Предмет и метод истории отечественного государства и права, ее место в системе наук. Задачи по изучению курса.

Предмет и метод истории отечественного государства и права, ее место в системе наук. Задачи по изучению курса.

ИОГП изучает эволюцию гос-но-правовой традиции в России в целом, т.е. развитие механизмов гос.власти, зарождение и функционирование правовых систем. ИОГП изучает факты и выявляет закономерности исторического развития, выявляет главные причины и последствия возникновения, развития и падения государственно-правовых систем (органы власти центрального и местного аппарата, юстиции).

Функции:познавательная, прогностическая (анализ), воспитательная.

Методы:Общенаучные – общефилософские (метод диалектический, структурализма, анализа, синтеза, логический) и общесоциологические ( сбор и обработка информации). Специальные(системный, сравнительный, статистический, психологический, научной абстракции). Частноправовые ( формально-юридический, сравнительно- правовой)

Периодизация курса Истории отечественного государства и права.

Периодизация –способ изучения государства и права путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала. Выделяют такие периоды в ИОГП ( по форме правления, территориальному устройству и политическому режиму):

· Раннефеодальная монархия ( 9 – сер. 16 вв) – вассалитет- сюзеренитет при относительной свободе основной массы населения. Подпериоды:

ü Древнерусское государство (КР) – 9 – первая четверть 12 века

ü Удельная Русь – 12 – 14 вв

ü Государственность Московской Руси на раннем этапе развития – 14-16 вв

· Сословно- представительская монархия ( 16- 17 вв) – Боярская Дума, Земской собор. Закрепощение основной массы населения. Оформление феодальной собственности и системы феодального права.

· Абсолютная монархия (18-сер.19 вв)

ü Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

· Неоабсолютизм (сер.19в- 1906г) – монархия с элементами буржуазного права (демократия суда, общ.Самоуправление, равенство перед законом)

· Конституционная монархия(1906-1917гг)

· Буржуазно-демократическая республика(февраль-октябрь 1917г)

· Советское государство(1917-1991гг.)

ü Создание советского государства и права (1917-1918гг.)

ü Советское государство в период ГВ (1918-1920гг.)

ü НЭП (1921-1929 гг.)

ü Форсированная модернизация (1929 – 1941гг.)

ü ВОВ (1941-1945гг)

ü 1945-1985

ü Перестройка (1985-1991гг.)

· Развитие гос-ва и права РФ(1991 - …)

Восточные славяне в предгосударственный период: социально-экономический уклад, особенности организации общественной власти, протогосударства.

Великое переселение народов – побережье Балтийского моря на западе, Балканский полуостров на юге, реки Днепр, Дон и Волга на востоке. Славян делили на 3 группы : западные (поляки, чехи, словени), южные (болгары, сербы, хорваты), восточные (русски, белорусы, украинцы). В трудах готских и античных историков славян звали Антами, Венедами и Склавинами. Выделение 50 славянских племен( вождь племени – князь), на основе которых создаются племенные союзы.→ первые гос. образования. Предкирусских: словени, кривичи, вятичи, родимичи. Белорусов: дреговичи, полочане. Украинцев: поляне, древляне, северяне, волыняне, хорваты, тиверцы, уличи. Занятия: пахотное земледелие, приусадебное скотоводство, ремесло, торговля (из варяг в греки), промыслы (охота, рыболовство, бартничество)

Образование Древнерусского государства.

8 век, три гос. образования :Славия – Новгород, князь Рюрик. Куявия–Киев, князья Аскольд и Дир. Артания.879г – смерть Рюрика → Олег ( опекун Игоря). 882 – Олег убивает Аскольда и Дира → объединение Киева и Новгорода + 14 племен. Факторы (предпосылки):политические – усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускорили укрепили власть князя, повысили его роль; внешние – влияние хазар и норманнов (необходимость объединения для защиты от внешних врагов). Причины:социально-экономические - распад родовой общины и появление соседской, отделение ремесла, рост городов и вн.торговли, соц. дифференциация; политические – наличие больших племенных союзов. Особенности :большие территории без границ, этническая неоднородность, из варяг в греки, сходная вера, языки. Этапы: 882-972гг.-территориальный рост. Дружинное государство. Олег, Игорь,Ольга, Святослав. 980-1054 –расцвет и могущество государства. Централизованное государство. Владимир и Ярослав. 1054-1132-постепенное ослабление из-за междуусобиц. Федеративная монархия. Братья Ярославичи, Владимир Мономах, Мстислав Владимирович. 1132-1240 –Феодальная раздробленность. Теории:Норманская – благодаря варягам. Тюркская – влияние хазарского каганата. Естественно-историческое развитие – славяне сами шли по пути образования государства.

