Тема 7. Основы административного права.

1. Понятие, предмет, метод и структура административного права.

2. Понятие и сущность государственного управления и его соотношение с исполнительной властью.

3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения.

4. Административно-деликтное право

1. Административное право — это отрасль права, совокупность правовых корм, регулирующих общественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления.

Административно-правовой метод — это совокупность приемов воздействия, содержащихся в административно-правовых нормах, с помощью которых устанавливается юридически властное и юридически подвластное положение сторон в правоотношении.

Содержание административно-правового метода регулирования состоит из трех компонентов:

— предписания — возложение прямого юридического обязательства совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

— запрета — возложение прямых юридических обязанностей не совершать тех или иных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой;

— разрешения — юридическое разрешение совершать те или иные действия или воздержаться от их совершения по своему желанию в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Структура административного права — это внутреннее строение отрасли. Существует как минимум два варианта определения структурных составляющих административного права.

Во-первых, структурные составляющие выделяют по таким критериям, как масштабность действия нормы. В данном случае в административном праве выделяют:

— общую часть, которая раскрывает понятие административного права; содержание административно-правовых норм и административно-правовых отношений; административно-правовой статус субъектов административного права; сущность методов и норм управления; состав административного правонарушения и сущность ответственности за его совершение; содержание административного процесса;

— особенную часть, которая раскрывает сущность и содержание регулирующего воздействия на экономику, социально-культурную, административно-политическую и межотраслевые сферы;

— специальную часть, которая регулирует административно-правовую деятельность субъектов управления.

2. Управление следует рассматривать как целостную систему, состоящую из взаимодействующих компонентов. И главным звеном и носителем всех составляющих и признаков управления является управленческая система. Управленческая система — это единое целое, которое существует и развивается в результате взаимодействия его компонентов.

Управленческий процесс как разнообразное явление осуществляется в природе (биологическое управление), технике (технократическое управление) и обществе (социальное управление). По содержанию структурных элементов, управленческих взаимосвязей и взаимообусловленности самым сложным признается социальное управление, то есть управление людьми и их коллективами. Одним из видов социального управления является государственное управление.

Государственное управление — это деятельность органов всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления по реализации ими делегированных государством полномочий с целью совершенствования общественной системы согласно публичных интересов.

Виды государственного управления: законодательная; исполнительно-распорядительная (собственно управленческая); судебная; контрольно-надзорная.

Причем, в каждом из указанных видов государственного

управления существует внутренняя и внешняя стороны. Внутренняя сторона характеризуется управленческой деятельностью внутри системы, а внешняя — направлена на структурные элементы гражданского общества.

Исполнительная власть является органичной составляющей государственной власти и ее полными функциями являются: регулирование связей между структурными образованиями; преобразования политических проблем на организационно-правовые задачи, планы, программы; практическая реализация законов в общегосударственном масштабе.

Поскольку исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, обладает способностью подчинять других своей воле и со специфической составляющей власти вообще, а государственное управление — это неотъемлемая часть управленческой деятельности в целом, соотношение между ними вытекает из соотношения между властью и управлением.

На основании изложенного можно утверждать, что органом исполнительной власти является орган государственного управления, официально признанный органом исполнительной власти.

3. Административно-правовая норма — это обязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством, направленное на регулирование общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере публичного управления. К функциям административно-правовых норм относятся: обеспечение эффективной деятельности органов государственного управления; обеспечения чести, достоинства, прав, свобод и здоровья человека; охрана системы общественных отношений, материальной и нематериальной сфер; воспитательная; взаимодействие с нормами других отраслей права; взаимодействие с другими социальными нормами.

Структура административно-правовой нормы состоит из трех компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции. Вместе с тем нормы административного права как третий компонент могут содержать поощрения или вовсе его не иметь.

Гипотеза указывает на фактические условия, обстоятельства, с наступлением которых следует руководствоваться данной правовой нормой.

Диспозиция — это сформулированное в виде предписаний; запретов, разрешений, то есть правило поведения субъекта. Диспозиция часто формулируется в виде указаний или описания деяния, что влечет наложение взыскания.

Санкция указывает на содержание реагирования государства в случае нарушения тех или других правил поведения, предусмотренных правовой нормой. Следует отметить, что все нормы административного права содержат санкции.

Административные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые влияют на поведение субъектов в сфере государственного управления и приводят к возникновению между такими субъектами правовых связей государственно-властного характера.

Основные признаки административных правоотношений: они возникают на основе административно-правовых норм; характеризуются наличием сторон, именуются субъектами административного права; по содержанию включают в себя административные права властного характера и юридические обязанности; является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, общностей; осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

Существует несколько критериев классификации административных правоотношений: в зависимости от количества субъектов — простые и сложные; в зависимости от действия во времени — долговременные и кратковременные; по содержанию поведения обязанной стороны — пассивные и активные действия или бездействие; в зависимости от функционального назначения — регулятивные и охранительные; по отраслевой принадлежности — материальные и процессуальные; по сферам управления отдельными отраслями —

социально-культурные, административно-политические, экономические и другие.

Структуру административных правоотношений составляют: субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами, определенным объемом полномочий в сфере государственного управления.

