Правовые основы государственной и муниципальной службы
Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства в целом является служба. Это понятие употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность, и т. д. Служба состоит прежде всего в обеспечении самого управления, осуществлении государственной деятельности и в социально-культурном обслуживании людей.
С точки зрения современного законодателя, государственная служба Российской Федерации— это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»).
Из приведенного определения следует, что:
1) государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т. е. деятельность, являющуюся для государственного служащего профессиональной, и, как правило, она связана с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий;
2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;
3) эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;
4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т. е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, ибо обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему. Закон относит к государственной службе исполнение должностных обязанностей лицами, заменяющими государственные должности категории «Б» и «В».
Государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ. Для государственной должности характерен установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Лицу, занимающему государственную должность, определяется денежное содержание, а также на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей в соответствии с Законом РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Деятельность государственных служащих проявляется различным образом. В частности, государственные служащие:
1.Реализуют полномочия распорядительного и регулирующего характера во всех сферах государственного строительства; следовательно, государственная служба — это осуществление функций государства от его имени лицом, занимающим государственную должность государственной службы в государственных органах и их структурных подразделениях.
2.Реализуют юрисдикционные действия, т. е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам.
3.Осуществляют юридически властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и т. д.).
4.Осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан.
5.Совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и пр.).
Учитывая то, что деятельность государственных служащих образует, изменяет и прекращает правоотношения, мы делаем вывод, что она имеет важные правовые последствия.
Муниципальной службой является профессиональная деятельность служащих на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки муниципальной службы:
во-первых, это особый вид публичной службы, т. е. служба в органах местной публичной власти;
во-вторых, это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета;
в-третьих, это должность по исполнению полномочий этих органов, т. е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования и, наконец, четвертое, это деятельность, организуемая на постоянной основе, т. е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно), а выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно).
Муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления.
Виды государственной службы
Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются:
—Администрация Президента РФ;
—Аппарат Правительства РФ;
—аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ,
—Аппарат центральной избирательной комиссии РФ;
—Аппарата счетной палаты Российской Федерации;
—федеральные государственные органы, подведомственные Президенту и Правительству Российской Федерации.
Депутаты представительных органов государственной власти и судьи не относятся к служащим федеральной государственной службы.
Государственная служба субъектов Российской Федерации устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта Российской Федерации.
В специальной литературе общепризнано разделение государственной службы на два вида: гражданскую, например, служба в государственных органах Российской Федерации и еесубъектов, в администрации области, и милитаризованную, например, военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба.