Предмет и метод изучения истории гос-ва и права зарубежных стран. Ее значение и место в системе юр. Наук.

Предмет и метод изучения истории гос-ва и права зарубежных стран. Ее значение и место в системе юр. Наук.

история изучает только часть истории общества – его особую политическую организацию каким является государство, возникшее на определенном этапе развития общества, и его право как один из специфических и действенных регуляторов общественных отношений. Поскольку государство и право как социальные явления, имеют свою относительную самостоятельность и свои особенности развития, то и история государства и права зарубежных стран обособилась в самостоятельную правовую науку, став неотъемлемой частью юридического образования и основой одноименного учебного курса, изучаемого во всех юридических высших учебных заведениях. История государства и права зарубежных стран, будучи частью юридических наук, связана с ними, особенно тесно с общей теорией государства и права, которая изучает формы государства, общие и особенные черты различных форм правления, системы права, правовые отношения, структуру, нормы права и т.д. Но общая теория государства и права – это общая наука о государстев и праве, а не конкретная. Она на основе различных научных методов раскрывает все аспекты государства и права, имевшие место в истории общества. История государства и права зарубежных стран, исследуя государственно-правовые явления, устанавливает закономерности и особенности развития конкретного государства и права в определенный исторический период временит(например Древний Египет, Древний Рим в период республики, государство и право Германии в новое время, государство и право США в новейшее время и т.д., ) используя выработанные общей теорией государства и права юридические понятия и термины. История государства и права зарубежных стран также изучает отрасли права и их институты, но на основе конкретных исторических памятников права конкретной страны (Законы Хаммурапи Древнего Вавилона, Законы Ману Древней Индии, Великая хартия вольностей Англии 1215 г. и т.д.). Изучая отрасли права, институты отраслей права на основе конкретных норм исторических памятников права, история государства и права зарубежных стран изучает особенности, закономерности и тенденции их развития, создавая тем самым необходимую правовую базу для последующего успешного усвоения норм ныне действующих отраслей права.

2. Особенности общественного и государственного строя и права стран Древнего Востока.

В др. Египте

В период Раннего царства начинает формироваться госуд-ый аппарат. Во главе него-царь.Особенность гос-ого строя заключается в усилении централизации управления.Вся законодательная,исполнительная и судебная власть сосредотачивалась в руках фараона. Авторитет фараона поддерживался религиозной идеологией, обожествляя царя. Члены царского дома занимали важные должности- верховных сановников (визирь) ,военочальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом был визирь. Он управлял деятельностью верходных судебных органов,руководство гос-ыми мастерскими, управление частью областей и гос-ыми хранилищами.

Основную массу населения составляли крестьяне-общинники. Было классовео подразделение рабов. Особое положение занимали жрецы. Они служили опрой царской власти.

Начало эпохи среднего царста характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению гос-ва и укреплению ценральной власти способствует ограничение фараонами власти-номархов- происходит замена независимых правителей(номов) новыми,подчиненных царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная служилая знать и воинство.

Возрастает численность рабов,происходит расслоение сельских общин-неджессы(они на бедных и сильных)

В Новый период становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Срана разделилась на 2 админ-ых округа: верхний и Нижний Египет. Ими руководили намесники фараона.округа делились на номы.

Было много рабов и общинников-земледельцев становилось всё меньше

В др. Вавилоне

Др-вавил. царство было централизованным гос-ом. Законодательная,исполнительная и судебная власти нах. в руках царя. К высшим сановникам относились визирь, дворецкий, казначей, кравчий, главный военочальник. Были центральные и местные органы управления.

Низшие слои населения- рабы( вардум). Свободное население делилось на: полноправных( авилум) и неполноправных( мушкенум)

В др. Индии

Усилиние монархической власти и падение роли институтов племенного управления.. Глава гос-ва-царь. Он возглавлял гос-ый аппарат и обладал законодательной властью.,был верховным судьей. При царе действовали советы:

-паришад-совет царских сановников

- тайный совет

-раджа-сабха

Свободное население –варны(4 вида)

Население: брахманы( члены жрецских родов), кшатрии(военная и светская аристократии),вайшии( лично свободные полноправные общинники) и шудры(низшая варна,неполноправные общинники)

Переход из одной варны в другую запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков.Затем варны перименовались в касты.

