправ, 524 - по осуществлению государственного надзора за маломерными судами, используемые в некоммерческих целях. Совместно со спасателями проведено 79 мероприятий.

В ходе осуществлению государственного надзора за маломерными судами, используемые в некоммерческих целях выявлено 593 правонарушения по которым составлены административные материалы по статьям Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Основные административные правонарушения:

ст.8.23 КоАП РФ (эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума) – 3 протокола;

ст. 11.7 ч.2 КоАП РФ (нарушение правил плавания) – 26 протоколов;

ст. 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) – 235 протоколов;

ст. 11.8.1 ч.1 КоАП РФ (управление судном судоводителем, не имеющем при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) – 199 протоколов;

ст. 11.10 КоАП РФ (нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров) – 174 протоколов;

ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания) к принудительному исполнению обращены - постановления о назначении административных наказаний в виде штрафа – 14 протоколов;

ст.27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства – 1 протокол.

Наибольшее количество правонарушений, по которым составлены административные материалы по статьям КоАП РФ являются:

нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ (36,1%);

управление судном судоводителем, не имеющем при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, ст. 11.8.1 ч.1 КоАП РФ (30,52%);

нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров, ст. 11.10 КоАП РФ (26,7%);

За указанный период к административной ответственности в виде предупреждений государственными инспекторами по маломерным судам привлечены 67 судоводителей.

Типичными нарушениями пользования маломерными судами, являются:

нарушение правил плавания;

нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления;

управление судном судоводителем, не имеющем при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном;

управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения;

нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров.

Возникновение типовых нарушений правил происходит по следующим основным причинам:

санкции, предусмотренные особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в большинстве случаев для судовладельцев являются незначительными.

Составы административных правонарушений, отнесенные к компетенции инспекторов по маломерным судам, не требуют дополнительного разъяснения неопределенному кругу лиц так как, являются нормой прямого действия.

Одновременно следует отметить, что в ряде случаев при совершении административных правонарушений судоводителями, возможно наступление тяжких последствий (гибель, получение телесных повреждений). Из этого следует, что санкции, предусмотренные особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ряде случаев несоизмеримы с возможными последствиями, которые могут наступить при совершении административного правонарушения

В целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) правил, направленных на снижение рисков причинения ущерба, охраняемых законом ценностям федеральным законодательством, необходимо ужесточить санкции по ряду составов административных правонарушений, за совершение которых возможно наступление тяжких последствий.

Вышеуказанные мероприятия послужат действенным стимулом к добросовестному поведению лиц и, как следствие снижению уровня ущерба охраняемых законом ценностям.

За 2017 года жалоб по вопросам неправомерных действий должностных лиц ГИМС не поступало.

Всего поступило обращений граждан:

по вопросам государственной регистрации – 2057;

по вопросам обучения и аттестации судоводителей – 1870.

По всем поступившим обращениям граждан, даны квалифицированные разъяснения действующего законодательства.

Информация о номере единого «телефона доверия», телефонов должностных лиц, электронные адреса подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми постоянно размещается в сети Интернет.

Внедрение новых подходов к осуществлению надзорной деятельности предполагает замену мероприятий по контролю мерами разъясняющего, консультативного, обучающего характера, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений требований в области безопасности людей на водных объектах.

Указанные мероприятия в 2017 году проводились в соответствии с «Программой профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Республики Коми на 2017 год».

Наши рекомендации