Общественный строй в переод сословно-представительной монархии

В формах феодальной поземельной собственности и правовом статусе основных группировок господствующего класса продолжали развиваться тенденции, появившиеся еще в первой половине XVI в. Главе государства (с 1547 г. - царю) принадлежали, как и раньше, дворцовые и чернотягловые (или черносошные) земли. Законодательство этого времени довольно четко (особенно Соборное уложение 1649 г.) определило различие этих форм феодальной собственности: дворцовые земли - собственные земли царя и его семьи; государственные принадлежат ему же, но как главе государства. Дворцовые земли и жившие на них крестьяне эксплуатировались обычными для феодализма способами: на них распространялись повинности в виде барщины или оброка. Черносошные крестьяне платили подати государству, выполняли многочисленные повинности типа дорожной, мостовой и т.д.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (т.е. обычные) и опричные, включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. Некоторые из этих княжат и бояр погибли, иные получили другие земли в неопричных уездах из рук царя как пожалование, под условием верности и службы. Тем самым был не просто нанесен удар по старой феодальной знати, но подорвана ее экономическая основа. Конфискованные земли были розданы служилым людям. Опричнина сделала поместье главной и господствующей формой феодального землевладения, оттеснив на задний план боярскую вотчину. Она же знаменовала и дальнейший этап в развитии феодальной эксплуатации крестьян, привела к росту их повинностей, к сокращению количества земли, находившейся в непосредственном пользовании крестьян.

Весьма существенные изменения происходили и с самими понятиями "вотчина" и "поместье". Вотчинное или поместное землевладение все в меньшей мере свидетельствовало о принадлежности к той или иной группе феодалов, а больше говорило об определенном комплексе прав на землю. Вотчинное землевладение становилось условным (т.е. было связано с обязанностью служить царю). В 1556 г. было принято специальное Уложение о службе, определившие как для вотчинников, так и для помещиков равные обязанности выставлять с имевшейся у них земли определенное (соответствующее размеру и качеству земли) число вооруженных людей (кроме своего личного участия в военной службе). Была произведена повсеместная опись земель, которая должна была дать материал для установления служилых обязанностей феодалов. Ограничивалось право распоряжения старинными вотчинами (прежде всего княжескими, принадлежавшими бывшим князьям). Указ 1551 г. запретил их продавать и сдавать в монастырь (на "помин" души) без ведома царя. Позднее было запрещено их обменивать, давать в приданое. Ограничивалось и право передачи по наследству (наследниками могли быть только прямые потомки мужского рода). Нарушение установленного порядка влекло конфискацию земли в пользу государства, царя. Появилось новое понятие - "жалованная" или "выслуженная" вотчина, т.е. данная непосредственно за службу и под условием службы. Права поместных владельцев в рассматриваемый период постепенно увеличиваются, расширяются. Так, еще в 1618 г. было установлено, что поместья, принадлежавшие лицам, убитым на войне или пропавшим без вести, оставались во владении жен и детей, а при отсутствии таковых передавались "роду и племени" прежних помещиков. Постепенно передача поместной земли по наследству становилась общим явлением. Можно было поменять поместье на вотчину, дать поместье в приданое. Царским указом поместные земли могли переводиться в вотчины.

Другим важным видом земельных владений наряду с вотчиной и поместьем оставалось церковное и монастырское землевладение. Предпринятая в начале XVI в. попытка несколько ограничить рост церковно-монастырского землевладения больших результатов не дала. Громадные земельные владения лиц духовного звания и особенно монастырей продолжали увеличиваться. Им принадлежало до 1/3 всех феодальных владений в стране. В некоторых местностях (например. Владимирской, Тверской) более половины всех земель принадлежало духовенству. Духовенство имело ряд привилегий - не платило податей, не отбывало многих повинностей. Жизнь, честь духовенства защищались повышенными мерами наказания, оно имело привилегии в уголовном процессе.

