Чек как средство международных расчетов.
Чек
Как и вексель, чек является ценной бумагой. Чеки активно используются при международных расчётах (в аккредитивных и инкассовых операциях).
В частности, по внешнеторговой сделке покупатель может рассчитаться с продавцом чеком, плательщиком по которому выступает банк покупателя, с которым у покупателя заключён чековый договор.
Предпосылками (условиями) для расчёта посредством чеков являются следующие обстоятельства:
1)наличие чекового договора между выдавшим чек лицом (чекодателем) и его банком
2) наличие на счёте чекодателя денежных средств, т.е. покрытия
Однако, даже при отсутствии денежных средств на счёте чекодателя банк по договору с последним может кредитовать его
3) наличие должнымобразом оформленного и предъявленного в срок чека
4) наличие корреспондентских отношений между банком чекодателя и банком продавца.
Чтобы выданный в одной стране чек признавался в другой стране, между государствами в 1931 году была заключена Женевская конвенция, устанавливающая Единый чековый закон (ЕЧЗ) . В 1932 году была принята другая Женевская конвенция о разрешении коллизий национальных Законов в отношении чеков.
В этих Конвенциях участвует большинство европейских стран, а также США иВеликобритания.
Ни СССР, ни Россия не присоединились к этим Конвенциям. Однако российское законодательство (в частности, положения гл.46 ГК РФ и Положение о безналичных расчётах 2002 года) соответствуют положениям Женевских конвенций.
В частности, согласно ЕЧЗ чек должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование «чек», включённое в сам текст документа
2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить сумму чека
3) наименование плательщика
4) указание на место платежа
5) указание даты и места составления чека
6) подпись чекодателя.
7) российское законодательство содержит ещё один дополнительный реквизит - указание валюты платежа (ст.878 ГК РФ).
Сроки
• согласно ЕЧЗ - чек должен быть предъявлен к платежу в течение 8 дней
• чек, который оплачивается в другой стране, должен быть предъявлен к платежу в течение 20 дней
• если место составления чека и место платежа находятся в разных частях света (на разных континентах) - чек должен быть предъявлен к платежу в течение 70 дней
• согласно российскому законодательству чек должен быть предъявлен к платежу в течение 20 дней (п.2 Положения о безналичных расчётах 2002 года)
Однако российское законодательство не содержит положений о сроке платежа, если чек выдан в другой стране - практика (комментарий к ГК РФ под ред. Садикова) придерживается следующего мнения: если чек выписан в другой стране, то по аналогии с ЕЧЗ он должен быть оплачен в течение 20 дней. Однако данное правило применяется только, если чек выписан в странах СНГ. Если чек выписан или подлежит оплате в иных странах, срок платежа по нему составляет 70 дней.
«50» Авторские права в МЧП.
Авторское право – совокупность правовых норм, которые регулируют порядок использования произведения литературы науки и искусства. Объекты – объекты литературы, науки, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.
Исключительные права имеют личный неимущественный и имущественный характер.
Субъекты – лица, обладающие исключительными правами на произведения и их наследники. Личные права принадлежат автору независимо от имущественных и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом, при условии, что произведение автора иностранца было обнародовано на территории этого государства и ранее не обнародовалось за границей.
Предоставление национального режима на условиях материальной взаимности. Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона, признаются и охраняются на территории РФ только при наличии международного соглашения на условиях взаимности. В отношении произведений иностранных авторов, созданных и изданных за границей, действуют два режима в РФ:
1)
· охраняемые произведения – произведения, опубликованные в РФ или за границей после 27 мая 1973 года и подпадающие под действие Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 года (дата вступления Конвенции для РФ).
· произведения, впервые опубликованные после 13 марта 1995 года и подпадающие под действие Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» 1886 года
· все произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ о взаимном признании и защите авторских прав
2) неохраняемые произведения, не подпадающие под вышеуказанные конвенции и договоры. Авторы неохраняемых произведений в праве претендовать на защиту своих прав и на уплату вознаграждения за опубликование их произведений в РФ.
