Правовое положение безработных граждан
Условия и порядок признания граждан безработными |
Приоритетной группой населения, на обеспечение занятости которой в первую очередь направлена деятельность органов
федеральной государственной службы занятости, являются без
работные граждане. Условия и порядок приобретения гражданином статуса безработного определяются Законом о занятости.
Согласно Закону о занятости безработными
признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Вместе с тем гражданин, обратившийся в орган службы занятости в целях трудоустройства, приобретает статус безработного не сразу, а только при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации. Исходя из этого, можно назвать условия признания гражданина безработным. Гражданин признается безработным, если он:
• трудоспособен. Трудоспособными признаются граждане в возрасте от 16 до 55 (женщины) и 60 лет (мужчины), если они не признаны в установленном порядке инвалидами I или П группы (Ш или П степени ограничения способности к трудовой деятельности, согласно новому пенсионному законодательству)1;
• не имеет работы и заработка (дохода)2;
• зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы;
• ищет работу и готов приступить к ней;
• не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;
• представил в орган службы занятости все необходимые документы - паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за
1Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» безработным может быть
признан инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом
характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке. Решение о
признании инвалида безработным принимается органами службы занятости.
2При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и со
храняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной
службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата (подробнее
об этом см. § 4 гл. 7 настоящего учебника).
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 205
последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорт и документ об
образовании.
При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов. Однако статус безработного приобретается как бы с «обратной силой» - не в день принятия решения о признании гражданина безработным, а в день предъявления им указанных документов.
Определяя порядок и условия признания граждан безработными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными. Это граждане:
• не достигшие 16-летнего возраста;
• которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Вместе с тем гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности)
дважды;
• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;
• не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
• осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения
свободы;
• представившие документы, содержащие заведомо ложные
сведения об отсутствии работы и заработка, а также пред
ставившие другие недостоверные данные для признания их
безработными.
206 Правовое обеспечение профессиональной деятельности Однако Закон о занятости предусматривает, что граждане, которым правомерно отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Принципиальное значение при решении вопросов, связанных с признанием гражданина безработным, и ряда других имеет понятие подходящей работы.
Понятие подходящей работы |
Подходящая работа - это такая работа, которая соответствует: а) профессиональной
пригодности работника с учетом уровня его
профессиональной подготовки; б) условиям
последнего места работы1; в) состоянию здоровья; г) транспортной доступности рабочего места2. При этом не имеет значения, является ли такая работа временной или постоянной.
Вместе с тем для отдельных категорий безработных подходящей считается и иная оплачиваемая работа, не соответствующая указанным признакам (в том числе общественные работы), если только она отвечает требованиям трудового законодательства. К таким категориям относятся граждане:
• впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
• не имеющие профессии (специальности);
• уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
• ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
• стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
• направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
• отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
• состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
• обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
_____________________
1 Не принимаются во внимание условия оплачиваемых общественных работ. 2 Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина, ищущего работу, определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 207
В любом случае не может считаться подходящей работа, если:
1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы1.
Правовой статус безработного |
Правовое положение безработных граждан определяется принадлежащими им правами и обязанностями. Однако главные особенности этого статуса проявляются в государственных гарантиях социальной поддержки безработных. Государство гарантирует безработным:
• выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
• выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
• возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Кроме того, время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерываает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
Помимо государственных гарантий социальной поддержки правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным,
____________________
1 Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.
208 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содержании, органами службы занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
Пособие по безработице |
Одновременно с решением о признании гражданина безработным принимается решение о назначении ему пособия по безработице.
Поскольку для признания гражданина безработным причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет, постольку она может сказаться лишь на выплате пособия, но не влияет на иные образующие статус безработного правомочия1. Так, в соответствии с законом выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае, если его получатель был уволен с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом.
Размер пособия по безработице дифференцируется в зависимости от категории безработных.
1. Для граждан, уволенных из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы,
и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:
• в первые три месяца безработицы - в размере 75 % от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
• в следующие четыре месяца - в размере 60 %;
• в дальнейшем - в размере 45 %.
Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20 % этой величины. При этом размер пособия во всяком случае не должен быть ниже 100 рублей.
Так же определяется размер пособия гражданам, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. За основу в этих случаях берется среднемесячный размер денежного довольствия гражданина.
3. Иным гражданам, не отвечающим указанным выше при-
______________________
1 Например, гражданин с его согласия может быть направлен на общественные работы, за ним сохраняется стаж, дающий право на пенсию и т. д.
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 209
знакам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.
Для некоторых безработных Закон о занятости предусматривает повышенный размер пособия. К таким безработным относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях:
• неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
• отказа без уважительных причин явиться в органы службы
занятости для получения направления на работу (учебу).