Городское население. В XVI-XVII вв. наблюдались дальнейший рост городов, развитие торговли, ремесел, кузнечного, медного, оружейного, пушечного дела и т.п. Появились чугунолитейные, железоделательные заводы, стекольные мастерские, бархатные и шелковые мануфактуры и пр. Увеличилась численность городского населения, усилилась его социальная дифференциация. Городская знать имела ряд привилегий: она ведала раскладкой и сбором тягла со всего посадского населения; имела право участвовать в заседаниях Земского собора, избирать земские избы, создававшиеся во многих городах и черносошных волостях. Крупнейшие купцы (гости) могли покупать (по царскому разрешению) земельные владения, получали звания думных дьяков и даже, крайне редко, думных дворян. К середине XVII в. сложилась определенная сословная группа, получившая общее название "посадские люди". Это было городское население, которое включало гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и слободы. К сотням гостиной и суконной принадлежали купцы, обладавшие меньшими капиталами по сравнению с гостями. Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые люди "по прибору" (стрельцы, казаки, пушкари и др.). Стрельцы селились в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и, кроме военного дела, занимались промыслами, торговлей, огородничеством.

Крестьяне. Во второй половине XVI в. - первой половине XVII в. происходил интенсивный процесс дальнейшего закрепощения крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата, создание специальных органов (Разбойный приказ, губные избы) по борьбе с беглыми крестьянами, "лихими" людьми. Судебник 1550 г. повторил статьи Судебника 1497 г. о Юрьеве дне, но увеличил взимавшуюся с крестьян плату за выход. В 1581 г. был принят указ о заповедных летах, практически отменивший действия положения о Юрьеве дне. В 1597 г. издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее чем за 5 лет до издания этого закона. Таким образом, устанавливаются "урочные лета". Писцовые книги, составленные в 80-90-е годы, стали актами крепости крестьян. Оформление крепостной зависимости крестьян вызвало их бурное сопротивление и обострение классовой борьбы, что привело к возникновению первой крестьянской войны в России под руководством И. Болотникова. Ответом на крестьянскую войну было дальнейшее усиление крепостничества. В 1607 г. "урочные лета" были увеличены до 15 лет. Соборное уложение 1649 г. зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян. Были отменены "урочные лета". Беглых крестьян возвращали независимо от срока, прошедшего после их ухода от прежнего владельца, вместе с семьей и всем имуществом ("со всеми их животы, и с хлебом стоячим, и с молоченым"). Закон устанавливает наказание для тех, кто принял и скрыл у себя беглых крестьян.

Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние, характерное для социального положения всего крестьянского сословия.

Статьи Соборного уложения подробнейшим образом определяли права феодалов на крестьян, их труд, имущество, личность, закрепляли полное бесправие, полную зависимость крестьян от произвола господ.

Создание четко отрегулированной системы крепостной зависимости отражало интересы не только феодалов, но и государственной власти, так как позволяло более эффективно вести борьбу с крестьянскими выступлениями, усиливать налоговое бремя, возлагая на помещиков полицейские функции и ответственность за уплату крестьянами государственных податей. Все больше сближались по своему положению с крепостными крестьянами холопы и кабальные люди. Полных холопов в России к концу XVI в. было уже немного. Широкое распространение получило кабальное холопство. Кабала - письменное долговое обязательство, приводившее к потере свободы. Она использовалась для установления фактически крепостной зависимости. В соответствии с кабальным договором должник либо выплачивал проценты, либо погашал эти проценты службой. Еще начиная с Судебника 1550 г. законодательство пыталось оградить от служилой кабалы и превращения в холопа представителей господствующего класса. Об этом сказано в гл. XX Соборного уложения 1649 г. Землевладельцы переводили часть своих холопов и кабальных людей "на землю", и положение переведенных мало чем отличалось от крепостного крестьянства. Наделы холопов и кабальных людей облагались государственным тяглом наряду с крестьянскими дворами.

Наши рекомендации