Процессуальный порядок рассмотрения надзорных жалоб (представления).

В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право участвовать в судебном заседании при рассмотрении дела судом надзорной инстанции. В связи с этим суд надзорной инстанции обязан известить их о времени и месте судебного заседания, направив копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы эти лица имели возможность явиться в суд на заседание. В связи с тем, что правом обжалования судебных постановлений в порядке надзора наделены не только лица, участвующие в деле, но и иные лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями (ст. 376 ГПК РФ), суд надзорной инстанции также обязан известить их о времени и месте судебного разбирательства.

Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела судом надзорной инстанции (ч. 2 ст. 385 ГПК РФ).

Сроки рассмотрения дела установлены ст. 386 ГПК РФ. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ - не более чем 2 месяца со дня вынесения судьей определения. Следует отметить, что сроки на рассмотрение дел в суде надзорной инстанции по сравнению с ГПК РСФСР увеличились. Например, в соответствии со ст. 328 ГПК РСФСР дело рассматривалось надзорной инстанцией не позднее 20 дней, а в Верховном Суде РСФСР - не позднее месяца со дня поступления.

Рассмотрение начинается докладом дела председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением (ч. 3 ст. 386 ГПК РФ).

В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимают участие:

прокурор субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда - в заседании президиума суда субъекта РФ;

Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ - в Президиуме Верховного Суда РФ;

должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ - в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 386 ГПК РФ).

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о передаче жалобы (представления) в суд надзорной инстанции. Судьи могут задавать докладчику вопросы.

Лица, участвующие в деле, и иные лица, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу (представление прокурора).

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военная коллегия Верховного Суда РФ выносят определения.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов.

При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О принятых судом надзорной инстанции определениях (постановлениях) сообщается лицам, участвующим в деле.

§ 6. Основания для отмены судебных постановлений и полномочия суда надзорной инстанции

Суд надзорной инстанции не исследует новые доказательства. Рассмотрение происходит по имеющимся в деле материалам в пределах заявленных в жалобе или представлении прокурора доводах.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Существенное нарушение норм материального и процессуального права проявляется в незаконности и необоснованности решений нижестоящих судов, что является основанием к отмене или изменению решений в соответствии со ст. 362 - 364 ГПК РФ, которые регулируют рассмотрение дел в суде кассационной инстанции <1>.

<1> См.: Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2005. С.

433.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции вправе (ч. 1 ст. 390 ГПК РФ): 1)

оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора - без удовлетворения; 2)

отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; 3)

отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4)

оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5)

отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; 6)

оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ.

Статья 390 ГПК РФ дополнена новым содержанием: суд при рассмотрении дела в надзорном порядке проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора.

В то же время в интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом следует отметить, что суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Указания вышестоящего суда о толковании закона является обязательным для суда, вновь рассматривающего дело.

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступают в законную силу со дня их принятия (ст. 391 ГПК РФ).

Наши рекомендации