Изменение формы государственного единства в период перестройки (1985-1991).
Децентрализация СССР. Политика перестройки по вопросу о форме государственного единства выражалась в идеи децентрализации СССР. Предполагалось, что союзным республикам будут предоставлены более широкие экономические и политические права. Однако события вышли за рамки представлений центра, и стали развиваться под воздействием общественно-политической ситуации. Единство СССР в большой мере опиралось на единство правящей партии. Однако, последовавший кризис КПСС, ее раскол, отстранение от власти позволили открыть дорогу для проникновения в республики идей национализма и сепаратизма. Другой важнейшей опорой государственного единства СССР являлись плановая экономика и централизованное распределение материально-технических ресурсов. Переход к рыночным принципам организации экономики разрушал экономический фундамент существовавших политических отношений. Всё это усложнялось надвигающимся социальным крахом, связанным с изменениями общественного и государственного строя. В таких условиях в республиках крепнет убеждение, что они смогут сами более эффективно решать свои проблемы. Начался "парад суверенитетов". Республики принимают декларации о независимости. Понимая, что в новых условиях использование старых форм и методов не может принести положительных результатов, руководство СССР предпринимает попытки создать новую правовую основу существования Союза. В результате напряженной работы в Ново-Огареве был согласован проект Договора о Союзе суверенных государств, который был опубликован и направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР.
Дальнейшая суверенизация республик.В составе СССР РСФСР занимала особое место. Россия являлась самой крупной и экономически мощной среди союзных республик. Поэтому значительная часть предприятий и учреждений, находившихся на ее территории, имела общесоюзное значение и была в ведении СССР. Фактически государственность России растворилась в органах Союза, которые традиционно решали все российские вопросы напрямую, минуя российские ведомства. В 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию "О государственном суверенитете РСФСР". Она существенно ослабляла СССР как федеративное государство, вносила конфедеративные черты. Одновременно децентралистские тенденции не могли не затронуть саму Россию, которая являлась сложным федеративным образованием. Вначале о суверенитете заявляют российские автономии (1990 г. – Саха, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай и Хакасия стали республиками).
Выход отдельных союзных республик из состава СССР. Если первоначально акты о суверенитете союзных республик не затрагивали факт вхождения в СССР, то по мере ослабления Союза и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма - движения за выход из состава Союзного государства. Первой в борьбу за независимость весной 1990 г. включилась Прибалтика, а остальные повторили ее путь.
Референдум о судьбе Союза. В связи с поднявшейся волной сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство страны решает провести 17 марта 1991 г. референдум по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. Большинство населения страны высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство Союза, потеряло механизмы воздействия на республики и процесс распада СССР продолжался.
Августовские события1991 г.явились последней организованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.
Создание СНГ. Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик — Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Соглашение предусматривало роспуск СССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. Это Соглашение подтолкнуло другие республики присоединиться к процессу роспуска СССР. Конец СССР был положен на встрече президентов 11 республик Союза (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, РФ, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины), состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. Декларация констатировала, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование. Сохранялись только объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным вооружением. Для координации деятельности государств СНГ создавались высшие органы Содружества - Совет глав государств и Совет глав правительств. Ввиду того, что СНГ, не будучи государством, не могло быть и правопреемником государства, правопреемство должны были осуществлять республики. Однако не все правомочия СССР можно было разделить. Поэтому Россия - самая мощная из республик - по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство СССР в той части, которую нельзя или нецелесообразно было делить (право применения ядерного оружия, членство в Совете Безопасности ООН и др.).