Органы уголовного суда и уголовный процесс в древнем Риме

Отсутствие формализма, принцип справедливости. Принцип воздаяния = и должного за совершенное преступление. В эпоху принципата – принцип устрашения, начала сословности: сословие благородных исключалось из-под общей юрисдикции уголовных судов, ограничено применение санкции по многим видам преступлений. Осуждали только за убийство собственных родителей. Цели наказания: предупреждение, исправление, безопасность общества, польза государства (на основе греч. филос.). Не влияли на методы наказания.

Особенности: Нет кровной мести. Много разновидностей религиозных преступлений (нарушение межевых знаков, колдовство, похищение или потрава посевов) – наказывались жестоко. Уголовная ответственность животных. Если преступник, изгнанный из города, возвращался, его могли безнаказанно убить. В ранний период не наказывались в уголовном порядке преступления на сексуальной почве: изнасилование, сводничество и т.п. Только частно-правовые иски (из деликта).

Наказания: смертная казнь (по решению царя, впоследствии – высших магистратов с санкции комиций) разными способами; телесные наказания (в т.ч. за воровство); продажа в рабство – за уклонение военной службы, от ценза, за долги (в раннюю респ.); изгнание (посредством интердикта огня и воды) равноценно смертной казни; уничтожение памяти (дом сжечь, имущество отобрать в казну и т.п.); штраф (за деликты).

Провокация– обращение к комициям с прошением о помиловании на смертный приговор консула (впоследствии и на приговоры к штрафу). Апелляция – право обратиться к трибуту с просьбой интерцессировать акт магистрата.

Преступления частного характера = ущемление интересов частного лица, поэтому преследование преступника осуществлялось пострадавшим (поэтому развитая система деликтов). Преступления публичного характера преследовались государством в лице магистратов (в поздний период) – в эпоху республики обвинение в гос.преступлении выдвигало частное лицо.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Источником УП после обычая (usus) было право магистрата налагать наказания (coercio).

Магистрат, которому становилось известно о нарушении порядка, исследовал дело, произносил свое определение по нему (condemnatio). В случае неисполнения последнего применялось право coercio. После 509 г. до РХ у обвиненного появилось право povocatio – обжаловать кондемнацию магистрата в куриатных комициях. С течением времени решение вопроса по существу было отнесено к ведению комиций, а магистрату оставлено право рассматривать вопрос с преюдициальном порядке. До 149 г. до РХ трибуны рассматривали полит.преступления, курульные и плебейские эдилы – преступления на рынке, Верховнй Понтифик судил жрецов. Система уголовных судов вводится законом Кальпурния.

Уголовные дела решались, скорее всего, посредством частно-правового иска legisactiosacramento, возможно inpersonam, и состояли в истребовании денежного штрафа за причиненный вред. Уголовный процесс похож на гражданскоий. Поэтому нет санкций за нематериальный вред преступлений. Судьями выступали комиции, а если они не могли разобраться в сложностях дела – судебные коллегии quaestionesextraordinare. До с.II в. до РХ господствовал инквизиционный процесс. Коллегии и комиции, скорее всего, играют роль следователей – занимаются инквизицией. Право провокации уничтожено Суллой.

В 149 г. до РХ учреждается 1-й суд – по делам о политических преступлениях (взятки, вымогательства должностных лиц, подкуп избирателей), а затем и остальные суды с целью установления санкции и органа ее осуществляющего. Сулла увеличил число преторов, чтобы они предсе­дательствовали в одной из судебных комиссий. В нее входили и присяжные (от 32 до 75). Комиссии судили только особый вид преступлений: дела об убийст­вах, совершенных при помощи оружия или яда; дела о подлоге завещаний, фальшивомонетничеству и т.п.; гос.преступления (оскорбление величия римского народа и т.п.); дела из сексуальных преступлений. С введени­ем экстраординарного процесса и расширением прав принцепсов появляются и другие органы уголовного суда: praefectus urbi (для Рима) и praefectus praetorio для провинций, где они конкурируют с правом уголовного суда наместников провинций.

Процесс в комициях: Магист­рат узнавал о совершившемся преступлении либо сам, либо по жалобе потерпевшей стороны, доводил до сведения по­дозреваемого обвинение и назначал сторонам день явки на комиции для проведения следствия. При необходимости обвиняемый должен был выставить поручителей за то, что он явится, если не выставлял, его сажали под арест. Процесс длился 4 дня, был состя­зательным, стороны перед собранием приводили свои доводы, доказательства и свидетелей. Пока комиции не вынесут обвинительного решения или не приступят к голосова­нию по делу, обвиняемый мог беспрепятственно отпра­виться в изгнание (как в Греции). Решение принималось большинством голосов.

Суд присяжных(quaestiones perpetuae) изменил процедуру. Появляется как отдельная стадия след­ствие, производимое по делу магистратом, который выслушивал стороны и составлял обвинительный акт. Следст­вие начиналось с прений сторон (не обязательно лично), которые обменивались вопросами (= перекрестный допрос) и представляли доказательст­ва своей правоты. После прений председатель приглашал присяжных составить свое мнение. Если присяжные не могли уяснить суть дела, определиться с окончательным решением, то суд, след­ствие повторялись вновь на другой день в том же порядке. Lex Aurelia отменил эту процедуру. Голосование в суде присяжных было тайным. Провокации на него уже не допускались, поэтому они фактически со времен Суллы перестали применяться.

Исполнение решения суда осуществлял претор – председатель суда посредством своего права coertio. В эпоху домината процесс приобрел инквизиционные черты, начинают повсеместно применять пытку, судоговорение становится письменным.

Наши рекомендации