Гос. строй К. Р.

Гос. строй КР можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Признаки: власть князя ограничена вече, советом и церковью. Слабые связи между частями страны. Система кормления на местах. Князь – глава администрации, высший военачальник, судья, потом назначение местной администрации, законодательная, судебная, исполнительная власть, внешнеполитические функции. Назначал местных управителей – посадников, а потом наместников. Княжеские слуги стали основными должностными лицами. Большую роль играл совет дружины (потом боярский совет). Вече – вопросы войны и мира, избирание князя, заключение с ник договоров. Феодальный съезд – согласование политики князьями, обсуждение законов, союзы, решения о войне и мире (первый- 1054, последний – 1223)

КР→княжества(удельные князья→ потом заменены на посадников и наместников- сыновья князя; свой управленческий аппарат – вирники, данники→ кормление). Самоуправленческая единица - община (вервь): глава – староста . Боярские села – не распространяется власть князя. Церковь- крупный феодал. Судебная власть не отделена от административной. Виды судов: княжеский, общинный, позже боярский, церковный. Военная сила – дружина, ополчение собиралось во время войны

7. Общественный строй К.Р. Свободные: знать (князь, бояре), дружинники, духовенство, городское население, свободные общинники (смерды). Эта группа свободные землевладельцев имела свой дом, участок земли. Они объединялись в соседскую общину- вервь.Выплачивали дань.Зависимые:холопы(рабы), челядь (лично-зависимые – работают в доме господина) Полузависимые: закуп (взявшие долг-купу зерном или деньгами) и рядовичи (по договору)

Причины феодальной раздробленности на Руси. Образование суверенных государств-княжеств и их правовой статус.

-Обширные просторы государства и этническая неоднородность населения.

- Укрепление собственности феодалов на землю и их стремление к политической самостоятельности.

- Нечеткий порядок престолонаследования.

- Упадок Киева как торгового центра

Натуральный характер ведения хозяйства, слабая связь между отдельными частями страны.

Последствия:

- усиление междуусобиц

- Дальнейшее дробление княжеств (середина 12 в- 12, конец – 50, середина 13 – 250)

- Ослабление обороноспособности

+ Экономический и культурный расцвет княжеств.

Гос. строй.

Высший орган гос. власти в обеих республиках – вече главных городов, т.е. собрание жителей Новгорода и Пскова. Крестьяне в вече не участвовали. Ф-ции веча:

- составление законопроектов;

- решение эконом.вопросов;

- войны и мира,

- выборы высших должностных лиц, архиепископа, суд.

Совет господ - исполнительный, постоянно действующий орган. Подготовка Советом Господ вопросов к рассмотрению на вече. Состав Совета Господ: архиепископ, посадник, старые посадники, тысяцкий, соцкий и др. должностные лица. Заседал Совет Господ в палатах архиепископа и под его председательством.

Статус и полномочия высших должностных лиц – посадник, тысяцкий, архиепископ, особое место занимал князь:

- посадник – избирался на один 2 года, из знатных боярских фамилий

- тысяцкий – избирался на вече из знатных представителей аристократии. Ведал вопросами военного ополчения, его дея-сть была связана с торговлей, возглавлял торговый суд, помогал посаднику;

- архиепископ – избирался на вече из монахов, выходцев из боярской среды. Управлял епархией, хранил казну, архив, возглавлял дипломатические переговоры.

- князь – приглашался на княжение гражданами по договору, где прописывались условия службы. Он стаял во главе управ-я и суда, но действовал под контролем и вместе с посадником. Осуществлял оборону республики.

Происходит административно-территориальное деление Новгородской и Псковской республики. Деление, городов-столиц на концы, концов на сотни. Разделение Новгородской тер-рии на земли (или ряды, позднее название - пятины).

  1. Новгородская и Псковская Судные Грамоты.

