Формирование у младших дошкольников
Формирование у младших дошкольников
Трудовых умений
В ходе выполнения поручений.
Содержание
Введение………………………………………………………….................. | |||
Глава 1 Теоретические аспекты организации трудовой деятельности дошкольников………………………………………………………………. | |||
1.1 | Трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования…………………………………………………………... | ||
1.2 | Роль поручений в трудовом воспитании детей младшего возраста………………………………………………………………. | ||
1.3 | Особенности поручений в младших группах……………………… | ||
Вывод……………………………………………………………………….. | |||
Глава 2 Система педагогической работы по организации поручений с дошкольниками в детском саду…………………………………………. | |||
2.1 | Анализ современных образовательных программ в разделе «Труд»………………………………………………………………… | ||
2.2 | Условия организации поручений и обязанностей детей дошкольного возраста……………………………………………… | ||
2.3 | Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………….. | ||
Вывод……………………………………………………………………….. | |||
Заключение…………………………………………………………………. | |||
Список литературы………………………………………………………… | |||
Приложение | |||
Приложение 1. Задачи трудового воспитания младших дошкольников.. | |||
Приложение 2. Перспективное планирование образовательной области «Труд» (первая младшая группа)………….……………………………... | |||
Труд становится великим воспитателем,
Когда он входит в жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность,
рождает новую красоту в окружающем мире,
побуждает первое гражданское чувство – чувство
созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Введение
Трудовое воспитание одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка – дает возможность решать широкие педагогические задачи. Труд уже в младшем возрасте влияет на развитие самостоятельности детей. «Программа в детском саду» рекомендует три формы организации труда детей дошкольного возраста: трудовые поручения, дежурства и коллективный труд всей группы. Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства. Чтобы выявить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что следует понимать под трудовым поручением, в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.
Трудовые поручения – это возложения на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с действиями коллектива. Трудовые поручения для дошкольника полезная и важная деятельность, где главной задачей является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Трудовые поручения необходимо отличать от трудовых обязанностей. И не только по тому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой трудовой деятельности и положением ребенка в ней. Смысл обязанностей заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом выполнять личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнять эту работу. Однако, чтобы у ребенка проявились эти качества, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволит, освоит содержание его деятельности. Такая подготовка осуществляется посредствам разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности.
Как показали исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.В. Кондратовой, наилучшие результаты в воспитании положительного отношения к людям и их труду оказываются не только при непосредственном трудовом общении детей с взрослыми, но и со сверстниками. Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести его до конца. Участие взрослого позволяет расширить содержание хозяйственно-бытового труда, в который можно включить детей, что устраняет его однообразие. В работах В.Г. Нечаевой рассматривается воспитательное значение труда. Трудовые поручения заключают в себе большие воспитательные возможности. Давая поручения, воспитатель всегда ставит перед ребенком конкретную цель. Поручения весьма многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные. Индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки несение обязанностей) длительные поручения, когда дети несут ответственность за какую-то работу определенный срок (день, два, три).
Объект исследования: трудовая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: поручение как форма трудовой деятельности дошкольников.
Проблема: каковы эффективные условия и методы организации руководства трудовыми поручениями среди младших дошкольников.
Цель исследования: изучение особенностей как одной из форм организации трудовой деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования.
2. Определить роль поручений и их особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать современные образовательные программы по разделу трудовое воспитание.
4. Выявить условия организации и методику руководства поручениями.
Работа состоит из двух глав, носит теоретический характер. В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста, рассматривается роль поручений в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, через организацию трудовых поручений, в которых выделены особенности трудовой деятельности. Во второй главе отражена система педагогической работы по организации поручений с детьми дошкольниками детского сада, анализируя современные образовательные программы, в разделе трудовое воспитание, определены условия для организации трудовой деятельности в ДОУ и методика руководства трудовыми поручениями с детьми дошкольного возраста. Представлены выводы по изучаемой теме, в приложении предоставлены Таблицы с различными задачами трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Теоретические методы исследования; анализ, сравнение, систематизация, обобщение материала на основе изучения педагогической и методической литературы.
Вывод
Поручения важное, средства воспитания нравственно-волевых качеств, которые проявляются и формируются в тесной взаимосвязи. Так от умения проявлять ответственность, трудовое усилие, целеустремленность зависит в целом положительное отношение к трудовой деятельности, самостоятельность, трудолюбие, и наоборот: с формированием самостоятельности, трудолюбия повышается ответственность, целеустремленность, отношение к деятельности.
