Система и виды административных взысканий.
Устанавливая административные взыскания, законодатель в целях предоставления органам административной юрисдикции возможности при вынесении постановления (решения) по делу избрать соответствующую по характеру и степени общественной опасности административного проступка меру взыскания, Кодекс ПМР об административных правонарушениях не только приводит перечень их видов, но и располагает в строго определенном порядке. Такое их расположение принято называть системой административных взысканий.
Статья 23. Виды административных взысканий
1. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
1) предупреждение; 2) штраф;
3) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4) лишение специального права; 5) исправительные работы; 6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Приднестровской Молдавской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства, грубо нарушающих правопорядок.
Административные взыскания, перечисленные в подпунктах 3 - 6 настоящей статьи, могут быть установлены только законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Законодательством Приднестровской Молдавской Республики может быть предусмотрено административное выдворение за пределы Приднестровской Молдавской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.
2. Лицо, совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрены наказания, перечисленные в подпунктах 4 - 6 пункта 1 настоящей статьи, может быть освобождено от этих видов административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред путем возмещения ущерба и (или) выплаты компенсации, соответствующей причиненному ущербу и достаточной с точки зрения потерпевшего, а также с учетом того, что ее размер не может быть меньше назначенного судом, либо уплатило штраф в размерах, предусмотренных статьей 26 настоящего Кодекса, размер которого назначается судом с учетом возмещения ущерба, нанесенного законным интересам, защищаемым настоящим Кодексом.
Настоящая норма не может быть применена только в случаях, прямо оговоренных настоящим Кодексом. Данные виды взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.
Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.
Кара – это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).
Административные взыскания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют будущее поведение.
Взыскания отличаются от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.
Возмездное изъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости товара, выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных взысканий, а все остальные взыскания могут быть только основными. За нарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное взыскания.