Различные документы устанавливают разные сроки охраны авторских прав. в соответствие с ГК – жизнь автора + 70 лет после его смерти, по Бернской Конвенции – 50 лет, по Всемирной Конвенции – 25 лет.
Всемирная конвенция устанавливает льготы по охране авторского права для развивающихся государств, произведение иностранного автора может спокойно использоваться в течение 10 лет после опубликования произведения.
Обе конвенции исходят из принципа национального режима, то есть произведения граждан любого государства участника конвенции пользуются в каждом другом государстве охраной, которое государство предоставляет произведению впервые опубликованному на его территории. Ни одна конвенция и договоры не включает конкретный перечень охраняемых авторских прав
«51» Смежные права в МЧП.
Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией созданных произведений – смежные права. Известны не всем правовым системам – в странах общего права нет. Все международные конвенции в области защиты авторских прав посвящены защите только прав авторов произведений.
Работа артистов исполнителей, производителей фонограмм и иных лиц качественно отличается от работы автора, их права не идентичны авторским.
Заслуга в принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям стран Западной Европы. В 1961 году в Риме принята Конвенция «Об охране интересов артистов исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций». Вступила в силу только в 1964 году. РФ в ней не участвует.
Национальный режим предоставляется следующим субъектам:
· артистам исполнителям в отношении исполнений сделанных и впервые, зафиксированных на территории государства участника конвенции
· производители фонограмм, в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпушены в свет на территории государства и участника конвенции – радиовещательные станции, имеющие штаб квартиру за рубежом, в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на территории государства участника конвенции
Объем защиты смежных прав определяется по национальному закону того государства, где запрашивается защита. Римская Конвенция применяется к иностранным обладателям смежных прав, то есть условие применения положений конвенции – присутствие в правоотношении иностранного субъекта.
Минимальный уровень охраны смежных прав – минимальный срок охраны – 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором смежные права возникли. Конвенция подчеркивает, что государства в праве заключать двусторонние соглашения, направленные на усиление охраны смежных прав.
Для России международные договоры:
ЖК об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года (для РФ с 13 марта 1995). Изготовители фонограмм защищаются от производства копий, выпускаемых без их согласия, а также от импорта таких копий, при условии, что производство и ввоз фонограмм осуществляется в целях широкого распространения среди населения. Непосредственные методы охраны должны быть установлены в национальном законе государства участника. Срок охраны прав изготовителей – по праву государства, где запрашивается защита, но не менее 20 лет.
Конвенция предусматривает возможность выдачи принудительной лицензии на воспроизведение фонограмм в научных целях.
Брюссельская Конвенция о распространении несущих программ и сигналов, передаваемых через спутники 1974 года (для РФ с 13.11.1988 года). Направлена на защиту прав артистов, исполнителей и изготовителей фонограмм от пиратского использования. Согласно Конвенции каждое государство участник принимает на себя обязательство обеспечивать предотвращение такого распространения на своей территории программ, в случае если сигналы, передающие эти программы являются несанкционированными.
«52» Охрана объектов промышленной собственности.
Изначально права изобретателей регулировались нормами МП, особо подчеркивался территориальный характер защиты этих прав. Территориальный характер защиты прав связан с тем что любой объект промышленной собственности регистрируется на территории отдельного государства, документы не имеют экстерриториального характера. Для подтверждения и приобретения права в другом государстве требуется получение нового охранного документа в этом иностранном государстве.
Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 год ( в ред. Стокгольмского акта 1967 года). Конвенция не направлена на преодоление территориального принципа защиты прав, а устанавливает принцип независимости регистрации и охранных документов. Конвенция закрепляет создание союза по охране промышленной собственности.Все субъекты стран союза имеют право на предоставление национального режима на территории любого государства члена.
Правила о приоритете. Согласно им, лицо, подавшее заявку на регистрацию в любой из стран Парижского союза имеет преимущественное право на регистрацию этого же объекта в любой другой стране союза. Дополнительно содержится правило об охране товарных знаков – охрана общеизвестных ТЗ без специальной регистрации. Без регистрации признаются и охраняются во всех странах союза фирменные наименования.