Перечисленные особенности поручений, а также разнообразие – это возможность широкого использования их в целях воспитания. Наблюдения показывают, что педагог в любое время может найти нужное и полезное дело, как для самого ребенка, так и для всей группы детей. Отчасти, это объясняется особенностями организации поручений и местом их в режиме дня в отличии, например, от дежурства, имеющее четкое фиксирующее время. Труд – сложная деятельность, предъявляющая высокие требования к воле, вниманию, мышлению, воображению, памяти к разным сторонам психики.
Психика ребенка дошкольного возраста находится на таком уровне развития, который в полной мере не может соответствовать требованиям трудовой деятельности, но дошкольник трудится, хотя его труд не имеет объективно-значимого продукта. Труд важен в воспитательном смысле, он влияет на психическое развитие ребенка.
Вывод
Трудовое воспитание подрастающего поколения – дело огромной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважения к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства, в программе «От рождения до школы», определены содержание трудового воспитания дошкольников и виды трудовой деятельности для детей каждого возрастной группы, сформирована основная задача трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду. Эта задача реализуется в следующих направлениях:
- ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и воспитании уважения к людям труда, бережное отношение к его результатам;
- Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитывается положительное отношение, черты характера, навыки организации работы.
В программе выделены четыре вида труда,
1. Самообслуживание (труд - направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
2. Хозяйственно бытовой труд (связанный с уборкой групповой комнаты, участка);
3. Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);
4. Ручной труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью с природными материалами).
Для трудовой деятельности дошкольников необходимо специальное оборудование. Оно должно соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям, быть удобными для использования, соответствовать возрастным особенностям детей.
Заключение
Трудовое воспитание – важная составная часть подрастающего поколения.
В детском саду в процессе трудового воспитания дошкольников используются различные виды труда: хозяйственно-бытовой, труд в природе, художественный ручной труд. Данные виды трудовой деятельности организуются в разных формах: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.
Большое воспитательное значение имеют трудовые поручения. Так как в ходе трудовых поручений дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества. Организуя поручения, воспитатель в младшей возрастной группе должен привлекать к выполнению поручению всех детей. Только в этом случае в одинаковой степени все воспитанники приобретут необходимые трудовые навыки и у них сформируются привычка к труду.
Трудовые поручения необходимо отличать от обязанностей. И не только по тому, что это кратковременный и эпизодический труд. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой трудовой деятельности и положения ребенка в ней. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка, у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задания самостоятельно, при этом выполнять личную инициативу, творчество смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнять эту работу. Однако, чтобы у ребенка проявлялись эти качества, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволит освоить содержание его деятельности. такая подготовка осуществляется по средствам разнообразных поручений, что потом войдут в круг его обязанностей. Таким образом стремление ребенка быть активным участником игр и других видов деятельности, желание заслужить доверие окружающих играют большую роль в формировании у него ответственности.
Регулярно и систематически привлекать детей, особенно маленьких, к участию в общественно полезной деятельности;
Давая детям поручения, возлагая на них обязанности, подчеркивать общественную значимость предстоящей деятельности, ее результатов;
Предъявляя к ребенку требования, добиваться обязательного и наиболее качественного результата их выполнения;
Усилить внимания к учету оценке результатов деятельности каждого ребенка, по средствам общественной оценки (воспитателем и товарищами по группе), формировать умение достаточно объективно относиться к результатам своей деятельности и стремление выполнить поручение и обязанности как можно лучше; организуя общественно полезную деятельность детей, опираться на формирующиеся интересы и склонности ребенка.
В данной работе дана характеристика трудовым поручениям, как одна из форм организации посильного труда с дошкольниками, была определена роль поручений и их особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста. Проанализированы современные образовательные программы в разделе трудовое воспитание, так же в работе предоставлены условия, которые должны соблюдаться при организации трудовой деятельности детей для успешной реализации задач по трудовому воспитанию, и представлена методика руководства трудовыми поручениями с последовательными этапами работы.
Данная работа может пригодиться мне в дальнейшей моей практической работе с дошкольниками в детском саду, по руководству трудовых поручений.
Список литературы
Документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] (от 17 октября 2013 года).
2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [Текст] (с изменениями на 27 августа 2015 года).
3. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» [Текст] (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-208 с
Книги
1. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р.С. Буре. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 139 с.
2. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Р.С. Буре. - М. : Просвещение, 1987. - 284 с.
3. Васильева М.А. Трудовое воспитание дошкольников [Текст] // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2001. - 377 с.
4. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т.А. Маркова. - М. : Просвещение, 1991. - 112 с.
5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 276 с
6. Козлова С. А., Куликова Т. А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
7. Крупская Н. К. О задачах художественного воспитания, [Текст] —В кн.: Н. К. Крупская. О дошкольном воспитании. Сб. статей и речей. М., 1967
Статьи из сборников, журналов и газет
1. Крылова Н.М. Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности [Текст] // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2013. – № 1. – 81с.
2. Трудовое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст]: крат. список отечеств. лит. по фондам ГНПБ им. К.Д. Ушинского / [сост. Е.Г. Ильина] // Обруч : : образование, ребенок, ученик : дошкол. и нач. образование : ил. науч.-попул. и метод. журн. для рук. всех уровней, старших воспитателей, воспитателей дет. садов, учителей нач. шк. и родителей. – 2005. - № 1.
Электронные ресурсы
1. Сухих Ф.К. Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – 03.08.2013. – URL: http://festival.1september.ru/articles/534151/ (25.11.14).
Приложение
Таблица 1
«Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам»
1-я младшая группа | 2-я младшая группа | ||
Воспитывать уважение к людям любой профессии. | Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности. | ||
Подчеркивать значимость результатов их труда | |||
Поддерживать желание детей помогать взрослым | |||
Приобщать детей к самообслуживанию |
Таблица 2
«Самообслуживание: Задачи и содержание работы по группам»
1-я младшая группа | 2-я младшая группа | ||
Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). | Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.). | ||
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. | |||
Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. | |||
Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). | |||
Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в руке. | Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. | ||
Обучать детей порядку одевания и раздевания | Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. | ||
Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. | Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. | ||
Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. |
Таблица 3
«Алгоритмы навыков самообслуживания в 1 – й младшей группе»
Таблица 4
«Алгоритмы навыков самообслуживания во 2 –й младшей группе»
Таблица 5
«Хозяйственно-бытовой труд: задачи и содержание работы по группам»
1-я младшая группа | 2-я младшая группа | |||
Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. | Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал. | |||
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы. | ||||
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада | ||||
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда | ||||
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.). |
Таблица 6
«Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом в 1–й младшей группе»
Таблица 7
«Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом во 2-й младшей группе»
Приложение 2
Перспективное планирование образовательной области «Труд»
(перваямладшая группа)
Сентябрь | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников | |
Неделя, тема ,цель. | ||||
| Найди свой шкафчик | утро | Уберем игрушки | Совместно с родителями субботники по благоустройству участка группы. |
Трудовые поручения «Соберем ветки на участке» | прогулка | Игры в песочнице с формочками | ||
Найдем свои стульчики | вечер | Уборка групповой комнаты | ||
| ДИ «Найди свою игрушку» | утро | Уберем игрушки | Консультация для родителей: «Полезные игрушки» |
Трудовые поручения «соберем игрушки на участке» | прогулка | Инд .беседа «Как я убираю дома игрушки» | ||
Каждую игрушку уберем на свое место | вечер | Уборка групповой комнаты | ||
| ДИ «Найди что понадобиться для умывания» | утро | Рассматривание картинок | Индивидуальная беседа об адаптации новеньких детей в коллективе детского сада |
Трудовые поручения «Соберем опавшие листья в корзину» | прогулка | Наблюдение за падением листьев | ||
Беседа о труде помощника воспитателя | вечер | Помогаем няне протирать стульчики | ||
| Беседа «Как мы умеем дружить» | утро | Уберем игрушки | Рекомендация: поговорить дома с детьми о друзьях |
Октябрь Неделя, тема ,цель. | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников. | ||||||
1. Тема:«Осень золотая» Цель:Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека.. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Воспитывать радость от общения с природой. | Беседа с детьми: «Как нужно одеваться осенью» | утро | Составление осенней икебаны | ||||||