К субъектам административных правоотношений следует отнести:

— органы исполнительной власти, которые являются основными функционально-отраслевыми носителями исполнительной власти в государстве и делятся на высшие, центральные и местные;

— государственных служащих, которые являясь сотрудниками государственного органа, находятся на службе у государства и выполняют ее задачи и функции.

Действующее законодательство предусматривает, что государство обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, а вмешательство государственных органов и служебных лиц в деятельность объединения граждан, как и вмешательство объединений граждан в деятельность государственных органов, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом;

— органы самоорганизации граждан, которые входят в систему местного самоуправления. К ним относятся: общественные поселковые, сельские, уличные, квартальные комитеты; родительские комитеты в школах; различные общественные советы при учреждениях культуры и здравоохранения; советы общественности микрорайонов; совета общественности пунктов охраны порядка.

4. Административное правонарушение (проступок) — это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которую законом предусмотрена административная ответственность.

Признаками административного правонарушения являются:

— общественная опасность деяния, то есть административные правонарушения посягают на конкретные правоотношения, охраняемые административным законом и причиняют им вред;

— противоправность, то есть правонарушение характеризуется как действие или бездействие, запрещеное административным законодательством. Отсутствие противоправности свидетельствует об отсутствии административного правонарушения;

— виновность, то есть наличие у лица соответствующего собственного психического отношения к своему деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности. Отсутствие вины исключает наличие административного проступка;

— наказуемость, то есть за совершение конкретного нарушения наступает административная ответственность, которая заключается в возложении на виновного в совершении административного проступка определенного вида и меры административного взыскания.

Административное правонарушение следует отличать от преступления и дисциплинарного проступка. Основными признаками, по которым осуществляются разграничение административных правонарушений и преступлений, являются:

1) включение состава правонарушения или в Кодекс об административных правонарушениях или в Уголовный кодекс;

2) состав любого преступления может быть установлен только законом, а состав административного проступка — как законами, так и подзаконными актами;

3) источник уголовной ответственности единственный — это Уголовный кодекс, а источников административной ответственности множество — это Кодекс об административных правонарушениях и другие законы;

4) за совершение преступлений предусмотрены наказания;

5) административное взыскание применяется в целях воспитания правонарушителя, а наказание — это прежде всего кара за совершение преступления;

6) уголовные дела рассматриваются только судами, и только суд определяет и назначает то или другое наказание за преступление, а административные дела рассматривают более 40 субъектов (государственные органы и органы местного самоуправления);

7) действующим законодательством установлен приоритет уголовной ответственности перед административной ответственностью, то есть административная ответственность наступает только в том случае, если деяние не влечет за собой уголовной ответственности.

Структура состава административного правонарушения включает:

— объект административного правонарушения — это то, на что направлено посягательство.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-организационной деятельности и порядка управления, и которые охраняются административными санкциями. Объектом правонарушения могут быть права и свободы человека, его здоровье, честь и достоинство и т. д.

1) объективная сторона административного правонарушения — это совокупность внешних признаков общественно опасного посягательства на объект, что включает в себя само противоправное деяние (действие или бездействие), его последствия, причинная связь между деянием и последствиями, место, время, обстановку, обстоятельства, способ совершения административного правонарушения;

2) субъект административного правонарушения — это вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и совершившее описанный в законе состав административного проступка. Среди субъектов особо выделяют должностных лиц, которые несут ответственность не только за нарушение определенных правил своими действиями, но и за необеспечение их выполнения другими лицами, прежде всего подчиненными:

3) субъективная сторона административного правонарушения заключается в психическом отношении субъекта к совершенному противоправному деянию. Основным признаком субъективной стороны состава является вина, которая выступает в форме умысла или неосторожности. Цель и мотив являются факультативными (необязательными) признаками субъективной стороны.

Административная ответственность — это вид юридической

ответственности граждан и должностных лиц, заключается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение (проступок), определенного принудительного мероприятия административного влияния.

В отношении лица, совершившего административное правонарушение, применяется принудительная мера, состоит в порицании его поведения, ограничение личных неимущественных и имущественных интересов.

Административное взыскание — принудительная мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, с целью его воспитания, соблюдения законов, уважения к правилам сожительства, а также предотвращения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных взысканий закреплены в Коап. К ним относятся:

— предупреждение — выносится в письменной форме;

— штраф — денежное взыскание в пользу государства;

— возмездное изъятие предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения — по решению суда принудительно изъятый предмет подлежит последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему владельцу с отчислением расходов по реализации данного предмета;

— конфискация предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения — по решению суда принудительная безвозмездная передача этого предмета в собственность государства;

— лишение специального права, предоставленного данному гражданину на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом управления транспортными средствами и право охоты;

— исправительные работы на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, с удержанием до 20% его заработка в доход государства;

— административный арест — назначается только судом в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток;

Административное взыскание может быть наложено не позднее как через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – через два месяца с дня его выявления. К ним относятся: административные комиссии при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов; районе, городские суды (судьи); органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы (их должностные лица).

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является протокол, который составляется уполномоченным лицом, подписывается ею и нарушителем, а при наличии потерпевших и свидетелей также и ими. Протокол направляется органу или должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, по месту его совершения в 15-дневный срок со дня получения протокола. Дело рассматривается открыто в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. По делу издается постановление, которое объявляется немедленно после окончания рассмотрения дела, а его копия в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде, решение которого является конечное. Действующим законодательством установлен также порядок исполнения постановлений.

Наши рекомендации