Новгородская судная грамота составлена в 1440(дополнена- 1471). Источники: отдельные статьи РП и местное Новгородское право. НСГ посвящалась судопроизводству (42 статьи): различные случаи, суд, постановления об истце и его представителях, ответчике, свидетелях… НСГ отражала интересы господствующего класса Новгорода, политику по ограничению произвола бояр в пользу власти князя.Псковская судная грамота(1467). Источники:РП, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, обычное право. Содержание:

  1. Основные институты гражданского права в период феодальной раздробленности.

- в гражданском праве– получили закрепление институты вещного права. Вещное права разделяло имущество на «отчину» и «живот», т.е. недвижимое и движимое имущество соответственно, центральным из кот.являлось право соб-сти. Большое внимание уделяется земле как объекту права соб-сти.

- к правам соб-сти относились – переход по договору, купля-продажа, истечение срока давности владения, получение по наследству, пожалование, дарение и др.

- обязательственное право – регламентировало след.виды договоров: купля-продажа, дарение, залог, займ, мена, поклажа, имущественный и личный наем. Договор мог заключаться как в устной, так и в письменной форме. Оформление договора осущ-сь в присутствии священника или свидетелей. Для заключения некот. договоров требовался заклад, поручительство или обязательное письменное оформление.

- наследственное право – допускало оба известных порядка наследования: по закону и по завещанию. К наследникам по закону относились: переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Для оформления завещания требовалось составить «запись» – письменный документ, кот.передавался на хранение в Софийский собор в Новгороде или в Троицкий собор в Пскове.

  1. Преступления и наказания. Судоустройство и судопроизводство в период феодальной раздробленности Руси.

Преступлением в соответствии с ПСГ являлось причинение ущерба, не только частным лицам, но и гос-ву. Складывается понятие преступления как об-венно опасного деяния.

Субъектом преступления признавались все лица независимо от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими лицами соучастники несли одинаковую ответственность. Складывается система преступлений:

1) против гос-ва: измена, «перевеет»;

- против судебных органов: тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, оскорбление судебного должностного лица;

2) имущест.:

- татьба – простая, квалифицированная или неоднократная; грабеж, разбой, кража, поджог, конокрадство;

3) против личности:

- убийство, нанесение побоев, оскорбление действием.

Система наказаний проста: известны 2 вида наказания – смертная казнь и штраф.

Суд и процесс. Судебная юрисдикция в этот период распадается на две сферы:

1) судебная власть вообще, защищающая общегос. интересы;

2) судебные права местных феодалов, кот.рассма3вали взаимные споры своих людей.

Порядок судебного разбирательства в отношении людей, проживающих на гос.землях, отличался от судебного порядка, применявшегося к людям, живущим на землях частновладельческих.

Во всех удельных княжествах для рассмотрения дел, выходивших за пределы местной юрисдикции, образовывались так называемые «поместные» суды, они представляли собой сочетание двух судебных систем:

- суда землевладельца, пользующегося иммунитетом,

- суда княжеского наместника.

Судебные органы: суд веча, суд князя и посадника участие в суде представителей сторон. Суд тысяцкого по торговым делам, суд дух-ва.

Процесс был состязательным. Вместе с тем развивается и следственная, розыскная форма процесса. Много места в законе уделено доказательствам:- запись, расписки, собственное признание. Большую роль в процессе играли свидетели. Процесс был устным, но решение выносилось в письменном виде, при выдаче его взимались судебные пошлины.

  1. Образование русского централизованного государства: основные этапы и особенности процесса объединения земель.

Москва- центр объединения русских земель. Образование русского централизованного государства завершилось в 16 веке. В 14 веке к Московскому княжеству присоединилось Владимирское. Присоединение новых городов Василием 3. Война с ВКЛ и присоединение Черниговских и Смоленских земель. Распад Золотой орды и присоединение ее земель. Рост населения (9 млн.чел). Рост городов, развитие экономики, торговля, появляются признаки капиталистического развития – мануфактура, товарная специализация районов, усиление экономических связей между районами. Смена правящей династии Рюриковичей. (Династический кризис→ Борис Годунов→смута→ 1613 год – избрание на русский престол Михаила Романова). С именами Михаила и Алексея Романовых связано установление сословно-представительной монархии (Боярская Дума, земской собор)

  1. Гос. стройМос-ого гос-ва в XV- начале XVI вв.

Раннефеодальная монархия. Отношения с князьями строились на договорах. С боярами и церковью – на жалованных грамотах.