Договор о патентной кооперации 19.06.1970 года (в ред. 1984) - условие участия в данном договоре – участие в Парижской Конвенции
«53»Патентование. Правила подачи и последствия международной заявки.
Любая, правильно оформленная, международная заявка имеет силу национальной заявки в каждом указанном в ней государстве. Для подтверждения права на патент осуществляется процедура установления соответствия изобретения критериям патентоспособности. Данную процедуру осуществляет Международное Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности. При принятии положительного решения заявка рассылается в каждое из ведомств государств, указанных в заявке. Они проводят самостоятельную экспертизу и выносят решение о выдаче патента, либо об отказе.
Евразийская Патентная Конвенция 09.09.1994 года (10 государств и в рамках СНГ) – учреждает евразийскую патентную организацию и определяет правила получения евразийского патента. Правом на подачу заявление на патент обладает изобретатель или его правопреемник вне зависимости от принадлежности к гражданству государства участника. Решение принимает организация и при выдаче патента он действует на территории всех государств участников Конвенции.
Соглашение о международной регистрации промышленных образцов 02.07.1999 года. Заявка может быть подана либо через национальное ведомство государства участника, либо непосредственно в само бюро Всемирной организации по интеллектуальной собственности. Бюро проводит экспертизу и в случае соответствия промышленный образец регистрируется в международном реестре. Срок охраны – 5 лет с момента регистрации с правом продления.
Соглашение о международной регистрации знаков 14.04.1891 года. Требуется подача заявки, охрана знаков осуществляется на территории всех государств участников соглашения, за исключением тех государств, которые при присоединении к соглашению сделали специальное заявление об охране. Срок действия регистрации знака 20 лет.
Договор о регистрации товарных знаков 1973 года. Международная регистрация знаков через Международное Бюро Всемирной организации.
Патентование российских объектов за рубежом – самостоятельно.
Парижская конвенция не предусматривает создания единого охранного документа, который действовал бы одновременно в нескольких странах.
Получение единого патента предусмотрено в рамках Европейского Союза в соответствии с Мюнхенским договором 1971 года. Россия не участвует в данном Договоре.
В 1994 году страны СНГ заключили Евразийскую патентную конвенцию. Её участниками являются все страны СНГ, кроме Узбекистана.
В соответствии с данной Конвенцией граждане государств СНГ вправе подавать заявки на изобретения в Евразийское патентное ведомство, которое проводит экспертизу объекта (оценивая его по критерию новизны, ведёт патентный поиск) и выдаёт так называемый «евразийский патент», действующий одновременно во всех государствах-участниках Конвенции с даты его публикации.
Государствам-участникам Конвенции предоставлено право сохранять свои национальные патентные системы (т.е. гражданин, имеющий евразийский патент, вправе трансформировать его в свой национальный патент).
В 1970 году был заключён Договор о патентной кооперации. В соответствии с этим Договором граждане и юридические лица, желающие получить патент одновременно в нескольких государствах, вправе составить так называемую «международную заявку» (в ней указывается перечень стран, в которых они желают получить патент или другой охранный документ).
Международная заявка направляется в национальное патентное ведомство, которое передаёт её в специально созданный при ней поисковый орган. Поисковый орган проводит международный поиск, т.е. предварительную экспертизу объекта на предмет его охраноспособности (для этого он связывается с национальными патентными ведомствами соответствующих стран для определения новизны объекта). После этого поисковый орган составляет отчёт и направляет его в национальное патентное ведомство соответствующей страны, которое самостоятельно решает вопрос о выдаче патента (как правило, без повторной проверки).
В 1891 году было заключено Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. В соответствии с данным Соглашением лицо, желающее получить охрану в нескольких государствах, вправе составить международную заявку и направит её в Международное бюро. В заявке следует указать страны, в которых лицо желает зарегистрировать свой знак. Международное бюро проводит экспертизу товарного знака и - если установит, что знак может охраняться в нескольких странах - производит международную регистрацию. С этого момента знак получает правовую охрану во всех государствах, указанных в заявке.
