Принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3. единство таможенной территории РФ;
4. взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5. обеспечение выполнения обязательств рф по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
6. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;
10. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.
Федеральный закон также определяет и разграничивает компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством следующих методов:
- таможенно-тарифное регулирование;
- нетарифное регулирование;
- запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные законодательством РФ.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем установления экспортных и импортных таможенных пошлин. Таможенный тариф - перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении через таможенную границу РФ.
Нетарифное регулирование осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
К нетарифным методам регулирования относятся:
- установление количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
- лицензирование в сфере внешней торговли товарами;
- введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер.
Количественное ограничение экспорта и импорта отдельных видов товаров может применяться в случаях, установленных федеральным законом. Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:
- временные ограничения или запреты экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые существенно важны для внутреннего рынка РФ;
- ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде.
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами - выдача компетентным государственным органом разрешений на ввоз или вывоз определенных видов товаров.
Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и импорт которых предоставляется исключительное право, а также организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.
Специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры принимаются для защиты экономических интересов страны в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидированным импортом на таможенную территорию РФ.
Специальная защитная мера может быть применена к товару, если по результатам расследования органа, проводящего расследование, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет или создает угрозу причинения серьезного ущерба соответствующей отрасли российской экономики.
Специальная защитная мера применяется по решению Правительства посредством введения:
- импортной квоты - ограничения импорта товара на таможенную территорию в отношении его количества или стоимости;
- специальной пошлины - пошлины, взимаемой таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Срок действия специальной защитной меры, за исключением продления срока действия такой меры, не должен превышать четыре года.
Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, если органом, проводящим расследование, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба или существенно замедляет создание этой отрасли российской экономики.
Демпинговым импортом является импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара. Товар признается предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар.
Антидемпинговая мера применяется по решению Правительства посредством:
- введения антидемпинговой пошлины - пошлины, которая взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
- одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня последнего пересмотра антидемпинговой меры.
Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств). Эта мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики применяется Правительством.
Внешнеторговый контракт.
Основным видом договоров, опосредующих реализацию товаров во внешнеторговых отношениях, является договор купли-продажи. В более ограниченных объемах используются договоры поставки, мены (бартера), предпринимательской комиссии (консигнации) и некоторые другие.
Порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи во внешнеторговом обороте подробно регламентирован Венской конвенцией.
Венская конвенция подлежит применению при следующих условиях. Первое условие - если обе стороны являются организациями государств - участников Венской конвенции; второе - если участники сделки находятся в разных странах, а не на территории одной страны. И третье условие - если стороны не предусмотрели в договоре применение иных правил или соглашений вместо Венской конвенции. При наличии трех названных условий, даже если в договоре нет ссылки на Венскую конвенцию, она подлежит применению к взаимоотношениям сторон по внешнеторговому контракту.
В силу ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 Гражданского кодекса РФ правила Венской конвенции являются частью российской правовой системы и в случае расхождения с национальным законодательством имеют верховенство над ним. Статья 6 Венской конвенции предусматривает широкую автономию воли сторон, позволяя им отступать от положений Конвенции или изменять их. Венская конвенция построена на принципе правовой диспозитивности. Это дает возможность субъектам вырабатывать условия контрактов на основе учета своих реальных возможностей и интересов.
Важное значение имеет форма международной сделки купли-продажи. Венская конвенция исходит из того, что договор международной купли-продажи товаров может заключаться в любой форме, включая устную. Однако несоблюдение письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность.
Международная коммерческая практика выработала ряд требований, предъявляемых к содержанию и структуре внешнеторговых контрактов. В письме Центрального Банка от 15 июля 1996 г. N2 300 «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» указываются минимальные требования к оформлению международной купли-продажи товаров. В частности, внешнеторговый контракт должен включать следующие разделы:
1. «Предмет контракта». В разделе указываются наименование и полная характеристика товара, количество, комплексность, ассортимент, качество товара, его тара (упаковка), маркировка. В этом же разделе могут быть зафиксированы базисные условия поставок.
2. «Цена товара», в котором обозначаются общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте контракта.
Во внешнеторговых контрактах используются следующие виды цен:
- твердая цена устанавливается в момент подписания и не подлежит изменению;
- скользящая цена - зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится;
- цена с последующей фиксацией, которая не указывается в контракте, а определяется соответствующей котировочной ценой на момент его исполнения. Котировочными ценами выступают справочные цены, цены статистики международной торговли, биржевые цены, цены аукционов.
3. «Условия расчетов». В данном разделе должны содержаться условия платежа, наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, форма страхования, обязательный перечень документов, передаваемых продавцом покупателю и подтверждающих факт отгрузки товара. Необходимо указать полные наименования и почтовые адреса банков сторон, номера счетов, платежные реквизиты.
4. «Срок поставки». Устанавливаются порядок поставки, срок поставки либо в виде конкретных дат, либо в виде периода времени с даты подписания контракта.