Правовой статус безработного |
Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Из этого правила есть одно исключение. Согласно трудовому законодательству за гражданами, уволенными из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, в течение определенного периода (двух-трех месяцев) сохраняется средняя заработная плата. Поэтому, если такие граждане признаны в установленном порядке безработными, но не трудоустроены в указанный период, пособие по безработице начисляется и выплачивается им начиная с первого дня по истечении этого периода.
Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты, однако это возможно только за счет средств соответствующих бюджетов.
210 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Приостановление выплаты пособия |
Выплата пособия может быть приостановлена на сорок до трех месяцев в следующих случаях:
• отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей
работы;
• отказ по истечении трехмесячного периода безработицы
от участия в оплачиваемых общественных работах или от
направления на обучение органами службы занятости. Данное основание распространяется только на граждан, впервые
ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую
деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года,
предшествовавшего началу безработицы;
• явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
• увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом;
• отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
• самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости;
• нарушение безработным без уважительных причин условий
и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
В случае приостановления выплаты пособия по безработице этот период, тем не менее, засчитывается в общий период выплаты пособия (т. е. неполученные суммы не могут быть получены впоследствии) и не засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение при установлении права на трудовые пенсии.
Закон о занятости предусматривает также периоды, когда выплата пособия по безработице не производится (приостанавливается), но которые не засчитываются в общий период выплаты пособия и продлевают его. Это периоды:
• отпуска по беременности и родам;
• выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 211
• призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе,
с исполнением государственных обязанностей.
Прекращение выплаты пособия |
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:
• признания гражданина занятым по предусмотренным Законом о занятости основаниям;
• прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
• длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
• переезда безработного в другую местность;
• попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
• осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
• назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Материальная и иная помощь |
Закон предусматривает возможность оказания органами службы занятости в период безработицы гражданина материальной и иной помощи:
• безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты;
• лицам, находящимся на содержании безработного. К ним относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода (в том числе не получающие стипендий, пенсий и пособий по безработице, не находящиеся на государственном содержании) и состоящие с ним в родстве;
• гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку (при необходимости).
Эта помощь предполагает, в частности, дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохране-
212 Правовое обеспечение профессиональной деятельности ния и общественного питания.
Общественные работы |
Важным средством социальной поддержки
безработных и обеспечения временной занятости населения являются также оплачиваемые общественные работы, под которыми понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости, как правило, в государственных либо муниципальных организациях, а также в частных организациях с их согласия.
Участие граждан в общественных работах является добровольным и основано на заключаемом с ними срочном трудовом договоре. Поэтому на этих граждан в полной мере распространяется законодательство о труде, в том числе об оплате труда, и социальном страховании. Кроме того, в период участия безработных граждан в общественных работах за ними, по общему правилу, сохраняется право на получение пособия по безработице.
Преимущественным правом на заключение трудового договора об участии в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, а также безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан1.
Профессиональное обучение |
Профессиональное обучение безработных обучение граждан, включающее профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлено на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной
______________________
1Подробнее об оплачиваемых общественных работах см.: Положение об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3533.
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 213
мобильности и конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с заключаемыми с ними органами занятости договорами. Однако не допускается получение безработными гражданами по направлению органов занятости второго высшего или среднего профессионального образования.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, краткосрочным. Его продолжительность устанавливается профессиональными образовательными программами и не должна превышать шести месяцев, а в отдельных случаях -календарного года.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
а) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
б) необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся
у гражданина профессиональным навыкам;
в) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Профессиональное обучение безработных граждан включает в себя следующие виды обучения:
214 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
• переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;
• обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
• повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;
• профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);
• повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
• стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей. Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.
Одним из направлений профессионального обучения является обучение безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности. Оно может быть как самостоятельным курсом, так и одним из разделов учебного плана при профессиональной подготовке, переподготовке, обучении вторым профессиям, повышении квалификации.
Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 215
Стипендия |
В зависимости от вида и формы профессиональное обучение
включает в себя теоретический курс, производственное обучение
(производственную практику) и при необходимости стажировку'.
Стипендия является одной из форм социальной поддержки безработных и выплачивается гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Стипендия начисляется с первого дня обучения.
Размер стипендии дифференцируется в зависимости от категорий безработных граждан, направляемых на обучение, и составляет:
1) для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума и не ниже 20 % его величины. Стипендия таким гражданам выплачивается за счет средств соответствующих организаций;
2) для граждан, уволенных из организаций в течение года, предшествовавшего началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, - в размере 75 % от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума и не ниже 20 % его величины;
3) для всех иных граждан, включая ранее не работавших или не работавших более одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.
Для некоторых категорий граждан Закон о занятости предусматривает повышенный размер стипендии. К таким гражданам относятся безработные, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
______________________
1 Подробнее о профессиональном обучении безработных см.: Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2000 г. // БНА. 2000. № II.
216 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие граждане по закону считаются безработными? Каковы условия и порядок приобретения статуса безработного? Какие граждане не могут быть признаны безработными?
2. Назовите признаки подходящей работы. При каких условиях подходящей считается и иная оплачиваемая работа? Какая работа не может быть признана подходящей?