Обычно за патентование изобретения лицо должно уплачивать соответствующие пошлины и сборы в соответствующих государствах, а также специальные сборы уплачиваются за поддержание патента в силе.
«59»Международное частное трудовое право.
Трудовое право является частно-публичной отраслью права, поскольку множество норм являются публичноправовым, в нашем ТП их большинство – императивная регламентация рабочего времени, времени отдыха, отпусков, МРОТ.
Однако за рубежом ТП, осложнённое иностранным элементом, традиционно включалось в предмет МЧП. Дело в том, что в большинстве европейских государств вообще нет трудовых кодексов. Точнее, они есть, но они регулируют только публичноправовые аспекты. Что же касается самого трудового договора, то в европейских странах он регулируется гражданским законодательством.
В России международное частное трудовое право является одним из институтов МЧП. Однако в отличие от зарубежных стран ни советское, ни новое российское ТП не содержало и не содержит коллизионных норм.Российское законодательство исходит из того, что трудовые отношения с иностранным элементом, всегда регулируются законом страны труда.
В соответствии со ст.11 нового ТК 2003 труд иностранных граждан в России, а также российских граждан у иностранных работодателей в России, а также труд всех граждан на совместных предприятиях в России регулируется нормативными актами России – т.е. применяется закон места нахождения работ. В отличие от права иностранных государств, российское законодательство не предусматривает возможность для сторон трудового договора выбирать применимое к договору национальное право. Однако из этого правила есть 2 исключения: 1) ст.416 КТМ – трудовые отношения членов экипажа регулируются законом флага судна, если иное не установлено соглашением сторон (т.е. соглашения между конкретным членом экипажа и собственником судна - работодателем); 2) договор о правовой помощи с Польшей 1996г. предусматривает возможность для российских и польских граждан, работающих на территории Польши и России, выбирать при заключении трудовых договоров применимое к этим договорам право. В комментариях к ГК РФ, в учебной литературе по МЧП получает поддержку тот подход, что в принципе раздел 6 части 3 ГК РФ (МЧП) должен применяться не только к гражданским, но и к трудовым отношениям, осложнённым иностранным элементом. В принципе ТК России не содержит императивной нормы, запрещающей регулирование трудовых отношений иностранным правом. Важно то, чтобы иностранное трудовое право, избранное сторонами трудового договора, не противоречило императивным нормам российского трудового законодательства.
Из закона места выполнения работы имеются исключения:
1. труд членов экипажа морского судна регулируется законом флага судна.
2. труд работников международных организаций регулируется по общему правилу внутренними правилами самой организации. Национальное трудовое право практически никогда не применяется.
3. труд дипломатических агентов и консульских должностных лиц регулируется правом того государства, которому принадлежит посольство или консульство. Однако при определении режима рабочего времени всегда учитывается национальное трудовое законодательство в отношении выходных и праздничных дней и т.д.
Отсутствие в российском законодательстве коллизионных норм по вопросам труда компенсируется тем, что множество аспектов труда иностранных граждан в России регулируется международными соглашениями. В рамках международной организации труда было принято около 150 конвенций. В 50 из них участвует Россия. Эти конвенции в основном направлены на защиту трудовых прав наименее защищённых категорий трудящихся. Это женщины, подростки, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы.
Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться вследствие возникновения трудовых правоотношений либо на основании положений нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.
В первом случае труд российских граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т.д.).
Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся.
От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки.
За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в России. За время пребывания в командировке работнику должны выплачиваться суточные.
Специалисты направляются за границу для оказания технического содействия в соответствии с контрактами,заключаемыми внешнеэкономическими объединениями и другими организациями с организациями и фирмами других стран. Контракты заключаются во исполнение межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве. В контрактах обычно предусматривается, что организация развивающейся страны, именуемая заказчиком, возмещает российской организации за работу ее специалистов месячные ставки в размере, определяемом в контракте.
Предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, -а с другой — принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). ФМС России в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Совета Министров от 1 марта 1993 г. была призвана разрабатывать совместные с иностранными фирмами и компаниями проекты и программы по вопросам трудовой миграции российских граждан за границу. Эта служба призвана содействовать гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, учет и контроль за соблюдением условий их трудовых контрактов. Как уже отмечалось выше, ее функции в 2000 году были возложены на соответствующее министерство.
Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений).
Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами — гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.
Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.
К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев — граждан других государств.
«60» Прав регулир привлечения и использования ин раб силы в РФ.
В рамках ЕС действует Европ. конвенция о соц. обесп-ии 1972г., по к-ой для получения соц. пособий треб-ся стаж работы в стране пребывания сроком не менее 6 мес, а для получения пенсии по старости 5 летний стаж. Положея Конвенции носят в осн. рамочный характер, т. е. реш-е вопросов выплаты иностранцам из гос-в ЕС пособий по безработице, старости и т. д. зависит от последующих соглашений м/у гос-вами.
Право на получение пенсий и соц. пособий возникает т. после опр. периода времени в данной стране: пенс. фонды выплачивают пенсии из отчислений от работающих гр-н, к-ые впоследствии сами будут получать пенсии от отчислений молодых. В России согласно ФЗ «О труд. пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. постоянно проживающие в РФ иностранцы, имеют право на труд. пенсию наравне с гр-нами РФ, за искл. случаев, уст-ых з-ном или МД РФ. Т.е. ин-цы д. достичь опр. возраста (60 лет для М и 55 лет для Ж) и иметь не менее 5 лет страхового стажа.
При этом в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на тер-ии РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенс. фонд РФ. Периоды работы, к-ые выполнялись за пределами тер-ии РФ, включ-ся в страховой стаж в случаях, предусм-ых зак-вом РФ или МД РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенс. фонд РФ. Согласно ФЗ «Об основах соц. обслуживания насел-я в РФ» от 10.12.95 г. постоянно проживающие в РФ ин. гр-не имеют равные с гр-нами РФ права на соц. обслуживание, если иное не уст-но МД РФ. В соотв. с Пост-ем Прав-ва РФ от 4.09.95 г. ин-цам, в т.ч. беженцам выплачиваются пособия на детей. Ряд высокоразвитых стран Западной Европы и США предоставляют иностранцам «пособия по бедности».
РФ предпр-ет меры для защиты пенс. прав своих гр-н за рубежом: в соотв. с ФЗ «О выплате пенсий гр-нам, выезжающим на постоянное жит-во за пределы РФ» от 6.03.2001 г. рос. пенсионерам перед отъездом за рубеж на постоянное жит-во по их желанию выплач-ся суммы назнач-ых гос. пенсий в рос.рублях за 6 мес. вперед. Сумма пенсии или ее части м. также выплач-ся на тер-ии РФ в рублях по доверенности или зачисляться на счет пенсионера в банке либо м. переводиться за границу в ин. валюте по курсу рубля, уст-му ЦБ РФ.
В соотв. с Соглаш-ем СНГ о сотруднич-ве в области труд. миграции и соц. защиты трудящихся-мигрантов 1994г. гос-ва-уч-ки договорились взаимно признавать трудовой стаж, постановили, что трудящиеся-мигранты (лица, постоянно проживающее на тер-ии одного гос-ва, но работающие в другом гос-ве) пользуются соц. страх-ем и соц. обеспечением (кроме пенс-го) в соотв. с действующим на тер-ии страны трудоуст-ва зак-вом.Их мед. обслуживание осущ-ся за счет раб-ля страны трудоустройства на одинаковом Ур-не с ее гр-нами.