Середина 15 века – Московский князь становится самодержавцем. Вассалитет сменяется подданством.(Бояре и дворяне должны служить государю. Ослабевает юрисдикция феодалов. Царь сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти)

1453- Падение Византии→ Московский князь стал главой крупнейшего в мире православного государства.

Иван 3 добавил к титулу великого князя «царь». Окончательно титул «царь» добавил Иван 4 в 1547

16 в – прибавляется титул «самодержавец».

С Ивана 4 - передача престола по праву первородства → династический кризис→ Романовы

15 в- Юридический статус Боярской думы. Монарх согласовывает свои решения с аристократическими кругами общества, которые состоят в Гос.Думе (20 человек) → борьба Думы с великокняжеской властью.→компромисс при Романовых (согласование решений с Боярской Думой.) Права БД не закреплялись, действовало обычное право.БД – назначала центральных и местных начальников, руководила приказами и другими органами управления, законодательная инициатива, право принимать и утверждать законы. Заседание БД – 3 раза в неделю в царском дворце. Феодальные съезды(князья, бояре, верхушка церкви)– решались вопросы обороны, походов, недопущение междуусобиц. Органы управления отдельных отраслей хозяйства – пути, а потом приказы. На местах – наместники(города) и волостели(волости). Система кормления. Губные избы(состояли из губных старост)- борьба с тяжкими преступлениями. Создано поместное дворянское войско (вместо дружины и ополчения).

Абсол. монархия в России.

Конец 17 – 18 вв. – утверждениеабсолютной монархии

Черты абсолютной монархии:

• Законодательная исполнительная и судебная власть в руках наследственного монарха.

• Монарх распоряжается налоговой системой и гос.финанстами.

• Наличие бюрократического аппарата, который именем монарха осуществлял управленческие функции.

• Централизация и регламентация государственного и местного управления и территориального деления.

• Наличие постоянной армии и полиции.

• Регламентация всех видов службы и состояния сословий.

Прекращают работу Земской собор и Боярская дума→ государственная власть получила большую самостоятельность.

Первые предпосылки абсолютизма- при Иване 4, но окончательно сформировалось в конце 17 века. Причины: изменение в экономике и торговле, формирование новой идеологии и культуры, расширение территорий государства. Это требовало сосредоточение власти в руках монарха. Присоединение новых земель (Северная война, Крымское ханство, Финляндия, часть Польши) . Изначально сохранялись автономия, органы управления и законы, но постепенно вводилось общероссийское управление. Россия превращается в большую державу, занимавшую 1/6 часть Земли → необходимость сильной централизации власти, опиравшейся на армию и бюрократической аппарат. Юридическое оформление абсолютизма при Петре 1.(в воинском артикуле 1615года). Петр 1 получил титул Великого императора (от сената и синода).Статус императора: принадлежала законодательная и исполнительная власть, последняя высшая инстанция в решение судебных дел, верховный главнокомандующий войском, глава русской церкви. Петр 1 изменил порядок престолонаследования – закрепил за собой право самому назначать приемника ( Но сам не назначил приемника→ борьба за престол «Дворцовые перевороты»). После Петра 1 правила Екатерина 1, назначившая приемником внука Петра 1 – Алексея Петровича, потом племянница Петра – Анна Иоановна. Продолжается укрепление абсолютизма. Павел 1 восстановил старый порядок престолонаследования и запретил женское правление. 1801 –новый дворовый переворот(последний). К власти пришел Александр 1 – стабилизация монархической власти.

25. Реформы Петра I.

Преобразования Петра 1 начались на рубеже 2-х веков и закончились его смертью в 1725 году.

Военная реформа:

Прежние роды войск заменены регулярной армией по европейскому образцу. Вводится рекрутский набор в армию (призыв мужчин от 17 до 32 лет.От службы освобождались - духовенство) Дворяне служили на офицерских должностях.Срок службы – 25 лет.Армия делилась на дивизии, бригады, полки и роты. Введена единая военная форма. Сухопутная армия – 300 тысяч человек. Морской флот – 250 кораблей, 30 тысяч матросов и офицеров. Вводилась строгая дисциплина. По табелю о рангахвсе выслужившиеся офицерские звания получали дворянский титул. Законодательная база - воинский и морской уставы.

Финансовая реформа:

Регулярные переписи населения ( с 1718г) → вводилась подушная подать→ увеличение бюджета страны на 50%. Община платила за больных и умерших. Введена паспортная система (выдавался на 3 года: особые приметы, описание лица) в целях предотвращения побегов крестьян и посадских людей.

