Государственный строй в Византии
Как и развитие феодальных отношений в Византии, особенностями в данном случае обладает и государственный строй Византийской империи. Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора и присваивался титул «цезаря». Императорская власть в Византии была почитаема. Она опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления, который возглавляется:
1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);
2) с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).
Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:
1) внутренних дел (полиции);
2) иностранных дел;
3) военное;
4) финансовое и др.
Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Отметим, что с VII в. местное управление Византийской империи характеризуется соединением военной и гражданской власти в руках генерал-губернаторов («стратигов»). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей, поэтому велась политика, направленная на раздробление провинций, уменьшение их территории. Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками. В Византии было сильно развито налогообложение:
1) поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;
2) подушная подать;
3) подать с жилищ;
4) налог на париков;
5) принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;
6) принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;
7) поставки продовольствия в крепости;
8) принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.
Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:
1) при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;
2) императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.
Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:
1) наличием многих крупных городских центров;
2) потребность в экономической связи между областями и провинциями;
3) особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;
4) постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.
В поддержку сильной центральной власти выступает в Византии церковь.
Кодификация Юстиниана
Всеобъемлющая систематизация римского права была произведена 528-534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял – римский юрист Трибониан. Кодификация проводилась в несколько этапов.
Кодекс Юстиниана.
1 этап. Подготовка Кодекса была поручена созданной в 528 г комиссии состоявшей из 10 высших должностных лиц и юристов (Трибониан, Феофил). Комиссия должна была собрать воедино императорские конституции (Грегориана, Гермогениана, Феодосия) устранить имеющиеся противоречия. Первый Кодекс был издан в 529г. Однако из-за слишком большого количества нововведений в законодательстве Юстиниана, содержавшихся в «сборнике 50 решений» Кодекса ( об отмене различий между гражданским правом и правом народов, об отмене различий между квиритской и бонитарной собственностью) встал вопрос о создании новой редакции Кодекса.
2 этап. В 534г создана новая комиссия из 5 юристов (Трибониан главный) и 29 декабря 534г новая редакция Кодекса наделяется законной силой. Эта редакция дошла до наших дней. Кодекс состоит из 12 глав по образу законов 12 таблиц .
Книга 1 – вопросы церковного права и христианской теологии.
Книга 2-8 – вопросы частного права
Книга 9-12 – вопросы публичного права.
Книга содержит титулы, титулы содержат фрагменты. В качестве отдельных титулов в Кодексе в хронологическом порядке расположены императорские Конституции.