В др. китае( ШАН)

На раннем этапе сохранялись черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем перход власти к царю-вану. Он возглавлял гос-ый аппарат.В 1122г. Племена ЧЖОУ наесли поражение Шаньской армии.В период западного Чжоу укрепляется строй рабовладельчческого гос-ва(увеличение численности рабов,развитие крупногоземлевладения).Верховная власть у Вана.Он управлял только сталицей,а большей частью страны- князяю( чжухоу). Гос-ым аппаратом руководил высший сановник-сян.

Образование Древнеегипетского государства. Особенности общественного и гос-го строя.

как и большинство государств мира, государство Древнего Египта возникло в результате объективного исторического развития населения, проживавшего издавна в северо-восточной части Африки вдоль нижнего течения реки Нила. Географические и климатические условия способствовали развитию сельского хозяйства, основой которого было орошаемое земледелие. Ежегодные разливы Нила, последствием которых было эффективное удобрение почвы илом, с одной стороны, делало занятие земледелием выгодным, но, с другой стороны, почти полное отсутствие дождей делало его весьма ненадежным и уязвимым. Именно последнее обусловило очень раннее строительство сложной ирригационной системы по накоплению воды и ее экономному расходованию в течение года. Строительство ирригационных сооружений, а тем более поддержание в надлежащем порядке всей оро сительной системы требовало больших материальных и физических затрат, которые были непосильны небольшой группе людей, а тем более – одному человеку. Эта особенность раз- вития экономики очень рано объективно обусловила процесс объединения населения в данном регионе. Наука располагает сведениями, что уже в V тысячелетии до н.э. существовали номы (области) как результат объединения сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. В ходе освоения новых территорий не только по нижнему, но и верхнему течению Нила количество номов увеличивалось и на рубеже V–IV тысячелетий до н.э. их было уже 40. Объединение номов в единое государство проходило на протяжении длительного времени и сопровождалось борьбой за первенство. Ученые полагают, что к середине IV тысячелетия до н.э. произошло объединение сначала номов по верхнему течению Нила, затем – по его нижнему течению, образовав соответственно два царства – Верхний Египет и Нижний Египет. Цари Верхнего (Южного) Египта, постоянно ведя войны, подчи- нили себе к концу IV тысячелетия Нижний Египет (Северный), создав единое государство. И если вопрос о том, при каком царе (фараоне) произошло окончательное объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство до настоящего времени является дискуссионным, то рубеж IV–III тысячелетий до н.э. можно назвать как время возникновения единого государства Древний Египет.

Древний Египет как самостоятельное суверенное государство, возникнув на рубеже IV–III тысячелетий до н.э., просуществовал довольно длительное время – до VI в. до н.э., когда был завоеван войсками Персии, затем был присоединен к империи Александра Македонского, а в 30 г. до н.э. Древний Египет становится одной из провинций Римской империи.

Основой экономики Древнего Египта было земледелие, в котором ведущее место занимало государственное царско-храмовое хозяйство, ибо земля и ирригационная система как основные средства производства принадлежали государству в лице царя (фараона) как верховного собственника данных основных средств производства. На втором месте по значимости в Раннем царстве стояло общинное хозяйство, включающее определенную терри- торию земли и часть ирригационной системы, расположенной на данной территории, переданных сельской общине во владение и пользование.

Помимо орошаемого земледелия, составляющего основу экономики Древнего Египта, население занималось ремеслом и торговлей.

Социальная структура общества.С этой точки зрения общество Древнего Египта можно рассматривать на основе самого значимого в то время критерия – наличия свободы и как совокупность двух больших социальных групп населения – группы свободных людей и группы зависимых, несвободных людей. В свою очередь в группе свободных людей в зависимости от наличия власти можно выделить следующие две категории: правящая верхушка, куда входили царь, его родственники, богатые и знатные свободные египтяне, и все остальное свободное население страны. В группу несвободных, зависимых людей входили различные категории лиц, утративших свою свободу частично или полностью(рабы).

