Тема 5. основы административного права.

Административное право (от лат. administratio - управление)— важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Административно-правовые нормы имеют свое место нахождения. Для того чтобы стать таковыми, им необходимо получить внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административного права». Другими словами источники административного права – это акт, содержащий норму административного права. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относят:

1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 - 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71 - 73). Вместе с тем источниками административного права являются и конституции республик, входящих в состав Российской Федерации;

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Данный вид актов включается в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ;

4. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Субъект административного права – это участник, активный или пассивный, процесса государственного управления, наделенный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус. Это могут быть как физическое лицо (гражданин), так и юридическое лицо (организация).

Статус органа исполнительной власти – это наиболее характерный для административного права административно-правовой статус юридических лиц как субъекта отрасли. Органы исполнительной власти – это специально создаваемые для целей реализации задач и функций государственного управления коллективные образования, наделенные властными полномочиями в определенной сфере.

Гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Государственная служба характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов деятельности:

1. Профессионализм. Государственная служба является основным родом занятия для государственного служащего. Государственная служба по совместительству не допускается. Это ограничение призвано обеспечить высокое качество исполнения обязанностей государственной службы.

2. Компетентность. Государственный служащий должен соответствовать выполняемым функциям государственной службы по уровню образования, стажу и знаниям.

3. Прохождение службы, как правило, в государственных органах. По определению государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности. Как следствие, должности государственной службы учреждаются в государственных органах, обеспечивающих деятельность лиц, занимающих государственные должности.

4. Оплата государственной службы осуществляется из государственных бюджетов. Расходы на содержание государственного аппарата предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете и в законах о бюджете субъектов РФ. В частности, денежное содержание в вознаграждение за труд государственные служащие получают за счет бюджетных средств.

Государственный служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств государственного бюджета. Любой государственный служащий отвечает следующим признакам:

1. государственный служащий должен быть гражданином РФ, а иностранные граждане могут находиться на государственной службе только одного вида – на военной службе, причем только по контракту;

2. государственные служащие должны отвечать установленным требованиям к возрасту (не моложе 18 лет и не старше 65 лет на гражданской службе) и квалификационными требованиями (к стажу работы и службы, уровню знаний и навыков, а также образовательным, медицинским, профессионально-психологическим требованиям, требованиям физической и профессиональной подготовки);

3. государственный служащий осуществляет служебную деятельность исключительно на профессиональной основе;

4. государственный служащий наделяется правовым статусом по должности государственной службы и исполняет обязанности государственной службы;

5. государственному служащему устанавливается денежное содержание за счет средств государственного бюджета.

Категории государственных служащих разнообразны. Важное значение имеет классификация государственных служащих по объему должностных полномочий, которая предусматривает подразделение государственных служащих на:

· руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока;

· помощники (советники) – это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности руководителям в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

· специалисты – это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

· обеспечивающие специалисты – это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово – экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Прохождение государственной службы – это институт служебного права, который регулирует условия, основания и порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений при реализации гражданами права на равный доступ к государственной службе. Поступление на гражданскую службу для замещения вакантной должности осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендента на замещение должности гражданской службы.

На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы заключается служебный контракт. Служебный контракт –это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Отсутствие в контракте условия об испытании означает, что государственный служащий принят на работу без испытательного срока. При этом испытательный срок не устанавливается:

· для беременных женщин – гражданских служащих;

· для граждан, окончивших обучение в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

· для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категории «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

· для гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности государственной службы. Аттестация гражданского служащего проводится раз в три года. Ранее этого срока внеочередная аттестация может проводится после принятия решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт о том, что гражданский служащий: подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; понижается в должности гражданской службы.

Государственные служащие подлежат дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей. К гражданским служащим могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от занимаемой должности или увольнение с гражданской службы. Материальная, административная и уголовная ответственность гражданских служащих наступает в общеустановленном порядке в соответствии с Трудовым, Административным и Уголовным кодексами.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Применение административного взыскания преследует следующие цели: воспитание лица совершившего административное правонарушение; предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Административное взыскание не может иметь своей целью: унижение человеческого достоинства физического лица; причинение ему физических страданий; нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в действиях которого наличествует состав административного правонарушения.

Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам РФ, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Возраст административной ответственности установлен в 16 лет. Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства. В законодательстве установлены следующие ограничения административной ответственности:

· это ограничения, касающиеся административного ареста: он не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп;

· военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут быть применены такие санкции, как административный арест, а к военнослужащим, кроме того, и штраф;

· ограничения административной ответственности в виде ареста устанавливаются для судей, прокуроров, депутатов представительных органов власти;

· административная ответственность не может применяться к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим иммунитетом.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

· Предупреждение – это мера административного наказания применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.

· Административный штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности является максимально распространенной, т.к. она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой – воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере от пяти тысяч рублей, для должностных лиц от пятнадцати тысяч рублей, для юридических лиц от одного миллиона рублей.

· Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции, либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах до тридцати суток. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест может применяться только по решению суда. Такой вид административного наказания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя.

· Лишение специального права, предоставленного гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортным средством и о праве охоты. Очень близко к данному наказанию стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до трех лет. Однако лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, а лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицу, для которого охота является основным законным источником средств к существованию.

· Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения: самостоятельный выезд выдворяемых из РФ под контролем соответствующих органов и принудительное перемещение указанных лиц через государственную границу РФ за пределы страны.

· Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Также предусмотрена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность.

· Обязательные работы, которые заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, устанавливаемые на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и другим категориям лиц установленных законом.

· Административный запрет на посещение мест проведения официальных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Этот вид административного наказания устанавливается судьей на срок от шести месяцев до семи лет.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относят: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения; несовершеннолетний возраст; совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное в течении года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось наказанию; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение преступления группой лиц; совершение правонарушений в условиях стихийного бедствия; совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Вопросы обсуждения на семинаре:

1. Понятие административного права: предмет, метод, система, принципы.

2. Государственная и муниципальная служба.

3. Понятие и признаки административной ответственности.

4. Административное правонарушение и административное взыскание.

Вопросы для самопроверки:

1. История развития государственной службы в России.

2. Понятие и правовое положение гражданского служащего.

3. Участники производства по административным делам: их права и обязанности.

4. Дисциплина и законность как основа правопорядка в современном государстве.

Наши рекомендации