Статья 38 Сотрудничество между национальными органами

Подпункт (b)

Каждое Государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться для поощрения, в соответствии с его внутренним законодательством, сотрудничества между, с одной стороны, его публичными органами, а также публичными должностными лицами и, с другой стороны, своими органами, ответственными за расследование и преследование в связи с уголовными преступлениями. Такое сотрудничество может включать:

b) предоставление таким ответственным органам, по соответствующей просьбе, всей необходимой информации.

а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи

586. Положения, предусматривающие направление материалов о наличии признаков преступления, предусмотренного статьей 23 Конвенции, в правоохранительные органы, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно статье 8 указанного Федерального закона при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, уполномоченный орган (Федеральная служба по финансовому мониторингу) направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией (см. Приложение I).

587. Кроме того, положениями о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, замещающими государственные должности, должности федеральной государственной службы, или претендующими на замещение указанных должностей, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 и № 1066 предусмотрено, что при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией (см. Приложение I).

588. Федеральными законами от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрена обязанность государственных органов и должностных лиц предоставлять информацию по запросам правоохранительных органов (см. Приложение I).

b) Комментарии в отношении осуществления статьи

589. Власти Российской Федерации заявили о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения, а именно, привели положения Федеральных законов «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Следственном комитете Российской Федерации», а также отдельных Указов Президента. Упомянутые положения предусматривают обязанность публичных структур самостоятельно предоставлять правоохранительным органам информацию, которая может свидетельствовать о совершении преступления, либо предоставлять информацию по запросу. Кроме этого, закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет возможность органам, которые ёё осуществляют, производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. Отдельные нормы относительно обязанности публичных органов или служащих уведомлять правоохранительные органы о коррупционных деяниях предусмотрены также Федеральным законом «О противодействии коррупции».

590. Эксперты пришли к выводу о включении в полной мере статьи 38 Конвенции во внутреннее законодательство РФ.

Статья 39 Сотрудничество между национальными органами и частным сектором

Пункт 1

1. Каждое Государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться для поощрения, в соответствии с его внутренним законодательством, сотрудничества между национальными следственными органами и органами прокуратуры и организациями частного сектора, в частности финансовыми учреждениями, по вопросам, связанным с совершением преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.

а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи

591. Взаимодействие финансовых учреждений с правоохранительными органами по вопросам, связанным с совершением преступлений, урегулировано Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (см. Приложение I).

592. В данном Федеральном законе содержится перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (статья 6) и установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения о данных операциях (статья 7) (см. Приложение I).

593. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона.

594. Ряд положений данного Федерального закона (требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации) распространяется на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

сделки с недвижимым имуществом;

управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

595. При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что указанные сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

596. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган (Росфинмониторинг) направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

597. Российской Федерацией было также отмечено принятие дополнительных мер по активизации взаимодействия с профессиональными объединениями аудиторов, адвокатов и нотариусов в сфере противодействия коррупции, в частности по информированию компетентных государственных органов о ставших им известными фактах коррупционных правонарушений.

598. По инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. (пункт 13) закреплены положения, обязывающие нотариусов информировать компетентные государственные органы о ставших им известными фактах коррупционных правонарушений.

599. Аудиторской палатой России ведется определенная работа в сфере противодействия коррупции. Разработаны Методические рекомендации по проверке при проведении аудита соблюдения требований нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

600. В программы обучения аудиторов рекомендовано включить данные материалы, а также вопрос о выявлении и оценке информации о подозрении в фактах коррупционных нарушений аудируемых лиц при проведении аудиторских проверок.

601. Советом Аудиторской палаты России 30 ноября 2009 г. принято решение при разработке новых нормативных правовых актов и внесении изменений в действующие документы включать положения, обязывающие аудиторов сообщать в правоохранительные органы о всех фактах коррупционных нарушений, обеспечить выработку эффективных мер взаимодействия Аудиторской палаты России (региональных филиалов и отделений) с органами прокуратуры Российской Федерации, предусмотреть участие представителей органов прокуратуры Российской Федерации в заседаниях Совета и Общего собрания Аудиторской палаты России, на которых они имели бы возможность высказать свои предложения по вопросам совершенствования работы в сфере противодействия коррупции.

602. Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации заявлено о готовности к участию в реализации рекомендаций ГРЕКО.

603. Кроме того, по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации саморегулируемым организациям аудиторов 24 марта 2010 г. направлено информационное письмо по вопросам поощрения аудиторов в случаях информирования ими уполномоченных органов о подозрениях в коррупции и организации соответствующего обучения по данной проблематике.

604. Территориальными органами системы МВД России на постоянной основе проводится работа по укреплению взаимодействия с региональными отделениями Ассоциации юристов России.

605. В октябре 2011 года по решению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции создана Рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействий коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. Кроме того, 21 сентября 2012 г. в рамках Международного инвестиционного форума принята Антикоррупционная хартия российского бизнеса.

606. Российская Федерация также привела практические примеры реализации вышеуказанных мер. В частности, в сети «Интернет» функционируют официальные сайты правоохранительных ведомств, имеющие горячие линии и разделы по приему обращений граждан.

607. Принимается участие в проводимых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными организациями мероприятиях, которые способствуют правовому просвещению граждан. Предметом таких мероприятий служит, как правило, разъяснение порядка реализации положений нового законодательства, проблемы правоприменительной практики, укрепления законности и правопорядка в регионах.

608. Регулярно организуются и проводятся (с участием представителей средств массовой информации и общественных объединений) пресс-конференции, «круглые столы», брифинги, интервью и др., посвященные вопросам противодействия коррупции.

609. Органами прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России широко используются возможности печатных средств массовой информации, телевидения, радиовещания, информационных агентств и Интернет-ресурса. На постоянной основе ведется работа по информированию общественности о проводимых мероприятиях по противодействию коррупции, в том числе о проверках, выявленных нарушениях и принятых мерах по их устранению. В первом полугодии 2011 г. прокуроры 39750 раз выступили в средствах массовой информации по вопросам противодействия коррупции.

610. На официальный Интернет-сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в специальный раздел «Борьба с коррупцией» в первом полугодии 2011 г. поступило 5 354 обращения граждан и организаций.

b) Комментарии в отношении осуществления статьи

611. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. В частности, предоставлена информация о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения об обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или другим имуществом, в случае возникновения подозрений относительно осуществления операции с целью легализации доходов, полученных преступным путём, уведомлять о таких операциях уполномоченный орган в области финансового мониторинга. Такая же обязанность касается адвокатов, нотариусов и предпринимателей, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги. В свою очередь уполномоченный орган при наличии достаточных оснований полагать, что операция осуществлена с целью легализации преступных доходов, должен направить соответствующую информацию в правоохранительные органы. При этом работники уполномоченного органа обязаны обеспечивать сохранность указанной информации. Также российской стороной представлена информация о практическом опыте получения правоохранительными органами уведомлений о фактах коррупционных деяний.

612. Эксперты считают полезнойпредоставленную информацию о конкретных предпринятых в Российской Федерации мерах, направленных на поощрение уведомления о фактах коррупции нотариусами и аудиторами. Несомненно, важным шагом является и создание Рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти.

613. Следует отметить, что вопрос сотрудничества с частным сектором в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, урегулирован довольно эффективно.

614. Проанализировав предоставленную информацию эксперты заключили, что в целом Российская Федерация имплементировала данное положение Конвенции.

Наши рекомендации