Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой
а особенности других людей — отклонением от нормы.Между темвнешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлин ные мотивы и цели поведения. Только специальные методы ди агностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тес ты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.
Понять другого человека можно, лишь анализируя его пове дение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую цен ностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения.
Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцени ваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии.
Нередко эффективность общения резко снижается из-за непо нимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за непра вильной интерпретации этих мотивов.Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. При писываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных установок.
Наряду с этим в процессе общения люди стремятся к утверж дению своих достоинств,к «поглаживанию» — по выражению
Э. Берна1.
Человек должен рефлексировать его восприятие другим че ловеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.
Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта.Контакты могут бытьчастнымии общественно значимыми, публичными (если они удовлетворяют инте ресы определенной группы или общества в целом), непосред ственными (личные встречи) и опосредованными (через различные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности.
1 См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. СПб.,
1992.
260 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности
При взаимодействии людей используются различные спосо бы и средства психического воздействия. В процессе межперсо нального взаимодействия люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, на все поведение в целом. Во многих случаях основной задачей общения является побуждение партнера к определенным действиям.
Эффективность психического воздействия зависит от его смыслового содержания, а также от обстановки воздействия, подготовленности, предрасположенности людей к общению. Психическое воздействие может быть преднамеренным или не преднамеренным, но оно неизбежно осуществляется в любом акте общения.
Информация, получаемая личностью, оценивается, соотно сится с имеющейся системой знаний, представлений и потреб ностей и превращается в ориентировочную основу поведения. Получая информацию, человек определяет поле возможностей
ее применения. Предвосхищая различные ситуации, он форми рует возможные цели своего будущего поведения.
В общении люди формируют друг у друга определенные по зиции, отношения к различным сторонам действительности.
Для успешного общения необходимы определенные стиму лы, которыми могут быть проблемная ситуация, выход из кото рой возможен при совместных усилиях, наличие общих актуа лизированных интересов.
В общении индивид моделирует тактику своего поведения и анализирует поведение партнера. Общение лучше начинать стого, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногла сий на конец беседы. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных побуждений.
Осознанное влияние на партнера по общению осуществляет ся целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психическо го воздействия, воздействие на разум партнера. Объективная основа убеждения — истинность постулатов, а психологическая предпосылка — мотивационная предрасположенность партнера к восприятию соответствующей информации.
Условие эффективного убеждения — высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы вну шения (нейролингвистическое программирование).
Разновидность неаргументированного социального взаимо действия — подражание (следование примеру, образцу). Подра-
§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие 261
жание — одно из средств социального научения, овладения со циальным опытом.
Подражание может быть внешним и внутренне мотивиро ванным, осмысленным. На внешнем подражании основаны та кие социально-психологические явления, как обычаи и мода.
Одной из распространенных форм подверженности людей групповому психическому влиянию является конформность — упо добление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению. Если подражание — воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личнос ти, то конформность — подчинение даже тем требованиям груп пы, которые противоречат установкам и позициям данной лич ности. Конформные индивиды — лица, испытывающие повы шенное влияние со стороны других лиц и групповых требований.
Диффузное, подсознательное психическое взаимодействие людей — психическое заражение: процесс передачи повышенно го эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, циркулярно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-норматив ной организации поведения личности, резкому снижению со циальной ответственности, доминированию социально-диффуз ного поведения.
Одностороннее интенсивное психическое воздействие одной личности на другую или группу людей с целью формирования желаемых представлений, чувств и установок является внушени ем (суггестией). Внушение — эмоционально- подсознательноеформирование у других лиц соответствующих психических со стояний и установок.
Действенность внушения резко повышается в психически напряженных тревожных ситуациях.
§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении
Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление лю дей на работе к концу смены ведет к возникновению психоло гического феномена малого стресса, к «выгоранию персонала». Состояние «выгорания» характеризуется неадекватностью пове дения, повышенной нервозностью, возникновением жестокос ти в межличностных отношениях.
262 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности
«Выгоранию» особенно подвержены лица, работающие в со циальной сфере, постоянно взаимодействующие с людьми (про давцы, кассиры, учителя, врачи, работники правоохранитель ных учреждений, государственного аппарата). При этом при глушаются эмоции сочувствия, сопереживания, снижается терпимость.