Государственный строй Древнего Египта. По форме правления Древний Египет – это государство абсолютной монархии в наиболее жестокой ее форме – восточной деспотии. Главой государства в Древнем Египте был фараон. Власть фараона в пределах одной династии, как правило, передавалась по наследству по принципу первородства по мужской линии. Управление обществом и государством осуществлялось фараоном с помощью огромного аппарата, состоящего из двух звеньев – центрального (высшего) аппарата и местного аппарата. Главой всего государственного аппарата было первое лицо после фараона – визирь. он был градоначальником царской столицы, осуществлял контроль за общественным порядком в столице и соблюдением придворного этикета. Он же заведовал и канцелярией царя, обеспечивая хранение многочисленных законов и других государственных и частных актов; выслушивал различного рода донесения, сведения и прошения, а затем сообщал о них ежедневно царю. Он же отсылал за своей печатью все исходящие из дворца приказы нижестоящим органам и должностным лицам. Визирь осуществлял и судебные функции, возглавляя высшую судебную инстанцию страны – «шесть великих домов», где «взвешиваются тайные слова», и назначал лиц в «судебное присутствие». Он же считался и главой финансового ведомства, осуществляя контроль за поступлением в казну податей, наделением землей, отсрочкой платежей на три дня или два месяца в зависимости от обстоятельств. Визирь осуществлял и управление войском, давая его начальникам «воинское предписание».

Структура центрального государственного аппарата в период древнего времени определялась функциями государства, среди которых особо выделялись экономическая и военная функции. С учетом этих функций можно выделить его наиболее значимые звенья: военное ведомство ( завоевание новых территорий,пополнение войск, финансовое ведомство(учёт всего богатства страны) и ведомство общественных работ (ведало строительством).

Таким образом, государственному строю Древнего Египта были характерны особая разновидность абсолютной монархии – «восточная деспотия», авторитарный режим и многочисленный чиновничье-бюрократический аппарат.

Судебная система в Афинах.

Высшим судебным органом в Афинах была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленных убийствах. По поручению экклесии ареопаг мог расследовать дела о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Имущественные преступления (разбой, кража и т.д.) рассматривала коллегия одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе рассматривали третейские суды диэтетов и коллегии сорока (мелкие дела). Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное следствие. При этом обвиняемый или ответчик мог предоставить письменные возражения по существу дела. При отсутствии таких возражений судьи переходили к расследованию по существу. Каждая из сторон представляла все необходимые доказательства. По окончании следствия назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательны.

Реставрация монархии

Режим личной власти О. Кромвеля по своей сути и форме не мог обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение народных масс, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к “законной власти”.

В 1658 г. после смерти О. Кромвеля власть на некоторое время перешла в руки его сына Ричарда Кромвеля. Однако он не пользовался поддержкой и влиянием ни в обществе, ни в армии. В 1659 г. парламент провозгласил себя верховной властью и на престол пригласил сына казненного короля – Карла II. Произошла реставрация власти династии Стюартов.

По замыслам правящей верхушки эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Политический режим, характеризующийся стремлением Карла II и его преемника Якова II к восстановлению абсолютизма, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию тори. Оппозиция – торгово-финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, – образовала партию вигов. Обе группировки еще не были оформлены в организационном отношении. И виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их борьба наложила отпечаток на дальнейшее политическое развитие страны.

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиций, но приобрел более общее значение. Он упростил процедуру получения судебного приказа о доставке арестованного в суд. Лицо, освобожденное по приказу, нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной камеры в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний – высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией вольностей приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности. Он воплощал в себе требования презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей процедурой и по месту совершения проступка. В то же время следует отметить историческую ограниченность и определенные недостатки этого закона. Во-первых, существенно ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжком уголовном преступлении или соучастии в них. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался значительный денежный залог, который мог внести только состоятельный человек. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

В то же время Карл II и, особенно, Яков II проводили открыто антибуржуазную политику, направленную на восстановление старых абсолютистских порядков. Это привело к формированию широкой оппозиции Стюартам в английском обществе.

“Славная революция”

Политика Стюартов, которая грозила утратой политического влияния буржуазии и перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова II более “удобным” монархом. Этот переворот получил название “Славная революция”. Она, по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии.

Важнейшим политическим результатом переворота стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Англия в отличии от других Европейских стран начала колонизацию Северной Америки. Первые английские поселения в Северной Америке появились в начале 17ст. (1607г.). В течение 17 столетия и в начале 18 столетия Англия создает в Северной Америке 13 колоний.

