Основные направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Однако со всей очевидностью проявились и недостатки в области государственного регулирования внешнеэкономических связей России, которые определяют основные направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в дальнейшем в целях повышения степени защиты национальной эконо­мики России от негативного влияния со стороны внешнего рынка:

1. По-прежнему запаздывает разработка и утверждение отдельны­ми ведомствами важнейших инструктивных материалов, конкретизи­рующих положения и установки документов "высшего уровня", т. е. законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Прави­тельства.

2. Введение новых правил тарифного и нетарифного регулирова­ния экспорта и импорта в целом осуществляется в правильном на­правлении. Однако существующая система тарифного регулирования импорта и система налоговых платежей (НДС и акцизов) представ­ляется недостаточно эффективной как с точки зрения уровня ставок по отдельным видам товаров, так и с позиций самой методики при­менения.

3. Запаздывает принятие нового варианта закона об иностран­ных инвестициях, который безнадежно устарел и, с одной стороны, служит препятствием для притока иностранных инвестиций на терри­торию страны, способных дать реальный экономический эффект, а с другой стороны — создает почву для экономических правонарушений и преступлений как со стороны самих предприятий с иностранными инвестициями, так и со стороны российских и зарубежных учредите­лей. В этом же направлении действует отсутствие закона о свобод­ных экономических зонах и других законодательных актов, направ­ленных на регулирование предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала на территории России.

4. Президентским указом от 6 марта 1995 г. № 244 "О признании утратившим силу и об отмене решений Президента Российской Федерации в части предоставления таможенных льгот" положено начало ликвидации широкого распространения в 1992—1993 гг. в отечествен­ной практике системы предоставления льгот предприятиям и регионам при осуществлении ими ВЭД.

5. По-прежнему происходит несогласованность между законода­тельной и исполнительной властью, отдельными ведомствами России при подготовке нормативных документов по регулированию ВЭД. Нарушаются положения закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который установил принцип "единовластия" в сфере оперативного регулирования внешних экономиче­ских связей.

6. На начальной стадии находится разработка систем страховых приоритетов во внешней торговле России.

7. Должна быть исключена эйфория в отношении возможности быстрой перестройки структуры экспорта России уже в ближайшей перспективе, хотя в долгосрочном плане глобальный ориентир должен быть выбран в этом направлении. На первых этапах реализации стра­тегии повышения в экспорте доли продукции обрабатывающей промыш­ленности усилия должны быть направлены на поддержку тех отраслей, продукция которых уже обладает высокой конку­рентоспособностью на мировых рынках. Необходимо держать под контролем ситуацию в производстве основных валютоемких сырьевых товаров, акцентируя внимание на контроле за поступающими от экспорта этой продукции валютными средствами и целевым их направ­лением на модернизацию и совершенствование производственной базы. Усиление контролирующей функции государства в сфере внешнеторговой деятельности позволит накопить и рационально использовать производственный и экспортный потенциал в дальнейшем. Необходимо — на законодательной уровне — ускорить восстановление монопольных позиций государства в производстве, экспорте и импорте отдельных стратегических видов продукции.

8. Важной необходимости является восстановления нарушенных хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, в первую оче­редь стран СНГ, не следует форсировать реализацию идеи создания и расширения Таможенного и Платежного союза, к которому пытаются присоединиться государства, структура экономики которых и методы управления ею, в том числе внешнеторговой сферой, значительно различаются. Опыт зарубежных государств показал, что к такого рода объединениям они шли долгие годы по мере постепен­ной унификации структур экономики и механизма ее регулирования.

Наши рекомендации