Государственный строй в нач. хх в.

Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. Так, уже в феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию "в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".

В августе 1905 г. были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы; Учреждение Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу. По этим законам Государственная Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения: лиц моложе 25 лет, женщин, военнослужащих, находящихся на действительной службе, учащихся, "бродячих инородцев", неоседлых народов.

Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян-домохозяев. Для первых двух курий был установлен высокий имущественный ценз, третья курия формировалась по сословному принципу. Выборы были многостепенными (наиболее сложными - четырехстепенными - для крестьян).

Съезд уездных землевладельцев должен был избрать 34% выборщиков, съезд городских избирателей - 24%; съезд уполномоченных от волостей и станиц - 42%.

Цензовая система лишала избирательных прав рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию.

Всеобщая забастовка в октябре 1905 г. заставила царя издать Манифест от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", который обещал дать населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; предоставить избирательные права классам населения, лишенным избирательных прав по законам о Думе; расширить права Думы, установив, что никакой закон не может быть принят без одобрения Государственной Думы, и предоставить Думе право контроля за исполнительными органами государства.

19 октября 1905 г. был опубликован другой манифест о преобразовании Совета министров. На Совет министров возлагалось "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления". До этого Совет министров был совещательным органом при императоре и органом координации деятельности министерств. По Указу от 19 октября 1905 г. в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров.

Председатель Совета министров и министры назначались и увольнялись в отставку императором. Император при формировании Совета министров не был связан парламентским большинством, завоеванным той или иной партией. Император сохранял огромные прерогативы в непосредственном руководстве делами государственной обороны, внешней политики. Эти вопросы вносились в Совет министров по указанию императора или по инициативе руководителей этих ведомств.

Манифест от 17 октября 1905 г. содержал обещания конституционного характера. Его содержание дополнял Манифест от 19 октября 1905 г.

В случае реализации положений этих документов в России должна была быть образована законодательная Дума с правом обсуждения бюджета и отчета о его исполнении, с правом контроля за деятельностью правительства, министерств и других исполнительных органов и центральный правительственный орган - Совет министров.

В декабре 1905 г. был подписан и опубликован указ об изменении положения о выборах в Думу.

Указ сохранял принцип выборов Думы по куриям, в основе которых лежали цензовая система и сословный принцип.

Были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 г.

По декабрьскому Закону 1905 г. были избраны I и II Государственные Думы. И классовый, и социальный составы I и II Думы характеризовались большими группами крестьян (121 человек из 440 членов в первой Думе на день ее открытия); служащих, интеллигенции. По своему партийному составу I Государственная Дума состояла из кадетов 179 человек, представителей партии "Союз 17 октября" - 16, трудовиков - 197, социал-демократов - 18 человек. II Государственная Дума имела большую по сравнению с I Думой фракцию социал-демократов - 65 человек, трудовиков - 104, эсеров - 37, кадетов - 99 человек. Таким образом, несмотря на террор, на различные ухищрения и злоупотребления властей во время выборов, II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 г., оказалась еще более левой, более оппозиционной царскому правительству, чем Дума первого созыва.

Важнейшим вопросом, обсуждавшимся как I, так и II Государственной Думой, был аграрный. На повестке дня Думы стояли также законопроекты об отмене смертной казни, о свободе печати, совести, собраний, союзов и др. Из этих проектов был принят только один - об отмене смертной казни (но и он позднее был отклонен Государственным Советом).

Определенным итогом изменений в государственном строе России в годы первой русской революции были утвержденные императором 23 апреля 1906 г. в новой редакции Основные законы Российской империи.

Основные законы подтверждали создание Гос. Думы, реорганизацию Гос. Совета, образование специального, правительственного органа в России - Совета министров. Но Основные законы принимались в условиях спада революции, и царское правительство, формулируя основы государственного строя России, отступило от некоторых своих обещаний, данных в Манифесте от 17 октября 1905 г.

В основном по-прежнему формулировались прерогативы власти монарха: власть управления во всем ее объеме принадлежала императору; он назначал и увольнял председателя Совета министров, министров и других высших должностных лиц; объявлял местности на военном или исключительном положении; объявлял войну и заключал мир, а равно и другие договоры с иностранными государствами; был верховным руководителем всех внешних сношений России с иностранными государствами и т.п. Но согласно ст. 7 царь осуществлял законодательную власть "в единении с Государственным Советом и Государственной Думой".

Государственный Совет и Государственная Дума по Основным законам сохраняли право законодательной инициативы (по всем вопросам, кроме положений Основных законов), сохраняли право запроса. Дума имела право обсуждения и утверждения бюджета (с существенными ограничениями, введенными специальным царским Указом от 8 марта 1906 г.). Дума не имела права уменьшать или изменять его расходную часть по ведомствам военному и военно-морского флота, по расходам на внешние займы, по ведомствам императорского двора, по некоторым статьям, относившимся к министерству внутренних дел, и многое другое.

Изменения, происшедшие в государственном строе России, позволили укрепить свои позиции буржуазии, но ни в коей мере не решали проблем, выдвигаемых трудящимися классами страны. Первая русская революция потерпела поражение. 3 июня 1907 г. царь распустил II Государственную Думу и издал новый избирательный закон по выборам в нее. Издание нового избирательного закона было грубым нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым (даже по ст. 87 Основных законов) царь не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в Основные государственные законы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу.

Новое Положение о выборах серьезно сокращало представительство крестьян в Думе. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в два раза. Крестьянская курия имела лишь 22% общего числа. Еще больше было ограничено представительство рабочих в Думе. Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% общего состава выборщиков. Значительно выросло число выборщиков от землевладельческой курии. Она получила почти половину (49%) всего числа выборщиков.

Новый избирательный закон значительно сократил и до этого очень небольшое представительство от национальных окраин.

Партийный состав III Думы характеризовался наличием большинства помещичье-буржуазных партий. Левое крыло представляли 35 депутатов, из них социал-демократов - 18 человек.

IV Дума, избранная в 1912 г. в обстановке поднимающегося революционного движения, при активном использовании избирательной кампании большевиками, вследствие реакционного избирательного закона и предвыборных махинаций, имела еще большее правое крыло по сравнению с III Думой. Социал-демократическая фракция состояла из 14 депутатов (из них 6 человек - большевики).

Составы III и IV Дум отражали стремление царского правительства лавировать между помещиками-крепостниками и буржуазией. Царское правительство было вынуждено сохранить Думу и использовать ее для этого лавирования.

Наши рекомендации