В ходе образования колоний взаимоотношения между королевским двором и колониями развивались без особенных проблем. Но по мере развитии колоний, по мере развития в них капиталистических отношений начали возникать противоречия, которые в конечном итоге привели к национально-освободительной войне или американской революции. Первыми поселенцами в Америке являлись в основном самые несостоятельные категории населения и деклассированные элементы (преступники и т.д.). Все лица Англии, которые приехали на новые земли должны были в течение трех лет выплачивать своим хозяевам определенный процент со своего дохода. Противоречия.,которые возникли между Англией (королевским двором) и колониями привели к американской революции.

Сентября 1774г. в Филадельфии собрался Первый Континентальныйконгресс. В то время Филадельфия являлась неофициальной столицей 13 колоний. На Первом Континентальном конгрессе было решено блокировать ввоз английских товаров в колонии, не вывозить товары колоний в Англию. В апреле 1775г. между войсками колоний и Англии произошло сражение. С этого периода фактически начинается освободительная война, которая продолжалась до 1783г.

Во время военных действий принимались декларации отдельных штатов. На Третьем Континентальном конгрессе в июле 1776г. была принята Декларация Независимости США (4 июля). Автором данной Декларации являлся Томас Джефферсон. По смыслу Декларация состоит из 2 частей. В первой части говориться о том, что все люди рождаются равными и наделены творцом прирожденными и неотъемлемыми правами, к числу которых относятся: право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения данных прав людей создаются правительства, которое должно отстаивать эти права. Если правительство не выполняет свои функции, то народ имеет правасвергнуть это правительство. Во второй части речь идет о том, что король Англии является узурпатором, облагает колонистов незаконными налогами и сборами, пытается подчинить себе судебные органы. Король поставил судебные органы выше государственных органов, дает им высокое жалование.

Конституция быа подписана 17 сентября 1787г. В Конституцию США заложен механизм, который не позволяет ни одной из ветвей власти установить свою диктатуру или абсолютную власть. В Конституции сказано, что власть США едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С принятием данной конституции Конфедерация превратилась в федерацию.

Сегодня главными в стране являются две партии демократическая и республиканская. В 1828 году окончательно формируется демократическая партия. В 1854 году окончательно сформировалась республиканская партия.

Когда США тали единой федерацией, то имелось одинаковое кол-во штатов на сервере и на юге. В 1820 году в состав штатов был принят рабовладельческий штат Миссури и штат Мен. По решению конгресса была установлена северная граница распространения рабства. Следует отметить, что в конгрессе было достаточно большое кол-во сторонников рабовладения. В 1850 году было принято решение о том, что каждый штат сам решает вопрос быть ему свободным или рабовладельческим. Решение конгресса 1850 года вошло в историю как первый миссурийский компромисс. 1854 – быо решено отменить сякие препятствия для распространения рабовладения. В противоворечие в то время в конгрессе как и в стране были серьёзными. В конце 1860 13 рабовладельческих штатов объявили о сецессии (о выходе из федерации). Они провозгласили конфедерацию и в конечном итоге между севером и югом началась 12 апреля 1861 года началась война. Во время войны было принято ряд поправок.

В 1910 году была проведена реформа конгресса. Спикер нижней палаты был лишён права единолично назначать руководителей комиссии. Руководители и члены комиссии стали избираться путём тайного голосования

Источники.

В Великобритании нет деления права на частное и публичное и строгого разграничения материального и процессуального права. Отрасли права не подразделяются структурно. Судебный прецедент по-прежнему является основным источником права. Для стран, входящих в эту систему права, характерна своеобразная терминология и наличие ряда правовых институтов, которых нет в других странах.
Характерной особенностью английского права является его архаизм, унаследованный от феодального строя. Но с развитием буржуазных отношений осталась архаичной лишь форма права, а содержание обновилось. Иерархию нормативных актов в сфере гражданского права возглавляет статут.
К основным направлениям развития этой отрасли права можно отнести тенденцию ограничения прав отдельного собственника в пользу государства и крупных компаний..
Прецеденты (судебная практика) - это также ведущий источник права в современном гражданском праве Великобритании. Однако во второй половине XX в. статуты потеснили прецеденты, которые в настоящее время регулируют преимущественно сферу договорных и деликтных обязательств.
Обычай в гражданском праве Великобритании применяется в современной форме торгового обыкновения..
Делегированное законодательство (указы короны в совете, приказы и постановления министров, распоряжения местных органов исполнительной власти) -также полноправный и очень распространенный источник гражданского права Великобритании. Имущественные правоотношения, урегулированные актами делегированного законодательства, становятся распространенными и общеприменительными.


