В ходе выполнения поручений.


Содержание

Введение…………………………………………………………..................
Глава 1 Теоретические аспекты организации трудовой деятельности дошкольников……………………………………………………………….
1.1 Трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования…………………………………………………………...
1.2 Роль поручений в трудовом воспитании детей младшего возраста……………………………………………………………….
1.3 Особенности поручений в младших группах………………………
Вывод………………………………………………………………………..
Глава 2 Система педагогической работы по организации поручений с дошкольниками в детском саду………………………………………….
2.1 Анализ современных образовательных программ в разделе «Труд»…………………………………………………………………
2.2 Условия организации поручений и обязанностей детей дошкольного возраста………………………………………………
2.3 Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..
Вывод………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Приложение
Приложение 1. Задачи трудового воспитания младших дошкольников..
Приложение 2. Перспективное планирование образовательной области «Труд» (первая младшая группа)………….……………………………...
       

Труд становится великим воспитателем,

Когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

побуждает первое гражданское чувство – чувство

созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

Введение

Трудовое воспитание одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка – дает возможность решать широкие педагогические задачи. Труд уже в младшем возрасте влияет на развитие самостоятельности детей. «Программа в детском саду» рекомендует три формы организации труда детей дошкольного возраста: трудовые поручения, дежурства и коллективный труд всей группы. Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства. Чтобы выявить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что следует понимать под трудовым поручением, в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.

Трудовые поручения – это возложения на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с действиями коллектива. Трудовые поручения для дошкольника полезная и важная деятельность, где главной задачей является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.

Трудовые поручения необходимо отличать от трудовых обязанностей. И не только по тому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой трудовой деятельности и положением ребенка в ней. Смысл обязанностей заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом выполнять личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнять эту работу. Однако, чтобы у ребенка проявились эти качества, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволит, освоит содержание его деятельности. Такая подготовка осуществляется посредствам разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности.

Как показали исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.В. Кондратовой, наилучшие результаты в воспитании положительного отношения к людям и их труду оказываются не только при непосредственном трудовом общении детей с взрослыми, но и со сверстниками. Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести его до конца. Участие взрослого позволяет расширить содержание хозяйственно-бытового труда, в который можно включить детей, что устраняет его однообразие. В работах В.Г. Нечаевой рассматривается воспитательное значение труда. Трудовые поручения заключают в себе большие воспитательные возможности. Давая поручения, воспитатель всегда ставит перед ребенком конкретную цель. Поручения весьма многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные. Индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки несение обязанностей) длительные поручения, когда дети несут ответственность за какую-то работу определенный срок (день, два, три).

Объект исследования: трудовая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: поручение как форма трудовой деятельности дошкольников.

Проблема: каковы эффективные условия и методы организации руководства трудовыми поручениями среди младших дошкольников.

Цель исследования: изучение особенностей как одной из форм организации трудовой деятельности дошкольников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования.

2. Определить роль поручений и их особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать современные образовательные программы по разделу трудовое воспитание.

4. Выявить условия организации и методику руководства поручениями.

Работа состоит из двух глав, носит теоретический характер. В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста, рассматривается роль поручений в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, через организацию трудовых поручений, в которых выделены особенности трудовой деятельности. Во второй главе отражена система педагогической работы по организации поручений с детьми дошкольниками детского сада, анализируя современные образовательные программы, в разделе трудовое воспитание, определены условия для организации трудовой деятельности в ДОУ и методика руководства трудовыми поручениями с детьми дошкольного возраста. Представлены выводы по изучаемой теме, в приложении предоставлены Таблицы с различными задачами трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Теоретические методы исследования; анализ, сравнение, систематизация, обобщение материала на основе изучения педагогической и методической литературы.

Наши рекомендации