3. Дайте общую характеристику правового статуса безработных.
4. Что такое пособие по безработице? Каковы его размер, порядок и продолжительность выплаты? В каких случаях выплата пособия приостанавливается, временно не производится? Укажите основания прекращения выплаты пособия.
5. Расскажите о таких средствах социальной поддержки безработных, как материальная (или иная) помощь и общественные работы.
6. Охарактеризуйте систему профессионального обучения безработных граждан: организация обучения, основания направления на обучение, его виды и формы.
7. Расскажите о стипендии как форме социальной поддержки безработных.
8. § 1. Понятие, содержание и виды трудового договора |
ГЛАВА 7. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР |
Понятие трудового договора |
Одной из форм реализации гражданами их конституционного права на труд является трудовой договор. Наряду с ним существуют и другие формы реализации этого права - членство в производственном кооперативе, гражданско-правовые договоры подрядного типа, государственная служба, индивидуальное предпринимательство и др. Однако из всех указанных форм трудовой договор в настоящее время является преобладающей.
Трудовой договор - это соглашение, заключаемое между работодателем и работником, которое выступает основанием возникновения трудового правоотношения, т. е. взаимных прав и обязанностей его сторон. Таким образом, трудовой договор представляет собой наиболее важный юридический факт в трудовом праве. Основываясь на ст. 56 ТК РФ, можно дать следующее определение трудового договора.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить предусмотренные правовыми нормами условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Из приведенного определения следует, что сторонами трудового договора являются, с одной стороны, работодатель (организация или физическое лицо), а с другой - работник. Работником как стороной трудового договора может быть любое физическое лицо, обладающее необходимым для "этого объемом трудовой праводееспособности.
Признаки трудового договора |
Как известно, гражданин может выполнять трудовую деятельность также и на основании
гражданско-правовых договоров: подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторских договоров и др. Однако заключение любого из этих договоров не дает работнику таких гарантий, какие предоставляет ему трудовое законодательство в случае заключения трудового договора. В связи с этим возникает необходимость определить те критерии, по которым тру-
218 Правовое обеспечение профессиональной деятельности довой договор отличается от иных договоров, предметом которых I выступает труд (работа) физических лиц. Такими критериями являются следующие характерные признаки трудового договора.
1. Трудовой договор предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, которая чаще всего характеризуется профессией, специальностью и квалификацией работника и (или) занимаемой им должностью.
Трудовая функция - это круг тех действий, выполнение которых входит в трудовые обязанности работника. Трудовая функция определяется указанием рода работы, которую должен выполнять работник, или должности, которую он будет занимать. В большинстве случаев это требует указания на конкретную профессию, специальность и квалификацию работника (например, токарь по металлу 6-го разряда). Под профессией понимается совокупность приобретенных работником специальных трудовых навыков, объединяемых общим названием (слесарь, столяр, медсестра, учитель и т. п.). В пределах одной профессии, как правило, различают несколько специальностей (например, учитель-математик, учитель-биолог и т. п.). Квалификация характеризует степень и вид профессиональной облученности работника и устанавли- j вается в форме присвоения работнику разряда, категории или диплома (например, диплом учителя, врача). Наиболее детально трудовая функция работника характеризуется в тарифно-квалификационных справочниках.
Следует иметь в виду, что понятия «трудовая функция» и «работа по определенной должности, специальности, профессии и квалификации» могут не совпадать как по объему, так и по содержанию. Такая ситуация имеет место, например, при приеме на работу несовершеннолетних, еще не успевших получить определенные профессиональные знания и навыки, при заключении договоров на выполнение неквалифицированных работ, не требующих определенной профессиональной подготовки и т. д. Кроме того, работник может заключить трудовой договор с трудовой функцией, характеристика которой вообще выходит «за рамки» определенных профессий и специальностей, известных практике правового
регулирования.
В гражданско-правовом договоре, в отличие от трудового, речь всегда идет об индивидуально-конкретном задании, которое должно выполнить лицо (подрядчик, поверенный, исполнитель, ав< тор) безотносительно к его специальности или квалификации.
2. Целью трудового договора является урегулирование са-
Глава 7. Трудовой договор 219
мого процесса труда, в то время как гражданско-правовой договор направлен на получение результата труда. Например, подрядчик должен в установленный договором подряда срок выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику; в противном случае он не вправе претендовать на вознаграждение, несмотря на то, что, возможно, и выполнял работу. Работник же должен прежде всего надлежаще выполнять свою трудовую функцию, и даже если тот результат, на который был направлен его труд, по каким-либо причинам не будет достигнут (исключая вину самого работника), это не освобождает работодателя от выплаты ему заработной платы.
3. Рассмотренная особенность находит свое выражение также
и в том, что по трудовому договору работодатель обязан обеспечить работнику нормальные условия труда, соответствующие
нормам трудового права, а также организовать его труд. Для
гражданско-правов