Специфика прокурорскогонадзора за исполнением другихнаказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется
во-первых, тем, какой орган или учреждение исполняет этот вид наказания (инспекции, исправительные центры, арестные дома, колонии);
во-вторых, какие требования о порядке и условиях отбывания каждого из этих видов наказания предусмотрены в законе.
При проведении проверок законности исполнения наказаний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии сост. 18 УИК РФ к осужденным могут быть применены меры медицинского характера. Прокурору следует обращать внимание на соблюдение установленного законом порядка исполнения этих принудительных мер.
При проведении проверок законности исполнения наказания в виде ограничения свободы подлежат выяснению:
- законность нахождения осужденных в исправительных центрах;
- соблюдение требований закона о порядке отбывания ограничения свободы (привлечение к работам по благоустройству зданий и территории исправительного центра; раздельное содержание осужденных, ранее отбывших лишение свободы и имеющих судимость, от иных осужденных; раздельное содержание осужденных за преступления, совершенные в соучастии);
- соблюдение требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных (обеспечение нормой жилой площади, индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями);
- соблюдение требований закона о медико-санитарном обеспечении осужденных;
- обеспечение условий труда осужденных, привлечение к труду с учетом состояния здоровья и проф. подготовки;
- законность увольнения осужденных администрацией организаций, в которых они работают;
- соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
- законность применения мер поощрения, применяемых к осужденным, и привлечения к ответственности за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы;
- соблюдение администрацией исправительного центра, администрацией организаций, в которых работают осужденные, требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
- законность приказов, распоряжений, постановлений,администраций исправительного центра и администраций организаций, в которых работают осужденные;
- выполнение администрацией исправительного центра обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Выяснение указанных вопросов проводится путем проверок, проводимых в исправительных центрах и в организациях, в которых работают осужденные к ограничению свободы.
В начале проверки прокурор беседует с начальником исправительного центра, выясняет общие вопросы, истребует сведения о количестве и наименовании организаций, где работают осужденные; числе осужденных, состоящих на учете в исправительном центре.
Прокурор знакомится с документами — картотекой, журналом учета, личными делами осужденных, приказами, распоряжениями и постановлениями администрации и другими документами.
При посещении организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, прокурор беседует с представителями организации, с осужденными, которые там работают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации организаций и другими необходимыми документами.
Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходимых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.
При проведении проверок законности исполнения исправительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполнительных инспекциях, прокурор выясняет, все ли распоряжения суда обращены к исполнению.
К числу выясняемых вопросов относится и отбытие осужденным полностью срока назначенного судом наказания.
Проверяя соблюдение условий отбывания исправительных работ, прокурор исходит из требований ст. 40 УИК РФ.
Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.
Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы.
С учетом данных о состоянии законности прокурору необходимо решить, проводить ли проверки во всех организациях, либо ограничиться проверкой отдельных организаций; проводить проверку всех вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора, или проверить лишь некоторые из них.