Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная

Финансовое оздоровление - новая процедура, ранее не известная российскому конкурсному праву. Эта процедура предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности.

Сущность финансового оздоровления в том, что должник под контролем кредиторов и суда на основании особых документов - плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности - осуществляет расчет с кредиторами. Очевидно, для введения этой процедуры необходимо наличие доверия со стороны кредиторов к должнику.

Срок финансового оздоровления - не более 2 лет.

Рассматриваемая процедура вводится определением арбитражного суда при наличии следующих оснований.

1. Ходатайство собрания кредиторов. При наличии такого ходатайства суд не должен вводить иную процедуру; при этом предоставление обеспечения является не обязательным.

2. Основанием для введения финансового оздоровления в этой ситуации будет соответствующее ходатайство любого лица, готового предоставить обеспечение исполнения должником графика погашения задолженности.

Важнейшее последствие введения финансового оздоровления - назначение и деятельность административного управляющего, который следит за исполнением плана финансового управления и графиком погашения задолженностей.

Внешнее управление имуществом должника.

Внешнее управление имуществом должника - реабилитационная процедура, которая вводится в целях восстановления платежеспособности для спасения как бизнеса, так и организационно-правовой формы юридического лица - должника от ликвидации.

Внешнее управление может быть введено при наличии у должника реальных перспектив восстановления платежеспособности, что выясняется на этапе наблюдения.

Инициировать внешнее управление может только собрание кредиторов.

Внешнее управление вводится на срок 18 месяцев, который при необходимости может быть продлен арбитражным судом на 6 месяцев.

Последствия введения внешнего управления:

1) прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

2) внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

3) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Все мероприятия рассматриваемой стадии осуществляет внешний управляющий.

Одной из основных особенностей деятельности должника в течение этого периода является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

Экономические мероприятия

- перепрофилирование производства,

- закрытие нерентабельных производств

- открытие новых производств,

- модернизацию оборудования

- переквалификацию работников,

- определенные способы и этапы освоения новых производств и новых технологий и т.п.).

К юридическим мероприятиям относятся следующие:

- Взыскание дебиторской задолженности.

- Продажа части имущества должника.

- Уступка прав требования должника.

- Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.

- Продажа предприятия-должника.

- Замещение активов должника.

(Суть процедуры в том, что активы должника передаются новому юридическому лицу; при этом должник остается без имущества, но с кредиторами (т.е. с долгами), требования которых можно удовлетворить, продав акции нового юридического лица.)

Конкурсное производство как ликвидационная стадия

Банкротства.

Конкурсное производство - ликвидационная стадия развития конкурсных отношений, стадия, когда о спасении должника речь уже не идет (но спасение бизнеса еще возможно, хоть и маловероятно).

Конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят:

1) в соразмерном удовлетворении требований кредиторов,

2) в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга

Переход к конкурсному производству осуществляется:

1) от стадии наблюдения (если оно не проводится, то решение об открытии конкурсного производства принимается на первом заседании арбитражного суда),

2) от стадии финансового оздоровления,

3) от стадии внешнего управления.

Конкурсное производство вводится арбитражным судом с момента принятия им решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

На осуществление всех мероприятий конкурсного производства Закон (как и Закон 1998 г.) предоставляет годичный срок, который при необходимости может быть продлен судом на 6 месяцев.

Об открытии конкурсного производства арбитражный суд выносит решение.

Для этого достаточно признаков банкротства, указанных в ст. 3 Закона (3-месячный срок задолженности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; такой же срок и недостаточность всего имущества для погашения долгов для физических лиц - непредпринимателей). Соответственно, размер задолженности значения не имеет.

На этапе проведения конкурсного производства действует арбитражный управляющий, называющийся конкурсным.

Все функции конкурсного управляющего направлены на формирование конкурсной массы должника.

Конкурсная масса - все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

К социально значимым объектам относятся:

- дошкольные образовательные учреждения,

- общеобразовательные,

- лечебные учреждения,

- спортивные сооружения,

- объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов.

Конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии с законом право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

Наши рекомендации