Важное значение в модернизации судебной системы сыграл Закон о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.), унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а главное, создал новый Суд короны, входящий в систему высших судов страны.
Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. демократизировал судебный процесс, ввел неизвестную ранее английскому судебному праву категорию правозаступников (адвокатов), подорвав тем самым корпоративные, существующие еще со времен средневековья, монополии барристеров и солиситеров.

Право современной Франции.

В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.

Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.

Конституция Японии 1947 г.

Либерально-демократические преобразования были закреплены новой конституцией Японии. В 1946 г. она была принята японским парламентом и с 1947 г. вступила в силу. Конституция провозгласила принципы народного суверенитета, разделения властей, парламентского демократизма.

Согласно конституции в Японии сохранялась монархия, но уже ограниченная парламентом. Император объявлялся “символом государства и единства народа”. Император по представлению парламента назначает премьер-министра, главного судью Верховного суда, по совету и с одобрения кабинета осуществляет созыв и роспуск парламента, промульгацию законов.

Высшей законодательной властью в Японии является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителейи палаты советников.. Главные функции обеих палат – принятие законов, утверждение бюджета, контроль за исполнительной властью. Исполнительная властьосуществляется кабинетом министров. Парламент избирает главу кабинета – премьер-министра. Судебную власть осуществляет Верховный суд и суды низших инстанций. Верховный суд выполняет функции конституционного надзора.

Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод..

Право современной Японии

3 мая 1947 принята конституция,которая действует до сих пор. Конституция провозгласила принципы народного суверенитета, разделения властей, парламентского демократизма.

Согласно конституции в Японии сохранялась монархия, но уже ограниченная парламентом. Император объявлялся “символом государства и единства народа”. Император по представлению парламента назначает премьер-министра, главного судью Верховного суда, по совету и с одобрения кабинета осуществляет созыв и роспуск парламента, промульгацию законов.

Высшей законодательной властью в Японии является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителейи палаты советников.. Главные функции обеих палат – принятие законов, утверждение бюджета, контроль за исполнительной властью. Исполнительная властьосуществляется кабинетом министров. Парламент избирает главу кабинета – премьер-министра. Судебную власть осуществляет Верховный суд и суды низших инстанций. Верховный суд выполняет функции конституционного надзора.

Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод..

Предмет и метод изучения истории гос-ва и права зарубежных стран. Ее значение и место в системе юр. Наук.

история изучает только часть истории общества – его особую политическую организацию каким является государство, возникшее на определенном этапе развития общества, и его право как один из специфических и действенных регуляторов общественных отношений. Поскольку государство и право как социальные явления, имеют свою относительную самостоятельность и свои особенности развития, то и история государства и права зарубежных стран обособилась в самостоятельную правовую науку, став неотъемлемой частью юридического образования и основой одноименного учебного курса, изучаемого во всех юридических высших учебных заведениях. История государства и права зарубежных стран, будучи частью юридических наук, связана с ними, особенно тесно с общей теорией государства и права, которая изучает формы государства, общие и особенные черты различных форм правления, системы права, правовые отношения, структуру, нормы права и т.д. Но общая теория государства и права – это общая наука о государстев и праве, а не конкретная. Она на основе различных научных методов раскрывает все аспекты государства и права, имевшие место в истории общества. История государства и права зарубежных стран, исследуя государственно-правовые явления, устанавливает закономерности и особенности развития конкретного государства и права в определенный исторический период временит(например Древний Египет, Древний Рим в период республики, государство и право Германии в новое время, государство и право США в новейшее время и т.д., ) используя выработанные общей теорией государства и права юридические понятия и термины. История государства и права зарубежных стран также изучает отрасли права и их институты, но на основе конкретных исторических памятников права конкретной страны (Законы Хаммурапи Древнего Вавилона, Законы Ману Древней Индии, Великая хартия вольностей Англии 1215 г. и т.д.). Изучая отрасли права, институты отраслей права на основе конкретных норм исторических памятников права, история государства и права зарубежных стран изучает особенности, закономерности и тенденции их развития, создавая тем самым необходимую правовую базу для последующего успешного усвоения норм ныне действующих отраслей права.

