Структура и правовой статус органов государственного управления.
Государственное управление — в широком смысле слова, это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
В узком смысле слова, государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Государственное управление в узком смысле слова осуществляют органы исполнительной власти: Правительство, министерства, государственные комитеты, комитеты, администрации краев (областей). Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями.
Субъектами государственного управления являются государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления — это предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, которая осуществляется субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно - распорядительной.
Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — «исполнительная власть». Это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации в ст. 10 определила, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, таким образом провозгласив принцип разделения властей.
Основными чертами государственного управления является то, что:
1) государственное управление является организующей деятельностью;
2) государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий;
3) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством:
Законодательная власть готовит и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполнительной власти (в пределах, установленных Конституцией РФ, ст. 101, 103, 114).
На исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих законов (ст. 114 Конституции РФ). Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти возложены на аппарат государственного управления во главе с Правительством. Аппарат, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство). Именно это является основанием именовать исполнительную власть исполнительно-распорядительной.
Органы судебной власти, согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, призваны осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция — это контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц.
Из всего ранее сказанного следует, что исполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Она выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.
У исполнительной власти есть определенная сфера отношений, где она действует, которая включает в себя:
—отношения власти с гражданином;
—хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;
—отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.
Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:
1)исполнительная власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;
2)исполнительная власть обладает принудительным характером, она делает упор на силу — возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия;
3)предметность — наличие правовых, информационных, технических и организационных ресурсов;
4)исполнительная власть носит организующий характер.
Целями деятельности исполнительной власти являются, в первую очередь, обеспечение условий, способствующих благополучию граждан, общества и государства, а также создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
Субъектом административного права признается обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Круг таких субъектов многообразен, и главное, что объединяет их — это обладание особым юридическим качеством — административной правоспособностью. Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий, могут быть субъектами административно-правовых отношений.
Субъектыадминистративного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность .
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
К числу индивидуальных субъектов относятся:
—граждане Российской Федерации;
—иностранные граждане и лица без гражданства.
Специфическими индивидуальными субъектами являются должностные лица. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти.
К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации — государственные и
негосударственные.
Государственные организации как субъекты административного права — это:
—органы исполнительной власти (органы государственного управления);
—государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т. п.);
—структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права:
· общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);
· трудовые коллективы;
· органы местного самоуправления;
· коммерческие структуры;
· частные предприятия и учреждения.
Конкретными разновидностями субъектов административного права являются:
· граждане Российской Федерации;
· иностранные граждане;
· лица без гражданства;
· Президент Российской Федерации; Президенты субъектов Российской Федерации;
· федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· государственные служащие; государственные предприятия, учреждения и организации;
· негосударственные предприятия; учреждения и организации;
· органы местного самоуправления; муниципальные предприятия; учреждения и организации;
· фонды; общественные объединения; религиозные объединения;
· совместные и иностранные предприятия; учреждения и организации.