В соотв. с Соглаш-ем о гарантиях прав гр-н гос-в-уч-ков СНГ в области пенс.обеспеч-я 1992 г. Назнач-е пенсий гр-нам гос-в-уч-ков Соглаш-я произв-ся по месту жит-ва. Для установл-я права на пенсию гр-нам гос-в-уч-ков Соглаш-я учит-ся трудовой стаж, приобретенный на тер-ии любого из этих гос-в, а также на тер-ии бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглаш-я. Все расходы, связ-ые с осущ-ем пенс. обесп-я по Соглаш-ю, несет гос-во, предоставляющее обеспеч-е.
«63»Правовое регулирование брачно-семейных отношений в МЧП. Хромающие браки. Консульские браки.
В МЧП брак является предметом анализа, если он осложнён иностранным элементом:
1) брак на территории России, но один из супругов или оба супруга являются иностранными гражданами;
2) брак заключается за рубежом, и в России ставится вопрос о его признании; не имеет значения, заключается ли он между иностранцами или с участием российских граждан;
1. Российское законодательство следует континентальноправовой модели регулирования заключения брака в МЧП. Суть этой модели: форма и порядок заключения брака регулируются законом места заключения брака, это означает, что браки, заключаемые в России, в том числе, когда оба супруга являются иностранцами, обязательно должны регистрироваться в ЗАГСе в соответствии с СК РФ. При чём это правило не отменяет даже то обстоятельство, что в соответствующем иностранном государстве, из которого происходит супруг, принята иная форма регистрации брака.
2. Условия для вступления в брак для каждого из лиц, вступающих в брак, определяются по закону гражданства данного лица. Соответственно для российского гражданина (гражданки) условиями для вступления в брак являются достижение брачного возраста и взаимное согласие. Для иностранного гражданина условия для вступления в брак определяются иностранным законодательством. Согласно иностранному праву к условиям для вступления в брак относятся:
1) в большинстве стран – взаимное согласие супругов, за исключением некоторых государств арабского Востока, где женщина может быть выдана замуж без её согласия;
2) достижение брачного возраста (он различен, в большинстве стран это 18 лет, но в ряде европейских стран и штатов США это более высокий возраст – 20, 22, 24года; в некоторых государствах он существенно ниже 18 лет – поэтому когда законодательство иностранного государства устанавливает слишком низкий брачный возраст, то может быть поставлен вопрос о противоречии данного иностранного права публичному порядку в России).
3) согласие родителей (в европейских странах и США в случае недостижения лицом брачного возраста), например, во многих штатах США брачный возраст составляет 18 лет, но возможно заключить брак с 16летнего возраста, но с согласия родителей. Такая же норма существует во Франции.
4) согласие мэра или другого аналогичного органа (в некоторых европейских странах и в большинстве штатов США).
5) по законодательству некоторых стран женщина не может выйти замуж в течение так называемого траурного срока, который должен пройти после смерти мужа или развода. В Японии он составляет 300 дней. Этот срок необходим для того, чтобы исключить возможные споры об отцовстве, поэтому он применяется только по отношению к женщинам.
6) отсутствие болезней, которые предусмотрены законодательством – СПИД, венерические заболевания.
В странах арабского востока и во всех странах, где действует консервативный ислам, не допускается заключение браков мусульман с немусульманами.
Согласно российскому законодательству браки с иностранцами регулируются следующим образом:
ü Форма и порядок по законодательству России,
ü Условия по закону гражданства для каждого из вступающих в брак,
ü Препятствия для вступления в брак всегда определяются законодательством России для обоих супругов.
Отсюда можно заключить, что если право иностранного государства допускает заключение брака с лицом, уже состоящим в браке (т.е. заключение полигамного брака), то в России такой брак соответствующий иностранный гражданин заключить не сможет, поскольку одним из препятствий для вступления в брак по российскому законодательству является наличие другого действительного не расторгнутого брака.
Признание в России браков, заключённых за рубежом.
В соответствии со ст.158 СК все браки, заключённые за рубежом, можно подразделить на 2 группы: 1) браки с участием граждан России, 2) браки без участия граждан России.
Браки с участием граждан России признаются в России действительными при наличии двух условий:
ü При заключении брака было соблюдено законодательство иностранного государства, в том числе иностранный суд правильно применил коллизионные нормы,
ü Должны отсутствовать препятствия для вступления в брак по российскому законодательству (ст.14 СК).