Трудовые поручения «Поможем кукле собрать игрушки в коробку» | прогулка | Тематическая прогулка: «С Колобком по туристической тропе» | |||||||
ПИ «В осеннем лесу» | вечер | Закрепить навыки ходьбы по ограниченной площади | |||||||
2. Тема:«Мы знакомимся» Цель:Учить детей расширять круг знакомств.Закреплять навыки знакомства с детьми. Развивать чувство уверенности. Воспитывать доброжелательное отношение к незнакомым людям. | Рассказы работников детского сада о своей профессии | утро | Поставь стульчик на свои места | Рекомендация: расширить круг знакомств ребенка | |||||
Трудовые поручения: «Научим кукол наводить порядок в группе» | прогулка | Наблюдение за дождем. Беседа с детьми: «Откуда возник дождь» | |||||||
Беседа с детьми о том, как обращаться со старшими | вечер | Свободное рисование детей с воспитателем | |||||||
3. Тема: «Овощи». Цель:Обогащать представление детей об овощах, учить различать овощи на ощупь, по вкусу, познакомить с обобщающим понятием «овощи», развивать зрительную память, зрительное внимание | ДИ «Найди и назови овощи на картинке» | утро | Рассматривание муляжей овощей | Круглый стол «Полезные овощные блюда» | |||||
Трудовые поручения: «Соберем урожай в огороде» | прогулка | Тематическая прогулка: «Кто спрятался за пеньком» | |||||||
Отгадывание загадок об овощах | вечер | Собрать овощи в корзинку | |||||||
4. Тема:«Фрукты» Цель:Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знание о том, что фрукты растут в саду. Учить выделять характерные признаки фруктов. Воспитывать благодарное чувство к природе. | ДИ «Что это» (фрукты) | утро | Рассматривание муляжей фруктов | Консультации «О витаминах» | |||||
Трудовые поручения: «Убрать веточки с участка» | прогулка | Наблюдение за облаками на небе. На что они похожи. | |||||||
Развивающая образовательная ситуация: «Мы идем в магазин за фруктами» | вечер | Экспериментирование с бумагой (складывание разных фигурок) | |||||||
| Сравнение овощей и фруктов | утро | Рассматривание картинок с овощами и фруктами | Выставка овощей | |||||
Нарисуем на песке овощи и фрукты | прогулка | Трудовые поручения | |||||||
Индивидуальная работа с детьми «Овощи и фрукты. В чем их отличие» | вечер | ДИ «Что это» (овощи, фрукты) | |||||||
Ноябрь Неделя, тема ,цель. | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников. | ||||||
1. Тема:«Дикие животные» Цель:обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т.д, | ДИ «Кто лишний» | утро | Совместная деятельность вместе с воспитателем в уголке природы | Выставка детских работ на тему: «Дикие животные» | |||||
Трудовые поручения: «Расчистим дорожку колобку, чтобы лисичка его не догнала» | прогулка | Наблюдение за деревьями. | |||||||
Научим медведя пользоваться носовым платком | вечер | Рассматривание картин «Как животные в лесу к зиме готовятся» | |||||||
2. Тема: «Домашние животные» Цель: продолжить знакомить детей с классификацией животных (дикие и дом). Закрепить умение находить сходства и различия. Учить различать разных животных по характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питание, дом, животных. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными. Развивать эмоциональную отзывчивость. | ПИ «Кошка с котятками» | утро | Поставить стульчики по своим местам | Рекомендация: побывать с ребенком на скотном дворе | |||||
Трудовые поручения «Наблюдать за трудом дворника». | прогулка | Рассматривание следов на снегу «Собак, кошек» | |||||||
ДИ «Кто как кричит» | вечер | Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Уход за домашними животными» | |||||||
3. Тема: «Птицы» Цель: Дать детям представление о домашних, диких птицах, о характерных особенностях птиц. Закрепить понятие о месте обитания (рядом с человеком, на воле). Воспитывать в детях бережное отношение к природе. | ПИ «Птички в гнездышках». | утро | Поставить стульчики по своим местам | Рекомендация: покормить во время прогулки птиц | |||||
Предложить детям помочь почистить клетку птиц в живом уголке детского сада. | прогулка | Рассматривание следов птиц на снегу | |||||||
Беседа о птицах. | вечер | ДИ Курочки и цыплята. | |||||||
4. Тема: «Грибы» Цель: Обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Закрепить знание детей о грибах, о нормах поведения в лесу. Закрепить умение описывать предмет, замечая характерные признаки. Уметь находить сходство и различия. Развивать воображение детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом. | ДИ «Собери в корзиночку». | утро | Поставь стульчики по своим местам | Выставка детских работ «Мы лепим грибочки» | |||||
ПИ «У медведя во бору» | прогулка | Наблюдение за деревьями, кустами, небом. | |||||||
Настольно печатная игра «Найди пару грибочку» | вечер | Поможем котенку убрать игрушки. Воспитывать желание помогать взрослым. | |||||||