Реформа центрального управления:

Упразднение Боярской думы, замена на Ближнюю канцелярию(8-14 ближайших соратников). Указ Петра 1 об «Учреждении Правительствующего сената» (руководил страной в отсутствии императора) – занимался торговлей, судом, сбором налогов, обсуждал законопроекты. Реорганизованы и частично упразднены приказы. На их месте создаются коллегии( 1718 г – 10 штук). На правах коллегий действовалглавный магистрат –контролировал выборы в органы городского управления. Появляется Синод (на месте духовного приказа) – духовная коллегия для управления делами церкви.

Реформа местного управления:

Бурмистрская палата – выборный орган, которому подчинялись земские избы. Введение губернского правления в 1708 году (8 губерний, с 1718г. – 10) . Губернатор назначался царем. Ему поручались все финансовые и военные дела на территории губернии. Губернии делились на провинцииво главе с воеводой.Затем вводятся уезды. Попытка отделить суд от администрации. 1724г – введение в России таможенного протекционного тарифа→ограничение русской промышленности он иностранной конкуренции.

Артикул воинский 1715 г.

1715 год –Артикул воинский. Он состоял из 24 глав и 209 статей (к части артикулов-статей были толкования). Нормы артикула воинского применялись и к гражданскому населению→ система преступлений включала, как специфически воинские так и общеуголовные. На первом месте стояли преступления против веры, а потом политические (против императора и государства), воинские, должностные, против порядка управления, против благочиния (общественный порядок), против жизни, телесной неприкосновенности и чести, имущественные и половые преступления. Преступление – это общественно опасное деяние, причинившее вред государству. Деление преступлений:умышленные (подлежали наказанию), неосторожные (подлежали наказанию) и случайные. Стадии преступления:приготовление, покушение и оконченное преступление. Наказание было одинаковым за любую стадию. Смягчающие обстоятельства: состояние аффекта, душевная болезнь, малолетство, в пылу служебного рвения. Отягчающее обстоятельство: опьянение. Наказания отличались множественностью (за одно и то же преступление наказание варьировалось от смертной казни до битья шпицрутенами.Смертная казнь- простая и изощренная (четвертование и колесование). Заключение в тюрьму, отправка на каторгу. Возмещение ущерба преступником (конфискация у него имущества, штраф, вычеты из жалования). Отменено клеймение. При Петре 1 чаще всего ссылали на каторгу и на галеры (решение вопроса о дешевой рабочей силе).

Реформы Екатерины 2

Просвещенный абсолютизм– отличие от деспотии в том, что все подданные и сам монарх обязаны следовать законам. 1763г – разделение Сената на 6 департаментов.Создан кабинет Екатерины – механизм гос.управления. 1763-1674гг. – Секуляризация церковных земель, т.е. передача их в ведение казны.→ церковная собственность стала светской . 1764- ликвидация гетманщины. 1775 – ликвидация Запорожской Сечи. 1767г. – созыв Уложенной комиссии → разработка нового свода законов. Продолжение Екатериной 2 начинаний Петра 1 в области административного устройства и местного самоуправления. 1775г. – «Учреждение для управления губерний»- деление всей территории России на губернии (сначала 40, потом 50). Губернии делились на уезды. Губернии – 300-400 тысяч душ. Уезд – 20-30. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором. Он имел полную административную, финансовую власть в регионе. Имел собственные органы управления :казенная палата(финансовые дела), губернский прокурор (соблюдение законности). Во главе уезда-уездный исправник. Все должностные лица избирались на дворянском собрании. Городничий- должностное лицо в городе – осуществлял полицейский надзор.

1782г. – Управа Благочиния –новый орган политического управления.

1785г. – Жалованная Грамота Дворянству, расширившая его права. 1785г. – Жалованная Грамота городам.Происходит усиление крепостничества. 1783г. - юридическое закрепление крепостного права в Малороссии.

Екатерина вторая продолжает попытки Петра 1 отделить судебные органы от административных. →Судебная реформа:

1. Отделение судебных органов от административных

2. Сословный принцип судопроизводства

3. Судебные органы формируются на новых выборных началах, хоть и назначение судей тоже есть.

