Структура и правовой статус органов государственного управления.

Государственное управление — в широком смысле слова, это управление делами государства, которое осуществля­ется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

В узком смысле слова, государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Государ­ственное управление в узком смысле слова осуществляют органы исполнительной власти: Правительство, министер­ства, государственные комитеты, комитеты, администра­ции краев (областей). Именно они непосредственно ре­шают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями.

Субъектами государственного управления являются госу­дарственные органы и должностные лица, которые наде­лены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управления — это предприя­тия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, которая осуществляется субъектами го­сударственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно - распорядительной.

Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — «исполнительная власть». Это объясняется тем, что Конституция Российской Феде­рации в ст. 10 определила, что государственная власть осу­ществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, таким образом провозгласив принцип разделения властей.

Основными чертами государственного управления являет­ся то, что:

1) государственное управление является организующей деятельностью;

2) государственное управление — деятельность испол­нительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т. е. проведе­ние в жизнь законов и подзаконных актов. Достига­ется эта цель использованием необходимых юриди­чески властных полномочий;

3) государственное управление — исполнительная дея­тельность, осуществляемая в процессе повседневно­го и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-полити­ческим строительством:

Законодательная власть готовит и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполни­тельной власти (в пределах, установленных Конституцией РФ, ст. 101, 103, 114).

На исполнительную власть возложена задача организо­вать практическую реализацию этих законов (ст. 114 Кон­ституции РФ). Полномочия и возможности осуществле­ния исполнительной власти возложены на аппарат госу­дарственного управления во главе с Правительством. Аппарат, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные ми­нистерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федера­ции. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство). Именно это является основанием именовать исполнитель­ную власть исполнительно-распорядительной.

Органы судебной власти, согласно ст. 118 Конститу­ции Российской Федерации, призваны осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция — это контроль за законностью в дея­тельности органов исполнительной власти и ее должно­стных лиц.

Из всего ранее сказанного следует, что исполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судеб­ной властями. Она выражается в деятельности специаль­ных субъектов, наделенных исполнительной компетенци­ей, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

У исполнительной власти есть определенная сфера от­ношений, где она действует, которая включает в себя:

—отношения власти с гражданином;

—хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

—отношения с предприятиями, учреждениями и ины­ми организациями, отношения с трудовыми коллек­тивами этих образований.

Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:

1)исполнительная власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функциони­руют человеческие коллективы;

2)исполнительная власть обладает принудительным ха­рактером, она делает упор на силу — возможность са­мостоятельно осуществлять меры воздействия;

3)предметность — наличие правовых, информацион­ных, технических и организационных ресурсов;

4)исполнительная власть носит организующий ха­рактер.

Целями деятельности исполнительной власти являются, в первую очередь, обеспечение условий, способствующих благополучию граждан, общества и государства, а также создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и сво­бод, для свободной политической, экономической, соци­альной и духовной жизни общества.

Субъектом административного права признается облада­тель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него админист­ративным правом.

Круг таких субъектов многообразен, и главное, что объединяет их — это обладание особым юридическим ка­чеством — административной правоспособностью. Лица и организации, являющиеся субъектами админи­стративного права, при соблюдении установленных адми­нистративно-правовыми нормами условий, могут быть субъектами административно-правовых отношений.

Субъектыадминистративного права становятся субъек­тами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность .

Субъекты админи­стративного права могут быть индивидуальными и коллек­тивными.

К числу индивидуальных субъектов относятся:

—граждане Российской Федерации;

—иностранные граждане и лица без гражданства.

Специфическими индивидуальными субъектами явля­ются должностные лица. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации — государственные и

негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права — это:

—органы исполнительной власти (органы государ­ственного управления);

—государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т. п.);

—структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты админист­ративного права:

· общественные объединения (партии, союзы, обще­ственные движения и т. п.);

· трудовые коллективы;

· органы местного самоуправления;

· коммерческие структуры;

· частные предприятия и учреждения.
Конкретными разновидностями субъектов администра­тивного права являются:

· граждане Российской Федерации;

· иностранные граждане;

· лица без гражданства;

· Президент Российской Федерации; Президенты субъектов Российской Федерации;

· федеральные органы исполнительной власти; орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· государственные служащие; государственные пред­приятия, учреждения и организации;

· негосударственные предприятия; учреждения и орга­низации;

· органы местного самоуправления; муниципальные предприятия; учреждения и организации;

· фонды; общественные объединения; религиозные объединения;

· совместные и иностранные предприятия; учрежде­ния и организации.

Наши рекомендации