Тема 4.1. Налог на имущество физических лиц

1. Экономическая сущность налога на имущество физических лиц. Элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые льготы, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты.

Экономическая сущность налога на имущество физических лиц. Элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые льготы, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты.

Налог на имущество физических лиц был введен в действие Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Налог относится к местным налогам, а по способу взимания – к прямым налогам.

Налогоплательщикамиявляются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения.

В настоящее время объектами налогообложения являются:

· жилые дома;

· квартиры;

· дачи;

· гаражи;

· иные строения, сооружения, помещения.

Налоговая база – инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Федеральное законодательство устанавливает интервалы стоимости имущества и размеры ставок, в пределах которых должны находиться устанавливаемые местными властями конкретные ставки.

Ставки налога на имущество физических лиц по федеральному законодательству

Стоимость имущества, руб. Ставка налога, %
До 300 000 До 0,1
От 300 000 до 500 000 От 0,1 до 0,3
Свыше 500 000 От 0,3 до 2,0

От уплаты налога освобождаются:

· Герои Советского Союза, Российские Федерации;

· инвалиды I или II группы, инвалиды с детства;

· участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих и лиц вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ и некоторые другие;

· граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· пенсионеры;

· граждане, выполняющие интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия;

· родители и супруги погибших при исполнении обязанностей военнослужащих и государственных служащих;

· деятели культуры, искусства и народные мастера по сооружениям, строениям и помещениям, используемым исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий;

· собственники жилых строений площадью до 50 кв.м., расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Представительные органы власти местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество физических лиц.

Лица, имеющие право на льготы, должны самостоятельно представить документы, подтверждающие это право. В случае возникновения права на льготу по налогу, они освобождаются от его уплаты начиная с того месяца, в котором возникло такое право. При утрате права на льготу исчисление налога начинается с месяца, следующего за утратой этого права.

При несвоевременном обращении за предоставлением льготы по уплате налога перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. По нескольким объектам налог исчисляется с суммарной инвентаризационной их стоимости. Если по объектам установлены различные ставки налога, то налог исчисляется по каждому объекту.

Налоговые органы вручают гражданам платежные извещения на уплату налога по месту их жительства не позднее 1 августа. Уплата производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию налогоплательщика налог может быть уплачен в полной сумме до 15 сентября.

Вопросы для самоконтроля.

2. Являются ли иностранные граждане плательщиками налога на имущество физических лиц?

3. Назовите объекты обложения налогом на имущество физических лиц.

4. Как определяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц?

5. Что такое инвентаризационная стоимость имущества?

6. Каков порядок определения налогоплательщиков, если имущество находится в совместной собственности, долевой собственности?

7. Имеют ли право законодательные органы регионов вводить ставки налога?

8. Назовите ставки налога на имущество физических лиц.

9. Какими критериями руководствуются при установлении размера ставок?

10. Какие льготы предусмотрены в отношении плательщиков налога на имущество физических лиц?

11. Какими документами подтверждается право на льготу пенсионеров, получающих пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации?

12. Каков порядок предоставления льготы, если право на нее возникло или утрачено в течение года?

13. В течение какого периода органы, регистрирующие недвижимое имущество, обязаны сообщать об этом в налоговые органы?

14. Назовите дату вручения платежного извещения физическому лицу.

15. Каков порядок уплаты налога?

16.

Тема 4.2. Земельный налог

1. Экономическая сущность земельного налога. Элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения (понятие кадастровой стоимости земли), налоговая база, налоговые льготы, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты.

Экономическая сущность земельного налога. Элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения (понятие кадастровой стоимости земли), налоговая база, налоговые льготы, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты.

Введение земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, является новым налоговым механизмом в налогообложении земель. С 1 января 2005 г. организации и физические лица должны платить налог по новым правилам в связи с введением главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на этих территориях.

Представительные (законодательные) органы имеют право:

· определять конкретные ставки налога (в пределах Налогового кодекса Российской Федерации);

· устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения;

· устанавливать размеры не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков;

· устанавливать порядок и сроки уплаты.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются плательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объекты налогообложения – это земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

При налогообложении земли из объектов налогообложения исключают отдельные категории земельных участков.

Земельные участки, не признаваемые объектом налогообложения
Изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ
Ограниченные в обороте, т.е. объекты, которые включены в Список всемирного наследия
Объекты, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
Ограниченные в обороте в пределах лесного фонда  
Ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Кадастровая стоимость земельного участка - это публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Органы, осуществляющие государственную кадастровую оценку земли, определяют кадастровую стоимость каждого земельного участка в связи с тем, что организации и индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащим им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

Для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика в отношении каждого земельного участка. К ним относят героев Советского Союза и Российской Федерации, инвалидов с детства, инвалидов Великой Отечественной войны и других. На подтверждение налогового вычета требуются документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождению земельного участка.

Если земельные участки находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если организация приобретает здание, то к покупателю в этом случае переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, и налоговая база будет определяться пропорционально его доле в праве собственности на этот участок. В другом случае, если здание приобретают несколько физических лиц, налоговая база будет определяться пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.

Налоговым периодом признается календарный год. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом представительные органы муниципального образования вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в процентах от налоговой базы. При этом в Налоговом кодексе Российской Федерации определены максимальные ставки.

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

От уплаты земельного налога освобождаются:

-организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

-организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

- религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям – инвалидам и их родителям;

- организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

- другие.

Наши рекомендации