Правовые основы государственной и муниципальной службы

Одним из важнейших видов целенаправленной дея­тельности человека, а также общества и государства в це­лом является служба. Это понятие употребляется по-разно­му: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность, и т. д. Служба состоит прежде всего в обеспечении самого уп­равления, осуществлении государственной деятельнос­ти и в социально-культурном обслуживании людей.

С точки зрения современного законодателя, государ­ственная служба Российской Федерации— это профессио­нальная деятельность по обеспечению исполнения полно­мочий государственных органов (ст. 2 Федерального зако­на «Об основах государственной службы РФ»).

Из приведенного определения следует, что:

1) государственная служба представляет собой профес­сиональную деятельность, т. е. деятельность, являю­щуюся для государственного служащего профессио­нальной, и, как правило, она связана с выполнением им в качестве основного вида деятельности специаль­ных должностных полномочий;

2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

3) эта деятельность направлена на обеспечение функ­ционирования государственных органов;

4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т. е. в данном случае оче­виден личностный аспект понятия государственной службы, ибо обязанности принадлежат не государ­ственной службе, не должности, а самому государ­ственному служащему. Закон относит к государственной службе исполнение должностных обязанностей лицами, заменяющими госу­дарственные должности категории «Б» и «В».

Государственная должность — это должность в феде­ральных органах государственной власти, органах госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, которые образу­ются в соответствии с Конституцией РФ. Для государ­ственной должности характерен установленный круг обя­занностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Лицу, занимающему государственную должность, определяется денежное со­держание, а также на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей в соответствии с Законом РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Деятельность государственных служащих проявляет­ся различным образом. В частности, государственные служащие:

1.Реализуют полномочия распорядительного и регули­рующего характера во всех сферах государственного строительства; следовательно, государственная служ­ба — это осуществление функций государства от его имени лицом, занимающим государственную долж­ность государственной службы в государственных органах и их структурных подразделениях.

2.Реализуют юрисдикционные действия, т. е. применя­ют меры государственного принуждения к юридичес­ким и физическим лицам.

3.Осуществляют юридически властные предписания для различных субъектов права в системе управлен­ческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и т. д.).

4.Осуществляют действия, направленные на обеспече­ние и защиту прав и свобод граждан.

5.Совершают организационные действия и материаль­но-технические операции (проводят совещания, кон­ференции, заседания и пр.).

Учитывая то, что деятельность государственных служа­щих образует, изменяет и прекращает правоотношения, мы делаем вывод, что она имеет важные правовые последствия.

Муниципальной службой является профессиональная деятельность служащих на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки муниципальной службы:

во-первых, это особый вид публичной службы, т. е. служба в органах местной публичной власти;

во-вторых, это профессиональная деятельность в орга­нах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержа­ние из местного бюджета;

в-третьих, это должность по исполнению полномочий этих органов, т. е. деятельность, находящаяся в подчине­нии муниципального образования и, наконец, четвертое, это деятельность, организуемая на постоянной основе, т. е. муниципальные служащие осу­ществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно), а выборные должностные лица, на­против, действуют в течение определенного промежутка времени (временно).

Муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления.

Виды государственной службы

Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представи­тельной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются:

—Администрация Президента РФ;

—Аппарат Правительства РФ;

—аппараты палат Федерального Собрания РФ, Кон­ституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Выс­шего Арбитражного Суда РФ,

—Аппарат центральной избирательной комиссии РФ;

—Аппарата счетной палаты Российской Федерации;

—федеральные государственные органы, подведом­ственные Президенту и Правительству Российской Федерации.

Депутаты представительных органов государственной власти и судьи не относятся к служащим федеральной госу­дарственной службы.

Государственная служба субъектов Российской Федера­ции устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта Российской Федерации.

В специальной литературе общепризнано разделение государственной службы на два вида: гражданскую, напри­мер, служба в государственных органах Российской Феде­рации и еесубъектов, в администрации области, и мили­таризованную, например, военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба.


Наши рекомендации