Статья 37 Сотрудничество с правоохранительными органами

Пункт 1

1. Каждое Государство-участник принимает надлежащие меры для того, чтобы поощрять лиц, которые участвуют или участвовали в совершении какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с настоящей Конвенцией, к предоставлению информации, полезной для компетентных органов в целях расследования и доказывания, и предоставлению фактической, конкретной помощи компетентным органам, которая может способствовать лишению преступников доходов от преступлений и принятию мер по возвращению таких доходов.

а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи

555. Согласно примечаниям к статье 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, давшее взятку, либо являвшееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо добровольно сообщило о даче взятки или посредничестве во взяточничестве органу, имеющему право возбудить уголовное дело (см. Приложение I).

556. В соответствии со статьей 61 Уголовного кодекса Российской Федерации явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступлении, признаются смягчающими обстоятельствами (см. Приложение I).

557. Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрено заключение с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, в котором согласовываются условия его ответственности в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения (Глава 40.1) (см. Приложение I).

b) Комментарии в отношении осуществления статьи

558. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения ссылаясь на статьи 291 и 291.1 и 61 УК, а также Глава 40.1 УПК. Законодательство РФ предусматривает механизмы, поощряющее сотрудничество лиц, участвовавших в совершении преступления, с правоохранительными органами. Одним из таких механизмов является возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве между сторонами обвинения и защиты.

559. С учётом изложенного обозревающие эксперты заключили, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данной статье.

Статья 37 Сотрудничество с правоохранительными органами

Пункт 2

2. Каждое Государство-участник рассматривает вопрос о том, чтобы предусмотреть возможность смягчения, в надлежащих случаях, наказания обвиняемого лица, которое существенным образом сотрудничает в расследовании или уголовном преследовании в связи с каким-либо преступлением, признанным таковым в соответствии с настоящей Конвенцией.

а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи

560. Уголовный кодекс РФ (ст. 61) предусматривает, что явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления, являются смягчающими обстоятельствами, которые учитываются при назначении наказания.

b) Комментарии в отношении осуществления статьи

561. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения ссылаясь на статью 61 УК (см. Приложение I).

562. Обозревающие эксперты заключили, что Российская Федерация приняла и осуществила меры, описанные в данном пункте.

Статья 37 Сотрудничество с правоохранительными органами

Пункт 3

3. Каждое Государство-участник рассматривает вопрос о том, чтобы предусмотреть возможность, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, предоставления иммунитета от уголовного преследования лицу, которое существенным образом сотрудничает в расследовании или уголовном преследовании в связи с каким-либо преступлением, признанным таковым в соответствии с настоящей Конвенцией.

а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи

563. Согласно примечаниям к статье 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, давшее взятку, либо являвшееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо добровольно сообщило о даче взятки или посредничестве во взяточничестве органу, имеющему право возбудить уголовное дело (см. Приложение I).

564. Российская Федерация также отметила, что в примечаниях к статьям 184 УК «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» и 204 УК «Коммерческий подкуп» содержатся условия об освобождении от уголовной ответственности, аналогичные предусмотренным в примечании к статье 291 УК.

565. Кроме того, в соответствии со статьей 75 УК лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

566. УПК России (Глава 40.1) предусматривает возможность заключения с подозреваемым, обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве (по сути являющегося сделкой с правосудием), которое представляет собой соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения.

567. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве регламентирован Главой 40.1 УПК России (см. Приложение I).

b) Комментарии в отношении осуществления статьи

568. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения, сославшись на статьи 290 и 291.1 УК, а также статью 204 УК, статью 184 УК, статю 75 УК и Главу 40.1 УПК.

569. Изложенное свидетельствует о невозможности применения пункта 3 статьи 37 Конвенции лишь к отдельным тяжким или особо тяжким преступлениям коррупционной направленности.

570. Обозревающие эксперты заключили, что Российская Федерация ж целом приняла и осуществила меры, описанные в данном пункте.

Наши рекомендации