КСО и социальная защита занятого населения
КСО – это прежде всего социальная защита занятого населения. Современный период российской истории, характеризующийся переходом от плановой формы хозяйствования к рыночным отношениям, выдвинул проблему разработки адекватной социальной политики государства в число первоочередных задач. В п.1 ст.7 Конституции Российской Федерации декларируется: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Процесс становления и развития социальной защиты, стержневой основы государственной социальной политики, должен охватывать все стороны жизнедеятельности человека, учитывать как особенности социально-трудовых отношений, так и проблемы нетрудоспособного населения. «Развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю».
Формирование системы социальной защиты работников становится одним из приоритетов проводимой социальной политики государства. Вместе с тем, во многих современных исследованиях, посвященных социальной стороне жизни общества, социальная защита именно работающего населения незаслуженно игнорируется. Отчасти объяснение данному факту кроется в тексте самой Конституции РФ, в п.2 ст.7 которой направления социальной защиты обозначены так: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Как видно, в Конституции социальная защита работников обозначена схематично, в виде установления минимального размера оплаты труда и отдельных социальных гарантий при реализации некоторых социальных рисков.
Объяснение этому может быть таким. Как известно, Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и основное внимание при разработке социальных статей было обоснованно уделено неработающим гражданам, как наименее защищенной группе общества. Однако применительно к современным экономическим условиям можно утверждать о насущности исследования и развития основных положений социальной защиты экономически активного населения, составляющего более половины всего населения страны.
Социальная защита населения
В современной экономической литературе нет общепринятого определения категории «социальная защита», в соответствии с которым можно было бы представить толкование социально-экономического содержания категории «социальная защита занятого населения». Например, в Экономической энциклопедии под редакцией академика Л.И.Абалкина социальная защита определена как «важная функция государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм»2.
Чересчур общее определение логически подвигает к рассмотрению содержания дефиниции «социальные права человека», а также к уточнению «международных и национальных норм», при этом основная роль в обеспечении социальной защиты отводится к государству, что с учетом рассмотрения численности экономически активного населения является не совсем корректным. Государство вместе с работниками и работодателями должно принимать паритетное участие в создании и развитии системы социальной защиты, особенно в части трудозанятого населения.
Слишком общее определение социальной защиты представлено и в учебно-методическом пособии В.П.Юдина «Социальная защита: понятие, сущность, границы»: «деятельность государства по обеспечению развития личности»3. Добавим, что в данном определении речь идет в большей степени о развитии всей социальной сферы общества, включая образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, нежели о минимизации негативного влияния определенных социальных факторов, на случай реализации которых разрабатывается система социальной защиты.
Некоторые ведущие специалисты в области социального обеспечения дают свои определения категории «социальная защита», наполняя их собственным детализированным представлением. Так, Н.М.Римашевская считает, что «системы социальной защиты – это фактически механизмы, с помощью которых обычно перераспределяются доходы от некоторых «финансирующих» групп общества (как правило, особенно активных) в пользу «получающих» подгрупп, т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных».
При рассмотрении данной трактовки кроме отсутствия конкретизации «групп-доноров», может вызывать вопросы состав «нуждающихся» подгрупп, в который не вошли трудоспособные родители или опекуны, получающие пособия на детей, работники предприятий, пользующиеся льготными ссудами на улучшение жилищных условий, различные категории государственных служащих, в исполнении обязанностей которыми государство заинтересовано не менее, чем в обеспечении полной занятости способного трудиться населения.
Представим определение еще одного ведущего специалиста в области социальной защиты населения В.Д. Роика: «Социальная защита – это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями». В определении В.Д.Роика речь идет о социальной защите именно трудоспособного населения, то есть из него выпадают дети, учащиеся, беженцы, мигранты, пострадавшие от стихийных или техногенных бедствий. Кроме того, «качество трудовой жизни работников» – лишь одна сторона системы социальной защиты, другая сторона – общественная жизнедеятельность человека. Положительна заключительная часть определения, в которой раскрывается механизм социальной защиты трудоспособного населения.
Акцентирование внимания на последствиях реализации социальных рисков, прослеживающееся у В.Д.Роика, обнаруживается и у С.М.Березина, который определяет социально-экономическое содержание категории «социальная защита» как «совокупность институтов и механизмов, призванных поддерживать и обеспечивать приемлемый (сложившийся) уровень жизни населения при наступлении социальных рисков».
Рассмотрим толкования категории «социальная защита», данные авторитетными международными организациями. Так, Организация Объединенных Наций (ООН) трактует социальную защиту следующим образом: «Под социальной защитой в целом понимается комплекс стратегий и программ государственного и частного сектора, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения людей медицинским обслуживанием и жильем». Определение МОТ гласит: социальная защита – это «защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или снижением заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти, обеспечение медицинской помощи и обеспечение субсидий семьям с детьми».
Трактовка ООН включает комплекс социальных программ и государства, и частного сектора, тогда как в определении МОТ источник разработки и осуществления мероприятий по социальной защите назван более широко – общество. Вызывают интерес цели, ради достижения которых призвана функционировать система социальной защиты.
В представлении ООН - это компенсация отсутствия или существенного сокращения трудовых доходов, помощь семьям с детьми, обеспечение людей медицинским обслуживанием и жильем. МОТ полагает, что социальная защита кроме целей, определенных ООН, направлена на прекращение или снижение заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти. Однако МОТ дает перечень социальных рисков, которые могут быть застрахованы, а ООН рассматривает цели социальной защиты более широко, поскольку, например, возникновение проблем с жильем застраховать невозможно.