2. Особенности общественного и государственного строя и права стран Древнего Востока.

В др. Египте

В период Раннего царства начинает формироваться госуд-ый аппарат. Во главе него-царь.Особенность гос-ого строя заключается в усилении централизации управления.Вся законодательная,исполнительная и судебная власть сосредотачивалась в руках фараона. Авторитет фараона поддерживался религиозной идеологией, обожествляя царя. Члены царского дома занимали важные должности- верховных сановников (визирь) ,военочальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом был визирь. Он управлял деятельностью верходных судебных органов,руководство гос-ыми мастерскими, управление частью областей и гос-ыми хранилищами.

Основную массу населения составляли крестьяне-общинники. Было классовео подразделение рабов. Особое положение занимали жрецы. Они служили опрой царской власти.

Начало эпохи среднего царста характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению гос-ва и укреплению ценральной власти способствует ограничение фараонами власти-номархов- происходит замена независимых правителей(номов) новыми,подчиненных царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная служилая знать и воинство.

Возрастает численность рабов,происходит расслоение сельских общин-неджессы(они на бедных и сильных)

В Новый период становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Срана разделилась на 2 админ-ых округа: верхний и Нижний Египет. Ими руководили намесники фараона.округа делились на номы.

Было много рабов и общинников-земледельцев становилось всё меньше

В др. Вавилоне

Др-вавил. царство было централизованным гос-ом. Законодательная,исполнительная и судебная власти нах. в руках царя. К высшим сановникам относились визирь, дворецкий, казначей, кравчий, главный военочальник. Были центральные и местные органы управления.

Низшие слои населения- рабы( вардум). Свободное население делилось на: полноправных( авилум) и неполноправных( мушкенум)

В др. Индии

Усилиние монархической власти и падение роли институтов племенного управления.. Глава гос-ва-царь. Он возглавлял гос-ый аппарат и обладал законодательной властью.,был верховным судьей. При царе действовали советы:

-паришад-совет царских сановников

- тайный совет

-раджа-сабха

Свободное население –варны(4 вида)

Население: брахманы( члены жрецских родов), кшатрии(военная и светская аристократии),вайшии( лично свободные полноправные общинники) и шудры(низшая варна,неполноправные общинники)

Переход из одной варны в другую запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков.Затем варны перименовались в касты.

В др. китае( ШАН)

На раннем этапе сохранялись черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем перход власти к царю-вану. Он возглавлял гос-ый аппарат.В 1122г. Племена ЧЖОУ наесли поражение Шаньской армии.В период западного Чжоу укрепляется строй рабовладельчческого гос-ва(увеличение численности рабов,развитие крупногоземлевладения).Верховная власть у Вана.Он управлял только сталицей,а большей частью страны- князяю( чжухоу). Гос-ым аппаратом руководил высший сановник-сян.

Образование Древнеегипетского государства. Особенности общественного и гос-го строя.

как и большинство государств мира, государство Древнего Египта возникло в результате объективного исторического развития населения, проживавшего издавна в северо-восточной части Африки вдоль нижнего течения реки Нила. Географические и климатические условия способствовали развитию сельского хозяйства, основой которого было орошаемое земледелие. Ежегодные разливы Нила, последствием которых было эффективное удобрение почвы илом, с одной стороны, делало занятие земледелием выгодным, но, с другой стороны, почти полное отсутствие дождей делало его весьма ненадежным и уязвимым. Именно последнее обусловило очень раннее строительство сложной ирригационной системы по накоплению воды и ее экономному расходованию в течение года. Строительство ирригационных сооружений, а тем более поддержание в надлежащем порядке всей оро сительной системы требовало больших материальных и физических затрат, которые были непосильны небольшой группе людей, а тем более – одному человеку. Эта особенность раз- вития экономики очень рано объективно обусловила процесс объединения населения в данном регионе. Наука располагает сведениями, что уже в V тысячелетии до н.э. существовали номы (области) как результат объединения сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. В ходе освоения новых территорий не только по нижнему,

Наши рекомендации