Декабрь Неделя, тема ,цель. | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников | |
1Тема: «Транспорт» Цель:Познакомить детей с разными видами транспорта (грузовой, пассажирский). Закрепить знания о составных частях машин. Учить различать и находить сходства. Учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое, культурное поведение. | ДИ «Собери картинку» | утро | Уберем игрушки | Рекомендация: рассматривание машин, название их деталей |
Наблюдение за транспортом | прогулка | Сделаем дорогу из снега | ||
Работа с детьми на тему: «Как нужно себя вести в общественном транспорте» | вечер | Уборка групповой комнаты | ||
2Тема:«Дорожная безопасность» Цель:Расширить и уточнить словарь по теме (машина, автобус, грузовик, колеса, руль, светофор, красный, желтый, зеленый, широкий, узкий и т. д). Дать первые знания о правилах дорожного движения, развивать мелкую моторику рук. | ПИ «Воробушки и автомобиль» | утро | Уберем игрушки | Изготовление тематической папки - раскладушки |
Трудовые поручения Расчистка дорожки. | прогулка | Робота в уголке творчества «Раскрашивание светофорика» | ||
ДИ «Помоги Незнайке» | вечер | Настольная игра «Разложи дорогу» | ||
3Тема: «Домашние обитатели» (Собака со щенками, кошка с котятами) Цель: Учить рассматривать сюжетные картины, отвечать по картине на вопросы педагога, развивать диалогическую речь. Развивать слуховое внимание и учить рисовать пальчиками пятна. | ПИ «Кот и мыши». | утро | Уберем игрушки | Подготовка к конкурсу «Новогодняя игрушка» |
Трудовые поручения «Наблюдение за снегом». | прогулка | Предложить деткам лопатками расчистить снег. | ||
Беседа с детьми о правилах поведения за столом | вечер | Поправить столы совместно с воспитателям и задвинуть стульчики. | ||
4Тема: «Новый год» Цель:Создать у детей атмосферу праздничного настроения. Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т.д. ). Развивать тактильную память. Воспитывать любовь к традиционным праздникам. | ПИ «Дед Мороз» | Утро | Рассматривание картины «Новый год» | Украшение группы к Новому году |
Слепим снегурочку | прогулка | Постройки из снега «Мы сделаем для кукол снежную горку». | ||
Изготовление новогодней игрушке из природного материала. | вечер | Поможем куколке одеться. |
Январь Неделя, тема ,цель. | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников | |
2. Тема: «Труд повара» Цель: Дать представление детям о профессии повара, предметах, необходимых для его работы. Закрепить знания о сервировке стола, назначении предметов, умение действовать по четкому алгоритму. Воспитывать уважение к труду взрослых, культуру поведения за столом. | Беседа о труде повара | утро | Рассматривание тематических картинок | Оформление тематического альбома |
Трудовые поручения | прогулка | Мы печем, печем (из снега) | ||
СРИ «Приготовим ужин для куклы Кати» | вечер | ДИ «Кому что нужно»(профессии) | ||
3. Тема: «У кого какие шубки» Цель: Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об «одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Дифференцировать сезонную, мужскую и женскую одежду. Познакомить с характерными признаками животных. Вызвать желание помогать тем, кому нужна помощь. | ДИ «Чей хвостик» | утро | Рассматривание тематических картинок | Рекомендация: посетить с ребенком зоопарк |
Наблюдение за собакой | прогулка | Игра - имитация | ||
Беседа «Для чего животным шубка» | Вечер | ДИ «Каждой вещи свое место» | ||
4. Тема: «Зимние развлечения» Цель: Закрепить знание детей о зимних развлечениях, закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы. Развивать для детей творческую активность воображение и фантазию. Учить четко выполнять имитационные движения по показу взрослого. | Беседа о зимних развлечениях | утро | Строим домик для Мишутки | Уборка новогодних украшений в групповой комнате |
Слепим снеговика | прогулка | Катание на санках | ||
ДИ «Для чего это нужно» (санки, лыжи…) | вечер | Рассматривание тематических картинок | ||
5.Тема: «Зимушка-зима» Цель:Знакомить детей с самыми характерными признаками зимы (зимой холодно, идет снег), со свойствами снега, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Учить создавать простейшую сюжетную картину. | Беседа о природных явлениях зимой | утро | Рассматривание тематических картинок | Участие в проведении прогулки |
Игра-эксперимент со снегом (в тепле тает) | прогулка | Наблюдение за снегопадом | ||
Чтение и разыгрывание потешки «Как по снегу по метели трое саночек летели» | вечер | ДИ «Когда это бывает?» |
Февраль Неделя, тема ,цель. | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников | |
1. Тема:«Здоровье» Цель:Формирование здорового образа жизни. Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, желание оказать больной игрушке посильную помощь. Развивать эмоциональную Наши рекомендации
|