Понятие и источники правового регулирования внешнеторговой деятельности.

Торговый оборот в России является частью мирового торгового оборота. С отменой монополии государства на внешнюю торговлю любая организация и гражданин-предприниматель получили возможность выхода на зарубежный рынок, совершения внешнеторговых сделок. Сразу же возросло значение правил, регулирующих экспортные и импортные операции.

Внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговая деятельность - составная часть внешнеэкономической деятельности; последняя является более широким понятием.

Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Внешняя торговля товарами включает в себя импорт и экспорт товаров. Импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе.

Внешнеторговая деятельность осложнена существованием «иностранного элемента», что обусловливает наличие специальных нормативных правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность. Базовым документом правового регулирования внешнеторговой деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

К числу иных нормативных правовых актов, действующих в сфере внешнеторговой деятельности, следует также отнести Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», Федеральные законы от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле»; от 8 декабря 2003 г. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»; от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенный кодекс РФ 2003 г.

Большое значение во внешнеторговой деятельности принадлежит международным договорам, правила которых в соответствии со ст. 15 Конституции РФ имеют приоритет над нормами национального законодательства. Основным международным актом во внешней торговле является заключенная в г. Вене Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., вступившая в силу для СССР в 1991 г. (далее - Венская Конвенция).

В коммерческой практике используются также торговые обычаи, отражающие фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в тексте договора. Существующие в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями (ООН, УНИДРУА, Международная торговая палата). В международной практике наиболее распространены Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», цель которых - разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. Данные правила в настоящее время действуют в редакции 2000 г. Российская арбитражная практика исходит из того, что если во внешнеторговом контракте содержится отсылка к тому или иному варианту базисных условий, предусмотренных Инкотермс, соответствующие положения становятся обязательными для сторон.

Для осуществления внешнеэкономической деятельности большое значение имеет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России), выступающая основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД России базируется на единой международной товарной классификационной системе, получившей название Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Введение товарной номенклатуры связано с использованием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенный тариф является систематизированным перечнем товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Каждый товар, включенный таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки пошлины. Таможенные номенклатуры товаров широко используются для ведения внешнеторговой статистики, данные которой позволяют проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики.

С принятием Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» право заниматься внешнеэкономической деятельностью, в том числе посреднической, без специальной регистрации получили все зарегистрированные на территории РСФСР предприятия и организации независимо от формы собственности.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» правом осуществления внешнеторговой деятельности в РФ обладают любые российские и иностранные лица. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и федеральными законами РФ.

Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования) могут осуществлять внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

Наши рекомендации