2 инстанции судебных органов:

1. На уровне уездов 2. На уровне губерний (апелляционная инстанция)

Созданы также земские суды(1 на губернию) – делился на 2 департамента: уголовного и гражданского дела. В губерниях учреждались совестные суды-гражданские дела, рассматривающиеся в примирительном порядке. Губернаторы сохранили право общего надзора за судами. Продолжал действовать духовный суд.

Судебная реформа 1864 г.

Осуществив освобождение крестьян и, обеспечив плавный переход к гражданским отношениям путем введения на несколько лет временно-обязанного состояния, государство в 1864 г. приступило к судебной реформе, преследуя цель обеспечить возможность для всего свободного населения пользоваться судебной защитой, в том числе и по возникающим в ходе преобразований спорам.В ноябре 1864г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: «Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».Были созданы две системы судов:- местные суды – волостные и мировые, для менее значительных дел; - общие суды – окружные суды и судебные палаты.

Возглавлял судебную систему Сенат. Он являлся кассационной инстанцией для всех судов и мог рассматривать особо важные дела в качестве первой инстанции (в Особом присутствии).В 1872г. было учреждено Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела.Мировой суд- подсудны дела, за кототые назначались наказания в виде заключения сроком до полутора лет, аресты до трех лет, штрафы до 300 руб, принимали к рассмотрению дела на территории своего участка. Окружные суды были основным звеном общей судебной системы и рассматривали наиболее важные дела. Судебные палаты (их было создано более десяти) объединяли подсудность нескольких губерний. Палаты осуществляли судебный надзор за окружными судами.

Прокуратура. Судебные уставы отделили судебные функции от обвинения и защиты, в связи с чем изменилась роль прокуратуры. На прокурорские должности принимались лица с высшим юридическим образованием. Прокуратура наблюдала за «охранением законов» и поддерживала обвинение в судах, считалась государственным учреждением и с 1864 г. подчинялась министру юстиции.

Адвокатура. По реформе 1864г. обвиняемым предоставлялось право на защиту, для обеспечения которой создавалась адвокатура. Подсудимые могли выбирать себе защитника по собственному усмотрению. Участие адвоката в суде было обязательным, при невозможности оплаты его услуг неимущими подсудимыми назначался бесплатный «казенный» защитник за государственный счет.

Военная реформа.

Развитие капиталистических отношений, поражение в Крымской войне, рост революционного движения, обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны.Переход к буржуазным принципам формирования армии означал введение всеобщей и всесословной воинской повинности, которая была реализована в «Устав о воинской повинности» 1874г. Сокращен срок службы рекрутов – с 25 до 15 лет.Достигшие 21 года лица, годные по состоянию здоровья для воинской службы и не пользующиеся льготами, призывались по жеребьевке на военную службу. Не зачисленные на службу составляли ополчение. Офицерский корпус формировался из числа лиц, получивших специальное образование.1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия русского общества.

Начиная со времени Петра I все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия — обеспечивать комплектование армии поставкой рекрутов. Крымская война 1853-1856 гг. продемонстрировала слабость и отсталость военной организации в Российской империи. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности её развертывания во время войны. Устав о воинской повинности 1874 г. определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте — 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми — на флоте, в запасе — 9-ти годам на суше и 3-м — на флоте. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Отныне рекрутские наборы отменялись, а призыву на военную службу подлежало всё мужское население, достигшее 21 года. Лица, которые были освобождены от службы в армии по различным льготам, зачислялись в ополчение на случай объявления войны. От военной службы полностью были освобождены духовенство, врачи и преподаватели.Для исполнения воинской повинности в каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской империи. Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями продолжал действовать до января 1918 г.

Гос. Строй в начале 20 века

Революционные события 1905-1907 года вынудили Николая 2 пойти на изменение абсолютистской формы правления – государственно-правовые преобразования – манифест 17 октября 1905г.→подданные РИ получили гражданские права и свободы. Август 1905 года – создание Гос Думы –законосовещательный орган с ограниченными полномочиями (только разработка законопроектов). «Основные государственные законы Российской империи» -императору принадлежит высшая исполнительная власть (назначение и увольнение министров), верховный главнокомандующий, решал вопросы о войне и мире представлял страну на международной арене. Теперь власть принадлежала трет субъектам: Император, Гос.Совет, Гос.Дума.

