Порядок осуществления надзорных функций за экспертной деятельностью.
Основным нормативным актом, регулирующим судебно-экспертную деятельность в Российской Федерации в настоящий период времени является Федеральный закон от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Указанный Федеральный закон распространяет свое действие и на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, поскольку об этом прямо указано в статье 41, то есть он имеет прямое действие на негосударственных судебных экспертов. При внимательном прочтении закона становиться ясно, что практически все основные вопросы экспертной деятельности им урегулированы. Так, задачи и принципы государственной судебно-экспертной деятельности и негосударственной судебно-экспертной деятельности одни и те же; нормы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица, при осуществлении и государственной и негосударственной судебно-экспертной деятельности единые; принцип независимости и для государственного и для негосударственного эксперта единый; положения об объективности, всесторонности и полноте исследований также единые; права и обязанности государственного и негосударственного эксперта одинаковые; правила отвода эксперта единые, независимо от того, государственный ли это эксперт или негосударственный; экспертное заключение и государственного и негосударственного эксперта должно отвечать единым критериям; и, наконец, правила присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы и в государственном судебно-экспертном учреждении и в негосударственном судебно-экспертном учреждении одинаковые. Таким образом, основные вопросы негосударственной судебно-экспертной деятельности законодательно урегулированы и урегулированы они теми же правовыми нормами, что и государственная судебно-экспертная деятельность. Для процессуальных целей законодателем в качестве эксперта определяется лицо, обладающее специальными знаниями, по касающимся рассматриваемого дела вопросам, и назначенное судом для дачи заключения, на основании проведенных исследований, с учетом их результатов. Процессуальным законодательством так же не установлено каких-либо преимуществ для экспертов в зависимости от их принадлежности к негосударственным или государственным. Эксперт об ответственности за дачу заведомо ложного заключения предупреждается вне зависимости от того является он государственным или негосударственным. Все приведенные выше положения подтверждают минимизацию законодательно закрепленных различий в правовом статусе государственного и негосударственного эксперта.
25. Подготовка и переподготовка кадров судебных экспертов
Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, сформулированы в ФЗ-73. Законодатель указывает, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами
Для подготовки вновь принятых сотрудников, не имеющих права производства экспертиз, за стажером, не имеющим экспертной подготовки, закрепляется эксперт-наставник из числа наиболее опытных работников. Наставник должен оказывать вновь поступившему сотруднику методическую помощь в освоении теоретического курса и приобретении практических навыков работы с приборами и оборудованием, контролировать выполнение подготовки, привлекать обучающегося к производству экспертиз и исследований, участию в следственных действиях в качестве специалиста.
Аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы руководителя структурного подразделения, в том числе и иногороднего филиала, производится по представлению начальника СЭУ, начальника ЛСЭ - по представлению начальника курирующего РЦСЭ, а начальника РЦСЭ - по представлению Управления судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы руководителя структурного подразделения РФЦСЭ производится по представлению заместителя директора по экспертной работе.
.В представлении на работника СЭУ, направляемого на аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы, подписанном руководителем соответствующего СЭУ (структурного подразделения) с проставлением даты, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, специальность по образованию, стаж работы в экспертном учреждении, занимаемая должность, полученная экспертная подготовка аттестуемого работника, а также дана оценка его деятельности как специалиста в соответствующей области судебной экспертизы.
К представлению прилагаются не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным сотрудником совместно с наставником.
В случаях самостоятельной подготовки эксперта по виду экспертной специальности, дополнительно вводимой в перечень экспертных специальностей СЭУ, утвержденный соответствующим приказом Минюста России, а также при подготовке эксперта в случае отсутствия наставника в судебно-экспертном учреждении к представлению прилагаются не менее пяти учебных наблюдательных производств по выполненным контрольным заданиям в соответствии с программами подготовки, положительная рецензия и отчет о прохождении кратковременной стажировки.
Материалы, представленные для аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, рассматриваются экспертно-квалификационной комиссией в месячный срок.
В процессе заседания комиссия изучает представленные на ее рассмотрение материалы, предлагает работнику ответить на вопросы по конкретной экспертной специальности, теоретическим основам судебной экспертизы, нормам процессуального законодательства и ведомственным нормативным актам, регулирующим экспертную деятельность, после чего дает оценку уровню его специальных познаний.
Решение принимается на основе коллективного обсуждения простым большинством голосов членов комиссии, принимающих участие в заседании.