Федеральный закон рф «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Важнейшим законодательным актом, регламентирующим деятельность по обеспечению безопасной жизнедеятельности человека является: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принят Госдумой 11 ноября 1994 г., подписан Президентом РФ 21 декабря 1994 г. В него вносились изменения и дополнения.

Этот закон определяет общие для РФ организационно- правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы их собственности и населения в области защиты от ЧС.

Структура федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Глава I Общие положения   Глава II Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправле­ния в области защиты населения и территорий от ЧС   Глава III Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС  
Глава IV Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС и социальная защита пострадавших   Глава V Подготовка населения в области защиты от ЧС   Глава VI Порядок финансового и материального обеспечения мероприя­тий по защите населе­ния и территорий от ЧС  
Глава VII Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС   Глава VIII Международные догово­ры РФ в области защиты населения и территорий от ЧС   Глава IX Заключительные положения  

В первой главе даны определения основным понятиям, правовому регулированию, изложены цели закона, задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацй (РСЧС), а также цели, задачи и основные принципы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

В последующих статьях:

- изложено правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- цели закона;

-дано определение единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изложены её основные задачи;

- вопросы функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-изложены требования по определению границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения.

В этой главе изложены все требования, определяющие гласность и информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вторая глава определяет полномочия органов государственной власти РФ (Президента,Федерального собрания, Правительства РФ), органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

Третья глава посвящена государственному управлению в области защиты населения и территорий от ЧС (Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций); участию общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций; привлечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций; применению сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В четвёртой главе изложены права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пятая глава определяет требования по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и по пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Шестая глава посвящена вопросамфинансового обеспечения деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций .

Глава седьмая раскрывает вопросы государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в этой области.

Восьмая глава посвящена международной деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС.

Наши рекомендации