Гос.Дума - обсуждала и утверждала бюджет. Гос.Совет – мог утверждать, отклонять и изменять законопроекты, принятые правительством. Принятие законов: рассмотрение законопроекта Гос.Думой и Гос.Советом→ направление на утверждение императором. 1906г. – форма правления России- Конституционная монархия. Основной закон – конституция.

1 Гос.Дума – 27 апреля – 8 июля 1906г (кадеты и октябристы). 2 Гос.Дума –20 февраля – 3 июня 1907г.

Советы народных депутатов –органы революционного самоуправления, которые вводили 8-часовой рабочий день, помогали бастующим и безработным, открывали бесплатные столовые. Они признавались и крестьянами, и интеллигенцией. Крестьяне помогали бастующим→ зарождение союза рабочего класса и крестьян. Советы оказывали давление на Гос.Думу→ облегчение жизней рабочих. Советы, возглавляемые большевиками призывали к вооруженному восстанию и свержению самодержавия→ усиление карательных органов, создаются уездные полиции, борьба с революционным настроем в обществе.

Создание советской судебной системы 1917 — 1920 гг. Формирование системы чрезвычайных судов.Образование и деятельность ВЧК 1917 — 1922 гг. Её цели и задачи

Судопроизводство СССР определялось Временным положением о суде. Создавались революционные военные трибуналы, которые использовались для рассмотрения более опасных преступлений. Предварительное расследование в них по политическим делам осуществлялось в течении 48 часов. При оценке доказательств руководствовались принципом революционной законности и целесообразности.

Судопроизводство в гражданских делах начиналось с подачи исков граждан или учреждений. Гражданские споры рассматривались в том народном суде, на участке которого проживал ответчик. Решения народного суда можно было опротестовать в течение месяца в кассационном порядке.

(Вчк)При решение основных задач, намеченных новой властью, образовались проблемы, такие как: саботаж; активное сопротивление переходу власти в руки советов на местах, контрреволюционная деятельность, призывы к неподчинению и открытые вооруженные выступления; трудности обеспечения продовольствием населения городов.

Для решения этих проблем декретом СНК от 7 (20) декабря 1917 г. была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности. Председателем ВЧК Советское правительство назначило Ф.Э. Дзержинского.

Вначале органы ВЧК должны были только пресекать действия, опасные для советской власти, вести предварительное следствие по таким делам, предавая затем виновных революционному трибуналу. В административном порядке они могли применять такие меры, как конфискация имущества, высылка, лишение продовольственных карточек, опубликование списков врагов народа.

В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции органы ВЧК в центре и на местах стали широко применять внесудебные репрессии вплоть до расстрела. Одним из оснований для расширения репрессивных функций ЧК стал Декрет СНК от 21 февраля 1918 г. «Социалистическое отечество в опасности!»

Конституция 1918 г.

10 июля 1918 г. V съезд советов принимает Конституцию РСФСР. Основа Конституции- Декреты советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. По Конституции политической основой государства являются советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Высший орган власти- Всероссийский съезд советов. На нем избирался ВЦИК, подотчетный съезду. ВЦИК являлся высшим законодательным органом. ВЦИК формировал правительство РСФСР-СНК. РСФСР по государственному устройству-федерация. Субъектами федерации являются национальные республики. На местах власть осуществляли областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, которые создавали исполнительные комитеты.Изменять Конституцию и ратифицировать мирные договора мог только съезд советов. Разделение властей по Конституции не было, законодательными полномочиями обладали все высшие органы власти. Конституция закрепила принцип подчинения нижестоящих советов вышестоящим. Конституционные права и свободы граждан не перечислялись, а существовали лишь те, которые обеспечивались государством, а предоставление прав носило классовый характер. Провозглашалась воинская обязанность и обязанность трудиться. Провозглашалось отделение церкви от государства.

Существовала многоступенчатая система выборов. Избирательным правом обладали только трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от национальности, пола, вероисповедания. Однако выделялась категория лиц, которые лишались избирательных прав.

Гражданское право

· 1928 г. советский кодекс КЗоТ- был самым демократичным в мире. Была введена правовая защита работника от эксплуатации, всеобщая трудовая повинность и всеобщее социальное обеспечение.

· "О записи актов гражданского состояния" (КЗАГС). В КЗАГСе впервые уравниваются в правах мужчины и женщины, облегчен развод, регистрация брака отбирается у церкви, момент вступления в брак является буржуазной процедурой.
Система права на базе законодательства

Наши рекомендации