5. «Условия приемки товара по количеству и качеству». Указываются место, сроки, порядок проведения проверки качества и количества товара и предъявления рекламаций.
6. «Прочие условия и обстоятельства сделки». Оговариваются гарантийные обязательства, сроки и порядок предъявления претензий, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала и другие услуги.
7. «Форс-мажор». Формулируются форс-мажорные обстоятельства.
8. «Рассмотрение споров». Фиксируется порядок предъявления и рассмотрения претензий. Стороны могут договориться о рассмотрении спора в арбитраже, сделав арбитражную оговорку, либо сделать ссылку на государство, в котором будет рассматриваться спор.
9. «Ответственность сторон». Указываются санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон.
10. «Адреса покупателя и продавца». Указываются юридические и полные почтовые адреса продавца и покупателя, контактный телефон организации.
11. «Подписи сторон». В данном разделе должны содержаться подписи лиц, уполномоченных на заключение контракта, с указанием их Ф.И.О. и должностей, заверенные печатью.
В начале внешнеторгового контракта необходимо указать его унифицированный номер, дату и место подписания, определить стороны с их полным официальным наименованием и адресами, указать страну иностранного партнера и страну назначения.
При определении условий поставок большое значение имеют положения международных правил – ИНКОТЕРМС 2000 г. Они определяют обязанности сторон договора купли-продажи, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю, устанавливают момент перехода права собственности на товар, риск случайной гибели товара. Базисные условия поставок создают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке, страхованию, проведению таможенной очистки товара в него или нет.
Положения ИНКОТЕРМС имеют факультативный характер: они юридически обязательны для сторон сделки лишь при наличии в контракте прямой ссылки на этот документ. Приняв за основу правила ИНКОТЕРМС, стороны могут внести в него изменения и дополнения. При несовпадении толкования базисных условий в контракте и в ИНКОТЕРМС приоритет имеют условия контракта.
Одной из основных форм расчетов за товар в международной торговле служит аккредитив, поскольку он позволяет надежно обеспечить интересы каждой из сторон. Значительная часть расчетов по международным коммерческим сделкам осуществляется в порядке инкассо товарных документов. Применяются также расчеты чеками, платежными поручениями и другими способами.
Установление аккредитивных расчетов требует указания конкретного банка, где будет открыт аккредитив, его суммы и срока действия. Указывается согласованный с продавцом перечень документов, против которых производится оплата.
При договоренности об оплате векселями покупатель не переводит покупную цену, а передает продавцу выписанный или индоссированный на него вексель. Это дает преимущества обеим сторонам: продавец получает документ, который он может предъявить к платежу либо учесть в банке и обратить в деньги; покупатель же не обязан отвлекать денежные средства из оборота. Он получает даже отсрочку платежа, если только вексель не выписан с оплатой по предъявлении.
Порядок применения инкассо в международных расчетах регулируется Унифицированными правилами по инкассо, опубликованными Международной торговой палатой в 1995 г. При использовании документарного инкассо продавец после отгрузки товара передает своему банку инкассовое поручение по установленной правилами форме. К поручению прилагается комплект документов, перечень которых согласован с покупателем. Это коносамент или транспортная накладная, сертификат качества, свидетельство о происхождении товара, страховой полис, упаковочные листы.
Указанные документы пересылаются исполняющему банку, который делает представление плательщику. В соответствии с условиями инкассового поручения делается представление к акцепту или платежу. Плательщик под контролем банка проверяет документы и акцептует либо непосредственно производит оплату. Расчеты могут производиться также путем выдачи чека.
Международные торговые контракты не сводятся лишь к купле-продаже или к поставке. Становление рыночных отношений предопределяет необходимость использования встречной торговли и договоров мены, называемых бартерными. Бартерные контракты предусматривают обмен одного товара на другой. В них устанавливается количество взаимопоставляемых изделий либо сумма встречных поставок.
Бартерные сделки всегда получали распространение в условиях повышенного спроса на товар и нехватки у одной из сторон средств для его оплаты. В России тенденция к использованию бартерной торговли связана с резким ухудшением платежных возможностей отечественных предприятий. Эта проблема не разрешена и поныне. Внешнеторговые меновые операции были искусственно ограничены Правительством РФ.
Основными условиями договора мены в коммерческих отношениях являются количество и качество товара, передаваемого каждой из сторон, эквивалентность обмена по ценам мирового рынка, срок исполнения. В самом договоре или спецификации указывается перечень обмениваемых товаров, основные технические данные, количество, род упаковки, цена за единицу товара и общая сумма.
Бартерные сделки обычно предусматривают практически одновременную поставку контрагентами товаров в пункты назначения. Примерно в 30% случаев бартерные контракты не обеспечивают полной Эквивалентности взаимных поставок. Поэтому в контрактах приходится предусматривать расчеты за не покрываемое стоимостью встречной поставки количество товара по общим правилам внешнеторговой практики.