Возникают неспровоцированные конфликты с клиентами, ироническое к ним отношение, пренебрежительные реакции на их обращения. Вместо исполнения элементарных обязанностей на клиента нередко обрушивается крик и даже ругань. Если же клиент и сам уже «выгорел», дело доходит до крупных скандалов.
В случае длительных неурядиц, систематических неприятно стей явление «выгорания» достигает личностно опасных преде лов — происходит дезориентация индивида в системе базовых социальных ценностей. Человек остается как бы с «выгоревшим»человеческим нутром. И до совершения страшных злодеяний остается один шаг! Достаточно незначительного повода.
Профилактика преступности должна начинаться с широкой социальной системы предотвращения вышеуказанного «выго рания» человеческих душ. Человечность поведения индивидов зависит от человечной организации жизнедеятельности обще ства, от учета и оптимизации человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Обществу необходима спе циальная социально-психологическая служба профилактики массовых стрессов. Каждый руководитель обязан специально заниматься созданием такого психологического климата в своем учреждении, который предотвращал бы «выгорание» человечес ких душ.
Стрессогенная повышенная скученность людей.В условияхскученности человек стремится создать ячейку личного про странства, сохранить определенную личную дистанцию от дру гих людей. В общественных помещениях люди обычно занима ют места у стен, окон, в задних рядах.
В длительно перенаселенном пространстве, в условиях тес ноты возникают психические напряжения: у мужчин проявля ются признаки агрессивности, у женщин — признаки нервозно сти. Возникает феномен социальной деидентификации. Соци альные нормы становятся уязвимыми, возникает эффект «апатии наблюдателя» — индифферентность к страданию от дельных индивидов. (Такое снижение социальной ответствен ности в условиях диффузной социальной группы называется групповым игнорированием.)
§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие 263
Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции. Вподводном плавании, космических полетах, на полярных станциях, маяках, в различных экспедициях и тюремных камерах часто возникает состояние психической дестабилизации, характеризующееся повышенной нервозностью. В этих условиях происходит деперсонализация личности, возникают аутопсихические нарушения (утрачивает ся адекватность самоотражения), конфликтность межличност ных отношений.
Конфликт — противодействующее состязание сторон с разнона правленными интересами.Конфликты возникают в результатестолкновения противоречивых тенденций в деятельности отдель ных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, мо нопольное господство в определенных сферах деятельности.
Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому подавлению партнера, его дискредитации и унижению. Обострение конфликта сопровождается увеличени ем количества проблемных ситуаций.
Различаются антагонистические (непримиримые) и агонис-тические (примиримые) конфликты. Упущенные возможностиразрешения агонистического конфликта переводят его в разряд хронического и даже антагонистического. Поиск же возможно го решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их разрешению.
Конфликты могут быть мнимыми (имитированными) и реаль ными. Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально акцентуированной форме. Возможное при этом «сужение сознания» подавляет в индивидах чув ство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта, а победа над оппонентом часто оказывается пирровой победой.
В межиндивидных конфликтах и в конфликтах между малы ми группами происходит противостояние интересов, реализуе мое в конфракционном поведении противоборствующих сто рон. В конфликтах между большими группами сталкиваются на строения и общественные мнения.
Конфликты могут возникать по горизонтали (внутри соци ально однородных структур) и по вертикали. Но во всех случаях
264 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности
конфликт порождает отчуждение, противоборство и во многих случаях — вражду и ненависть.
Возникнув в одной сфере отношений, конфликты распрост раняются и на другие сферы, порождая систему новых противо речий.
Конфликтные ситуаций могут быть реальными и нереальны ми, возникшими в результате неадекватного отражения взаимодействия между сторонами. Нередко преувеличиваются разме ры возникших противоречий, частным противоречиям придает ся гипертрофированное значение, недооцениваются простые пути их разрешения.
В ряде случаев возникает ситуация мнимого конфликта, когда стороны вступают в противоборство из-за ложных противоре чий. Такие конфликты могут быть вызваны неадекватной оцен кой намерений другой стороны, неправильной интерпретацией
ее действий. Нередко люди не понимают двусмысленности ре чевых сообщений, вырывают сообщение из его контекста.
Порой к конфликту приводят даже не действия другой сто роны, а ее негативный психический потенциал, возможность враждебных действий — возникают конфликты по ошибке. И действительное конфликтное противоборство зарождается уже в ходе ранее возникшего мнимого конфликта. Многие мни мые конфликты возникают у лиц, психически ослабленных или чрезмерно возбудимых, акцентуированных.
Жизнь не может быть бесконфликтной. Всеобщая гармония интересов — удел социалистов-утопистов. Конфликтное проти воречие — основа саморазвития индивида и социальных систем. Человек должен не избегать конфликтов, а находить адаптирован ные выходы из них. Сама сущность рыночных и демократичес ких отношений основана на свободной состязательности лич ностей и социальных структур.
Важнейшим средством организации цивилизованных отно шений людей в обществе является право.
§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп
Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормыповедения и социально-регулятивные механизмы (партии,этнические группы, производственно-отраслевые и обществен ные организации).
§ 7. Психологические механизмы саморегуляции социальных групп 265
Большие группы структурно и функционально организова ны. Их не следует смешивать с массовыми общностями (моло дежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общ ности).
Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, общественное мнение, на строение, обычаи и традиции.
Общественное сознание — система духовно опосредствован ных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума.Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им, воздействует на него.
Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии.
По способу освоения действительности различаются науч ное и обыденное общественное сознание.
Разновидность общественного сознания — массовое созна ние.Оно всегда уже общественного сознания, за его пределамиостаются специализированные формы духовного освоения дей ствительности (научные, этические и эстетические концепции).
Массовое сознание имеет особенности, присущие самой мас се, — аморфность, недостаточную структурированность, не определенность состава его носителей, разнородность этого со става; массовое сознание — ситуативное производное от обще ственного сознания.
Массовое сознание формируется в процессе межличностно го и межгруппового общения по поводу воспринимаемой акту альной социально-политической информации и проявляется как общий знаменатель индивидуальных сознаний. Содержани ем массового сознания является общезначимое конкретное яв ление жизни общества, захватывающее всех членов общества. Массовое сознание формируется в основном средствами массо вой коммуникации. Субъект массового сознания может расши ряться или сокращаться под влиянием агитации и пропаганды, языковых средств воздействия. Массовое создание может быть прогрессивным и реакционным, критическим и конформистс ким.
Массовое сознание отражает интересы масс, обусловленные их жизненным уровнем, а также уровень их политической ак тивности.
266 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности
Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, про тиворечивостью, повышенной динамичностью и стереотипнос тью. Его содержание определяется общедоступными ценностя ми. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует мас совые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настрое ние, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.
Общественное мнение — состояние массового сознания, выз ванное отношением различных социальных слоев общества к опре деленным событиям.Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным дискуссионным проблемам.
По структуре общественное мнение может быть монистич ным (от греч. monos — один) и плюралистичным (множествен ным). Возникая в различных сферах общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.
Адекватность общественного мнения зависит от развитости
в обществе демократических свобод, его политической культу ры. В демократических обществах общественное мнение — по стоянно действующий фактор социального управления, обеспе чения его прогрессивного развития. При этом специализиро ванные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референду мы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).
Общественное настроение — эмоциональная характеристика со стояния общественной психологии, влияющая на импульсивное по ведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших со циальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.
Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государствен но-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, граж данской обрядности.
Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах,
§ 8. Психология массовой коммуникации |
называются традициями. Традиции могут быть социально-поло жительными и косными, реакционными.
В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых иде алов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы этого сознания пе реходят в сферу группового подсознания (классовое чутье).
Они существенно влияют на формирование соответствующе го социального типа личности.
Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.
Этническая группа,илиэтнос(от греч. ethnos — племя, народ), — исторически сформировавшаяся на определенной тер ритории устойчивая социальная общность, обладающая ста бильными особенностями культуры, языка, психического скла да, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе истори ческого развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, куль туру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — пред ставление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.
На высшей стадии развития многие этносы образуют устой чивую социально-экономическую целостность — нацию.