Если законодатель иностранного государства предусматривает церковную законную форму вступления в брак или допускает брак по мусульманскому обряду, то в России будет считаться находящимся в браке.
При заключении брака за рубежом условия вступления в брак для российского гражданина будут определяться так, как это предусматривает коллизионное законодательство иностранного государства. В большинстве стран условия для вступления в брак определяют по личному закону вступающего в брак лица. Поэтому в тех странах, в которых личным законом считается закон гражданства, условия для вступления в брак для российского гражданина будут определяться по российскому праву. В тех странах, в которых личным законом является закон постоянного места жительства, условия для вступления в брак для российского гражданина, не обязательно будут определяться российским правом. В тех странах, где условия для вступления в брак определяются по закону места заключения брака, регистрирующий орган вообще не будет обращаться к российскому праву, а будет применять законодательство место заключения брака. Например, браки, заключаемые российскими гражданами на территории США и в отношении формы, и в отношении условий полностью подчиняются законодательству конкретного штата. Если право соответствующего штата предусматривает брачный возраст 21 год, то российский гражданин не сможет заключить брак, не достигнув этого возраста, хотя по российскому праву он может вступать в брак с 18 лет.
Поскольку препятствия для вступления в брак за рубежом всегда определяются по российскому праву, то российский гражданин не сможет заключить полигамный брак за рубежом, даже если это допускается правом иностранного государства. В противном случае данный брак будет «хромающим», т.е. он будет признаваться в иностранном государстве, но не будет признаваться в России. Вопрос о признании такого брака в третьих странах будет решаться на основании законодательства соответствующей страны.
Браки, заключённые за рубежом без участия граждан России, всегда признаются в России при наличии одного условия – при их заключении было соблюдено законодательства иностранного государства (соблюдения препятствия по российскому праву не требуется).
В силу ст.158 СК в России должны признаваться и полигамные браки, заключённые за рубежом. Фактически в России проживают полигамные семьи, заключившие браки за рубежом. Однако проблемы с такими браками у российских государственных органов и общественности начинаются следующие ситуации:
1) при возникновении какого-то спора между супругами (развод, раздел совместно нажитого имущества);
2) при возникновении споров о детях,
3) при возникновении наследственных правоотношений, когда умирает 1 из супругов,
4) при регулировании жилищных правоотношений, определении жилищных прав и обязанностей.
Поскольку российское гражданское, семейное, жилищное, наследственное законодательство исходит из концепции моногамного брака, то соответствующие споры с участием полигамной семьи на основе российского законодательства разрешены быть не могут. Например, раздел 6 ГК (наследственное право) в случае смерти супруга предполагает существование другого единственного супруга, а не супругов, и определяет наследственную долю только для одного пережившего супруга. Поэтому в случае возникновения соответствующих споров и предъявления исков в российские суды у суда не остаётся другого выхода, как только обратиться к концепции публичного порядка и признать полигамные браки не существующими с точки зрения российского права как противоречащими основополагающим принципам права и российской морали.
Что касается однополых браков, заключаемых за рубежом, они не могут признаваться в России как с точки зрения доктрины публичного порядка, так и с точки зрения доктрины квалификации: понятие брак по ст.158 СК должно толковаться всегда по российскому паву, а согласно СК РФ брак – это союз мужчины и женщины, соответственно однополые браки не охватываются объёмом тех коллизионных норм, которые содержатся в ст.158 СК. Иными словами, российское законодательство на даёт никакой правовой квалификации однополым бракам, т.е. это явление, которое с точки зрения российского закона является юридически не существующим.
Консульские браки.
Это браки, заключённые в консульстве или консульском отделе посольства иностранного государства.
Условия для заключения консульского брака. В консульстве регистрируются только браки между гражданами того государства, к которому принадлежит консульство или посольство. Например, граждане Великобритании, находящиеся на территории г.Екатеринбурга, вправе зарегистрировать свой брак как в